Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Элементы базовой концепции народного здравоохранения



Итак, по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (1975) «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие человека».

Ясно, что при таком определении данного понятия фактическое состояние организма и индивидуального здоровья человека в принципе не может быть предметом статистического наблюдения, учёта и отчётности, поскольку оно характеризует только качественную сторону здоровья, притом – сугубо частный, так сказать, идеальный, исключительный случай этого качества. Именно поэтому, в частности, говорят, что полностью здоровых людей нет.

Следует добавить, что помимо ВОЗ-ского определения в специальных справочниках, энциклопедиях и литературе значатся еще около 200 определений данного понятия, разных по форме, но одинаковые по сути и по духу. Все они стараются определить здоровье не как реальный предмет внимания, интереса и усилий, а как некий эталон, идеальное состояние или идеально выполняемые функции организма и человека.

При этом существенно, что конкретные физиологические параметры, характерные для теоретической «нормы», носят чисто статистический характер и являются усредненными, так что в принципе этот «эталон качества» здоровья «среднего человека» расписан довольно подробно, хотя и никому прямо не подходит. Однако именно в таком – сугубо условном смысле он и используется в практике. Реальная же картина очень сильно варьирует, поскольку зависит от великого множества факторов, – национальности, возраста, генетических особенностей, болезней, условий жизни и труда и т.д. и т.п. Поэтому в медицинской статистике учитываются только болезни, которые понимаются как более или менее сильные отклонения от среднестатистической нормы, но не как индивидуальные вариации самой этой нормы.

В целом эта ситуация в медицине сильно похожа на ту, которая имела место в 17-м веке в классической физике и которая подробно описана в литературе, посвященной революции взглядов в этой области знания и практики (см. в частности, многочисленные работы Б.Г.Кузнецова). Опыт превращения классической физики в ее современную (или неклассическую) противоположность чрезвычайно полезен в нашем случае – и для понимания принципиальной ущербности всей методологии современного европейского здравоохранения, и для предсказания направления его преобразования по мере продвижения в ХХI век.

Точно говоря, по своей методологической зрелости и в сравнении с современной физикой европейская классическая медицина находится на том же уровне, на котором находилась классическая механика в ХVII-XVIII веках. Механистический тип, содержание и уровень мышления, тяготение к определениям и избегание неопределенностей – вот основа профессионального мировоззрения современной европейской медицины вообще и медицинской науки – в особенности. И винить в этом самих медиков нельзя, ибо мы имеем в этой области сейчас около 2,5 веков отставания по уровню методологической развитости по сравнению с далеко ушедшей вперёд неклассической физикой.

И наоборот, – древняя восточная медицина, активно оперирующая около 5 тысячелетий весьма неточными и плохо определенными понятиями, прежде всего – представлением о вообще не определенной «жизненной энергии», о космических «жизненных силах» (Изначально Живая Вселенная), Вселенских половых началах «Инь» (женское) и «Ян» (мужское) и т.д., – уже только по предмету своего внимания и усилий находится в методологическом отношении гораздо ближе к современному стилю научного мышления вообще и к современной (неклассической) физике – в частности.

Выше, при обсуждении «основы жизни» – воды, мы отметили факты, которые дали возможность предположить, что в структуру здоровья, дающего человеку возможность жить, то есть – существовать какое-то время в трёхмерном пространстве в виде классического объекта, непосредственным образом встроена смерть, то есть – некая сила, которая выводит нас из этого бытия и выводит за время жизни в биологическое небытие, то есть – в знаменитую китайскую «Великую Пустоту». При этом мы условно отождествили последнюю с «чёрными дырами», действующими в мировом космическом пространстве.

Тем самым мы обозначили понимание здоровья как поля сил жизни и сил смерти, которые взаимодействуют друг с другом в пространстве в течение времени жизни. Интересно, что вследствие действия на каждого из нас сил смерти мы постепенно «уходим» внутрь себя по пути в это самое «биологическое небытие», а вследствие действия на каждого из нас жизненных сил мы удерживаемся в пространстве как обычный классический объект. Стало быть, в структуре индивидуального здоровья одновременно действуют оба этих начала, причём одно из них в китайской натурфилософии и в медицине рассматривается как Вселенское Женское («Инь»-ское и связанное со смертью и умиранием), а второе – как Вселенское Мужское («Янское» и связанное с жизнью как с выживанием).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...