Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор
человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы
общественного творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не
мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшиеся стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т. д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы же, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству, являются уже результатом деятельности самого человека, имеют, так сказать, «антропогенный», строже говоря, социальный характер. Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине «гамлетовского» вопроса: быть или не быть? Роковым для судеб человечества вызовом стал такой уровень познания, овладения и «контроля» человека над природой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, открыв тем самым зловещую перспективу самоубийственной ракетно-ядерной мировой войны и породив архиглобальную (среди других глобальных проблем, с которыми уже столкнулось человечество) проблему — проблему войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей мере именно в войнах, которые разрушали все, что создавалось людьми, но еще большая горечь этого зла проявлялась в том, что войны уничтожали и самих людей. К сожалению, зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается, по выражению А. Тойнби, Молохом, пожирающим все большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья. Но человек не должен оставаться беззащитным перед войной, как на определенной стадии организм — перед раковой опухолью. Первым средством в этой его «противораковой» борьбе должен быть отказ от войны как средства продолжения политики. В современном мире, где действуют во многом новые закономерности, сложившиеся в полтора-два последних десятилетия, формируется и новая логика прогресса, которую в нынешний ядерный век можно назвать «логикой ядерной эры». Она, эта логика, отменяет срабатывавшую веками общую формулу о том, что война есть рациональное продолжение политики, только иными средствами. Ныне очевидным стал именно ее иррациональный смысл, а точнее, полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем. Объективное изменение смысла войны предъявляет совсем иные требования к военно-политической, экономической и дипломатической роли государств на мировой арене. Отказ от войны как средства продолжения политики настойчиво диктуется не только субъективными устремлениями к мирному сосуществованию отдельных народов, но и объективными причинами: в ядерной войне не может быть победителя. А это полностью обессмысливает самую постановку вопроса о войне. Сложились условия, в которых противоборство между капитализмом и социализмом может протекать только в формах мирного соревнования и мирного соперничества. Человечество не имеет ни малейшего шанса выжить в истории, если не осознает в полной мере угрозу, нависшую над его существованием, и не примет мер, способных предотвратить его гибель. Единственная возможная ныне победа — это победа разума. На его мудрость человечество уповало с древнейших времен. Древнеиндийская философия, например, оставила нам множество изречений, свидетельствующих о глубоком гуманистическом проникновении в смысл жизни, человеческую способность самосовершенствования на основе любви к себе подобным. Одно из таких изречений Будды гласит: «Только такая победа может считаться настоящей, при которой все в равной мере являются победителями и никто не терпит поражения». К чести человечества следует сказать, что оно все острее осознает угрожающую ему опасность и в меру своих сил предпринимает всевозможные действия (как в индивидуальных формах протеста, так и в организованных массовых выступлениях) за предотвращение опасности гибели цивилизации.
Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порождённые кризисным состоянием взаимоотношений природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым оказывается экологический кризис, выражающийся в повсеместном загрязнении окружающей среды одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты – её земных и водных ресурсов. Человек выработал в себе чувство безграничной власти над природой, а теперь ему волей-неволей приходится осознавать её и свою конечность. Сегодня повсюду слышны призывы сохранить хрупкий баланс биосферы. Но для этого нужно изменить производственные технологии, для чего требуется и изменение ценностных ориентаций человека – формирование его экологического мышления.
Не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни, особенно в крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным характеристикам порой оказываются зачастую неизвестными, что пагубно действует на человека.
От эффективного решения глобальных проблем, требующего, во-первых, комплексного подхода, а, во-вторых, выработки межгосударственной (и даже шире - межпланетарной) стратегии, зависят судьбы общественного прогресса.
Сейчас еще рано утверждать, что эта стратегия уже подробно разработана, обретя статус теории, и остается лишь осуществить ее на практике. Если марксистско-ленинская концепция мирного сосуществования развивается и апробируется практикой уже не одно десятилетие, то концепции глобальных проблем, миропорядка и глобальных социальных процессов находятся пока в стадии становления. Но уже теперь ясно, что без осмысления новых глобальных особенностей социального международного развития, без соответствующей корректировки целей, интересов, политической и экономической практики государств, выработки единых нравственных норм и принципов взаимодействия общества с природой невозможно сформулировать цельную стратегию действий государств в мире так, чтобы она в максимальной мере сочетала интересы каждого государства с интересами человечества в целом. Эта стратегия не может быть создана изолированно, каждым государством в отдельности. Она может выработаться лишь в результате активного и благоразумного их диалога, взаимодействия культур, в котором интересы отдельных государств будут соотнесены с общечеловеческими интересами выживания и развития и подчинены интересам миропорядка в целом.
Человечество обязано научиться жить во все более интернационализирующемся, взаимопроникающем мире, вырабатывать новые принципы взаимодействия государств, построенные не на стремлении каждого из них проецировать свои интересы, ценности и цели на остальной мир, а на умении реалистически учитывать интересы других стран, как больших, так и малых. Стоящая перед человечеством глобальная проблема сохранения своего бытия и обеспечения условий дальнейшего прогрессивного саморазвития выдвигает как условие задачу формирования нового мышления. Только через преодоление надменного невежества по отношению к другим народам, через подлинное понимание друг друга возможно утверждение нравственных гарантий мира и выживания человечества. Человечество может и должно найти пути к тому, чтобы стать конструктивно и осознанно действующим субъектом единой всемирной истории.
Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
Религия (мировая) – начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Должно быть чувство страха и вины перед Богом за свои грехи.
Характерной чертой древнегреческой философии является её связь с математикой, географией, астрономией, медициной, т.е. со всеми науками, которыми человек владел в то время, поэтому различия между этими науками не проводились. Философия – наука всех наук (объединяла все науки). Философ – всякий многознающий человек [впоследствии Гегель объединял все науки].
Древняя Греция – это переход от первобытного общества к рабовладельческому. В первобытном обществе человек был подавлен чисто физическими трудностями, что отнимало всё свободное время, и было не до духовной культуры, без которой не может быть полноценного общества. В Древней Греции рабы (~ животные) были вне социальных отношений [Аристотель: “Раб – говорящее орудие труда”]. Рабовладельцу выгодно, если раб умрёт, т.к. можно добыть среди воинов новых рабов. В результате, остальная часть населения получила возможность заниматься искусством, наукой, философией. Несмотря на эксплуатацию, где человек не считался с человеком, этот переход – прогресс.
Древнегреческие города-полисы были разбросаны по побережью и островам Средиземного моря. Объединяющими факторами были:
- мифология с единым пантеоном;
- равночтимый всеми эллинами Гомеровский эпос. На его основе выросло национальное самосознание, представление об избранности, привычка противопоставлять себя остальному миру (варварам).
Антропологические исследования ХХ в. доказали связь происхождения античной философии с древнеегипетской, вавилонской, индийской философией. Древнегреческие путешественники добрались до Индии.
Научная методология античных философов. Развитие техники было нещадно мало, поэтому не было экспериментов. Потребность в познании мира употреблялась путём наблюдения, аналогии и гипотезы. Соотношение между ними было таково: наблюдение доказывалось путём приведения аналогий и гипотез.
Древнегреческий материализм (вершина – Демокрит) не был последователен в том смысле, что хоть в основе и материя, но они не отрицали существования богов. Никто из древнегреческих материалистов не отрицал одушевлённость природы (ге(и)лозоизм).
Представители:
1.Милецкая (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
2.Гераклит (учение о субстанции, о противоречиях и об относительности свойств веществ);
3.Элейская школа: Ксенофан, Парменит, Зенон, Эмпедокл;
4. Демокрит;
5. Платон;
6. Аристотель.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 177 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!