Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Общий смысл проблемы оздоровления нации



Как говорится в народе, «плюнь – попадешь» в больного, в болезнь или в чью-нибудь боль и страдание… Спроси кого-нибудь о здоровье – тебе расскажут о болезнях… Особенно, если запросить статистику, характеризующую состояние здоровья, скажем, жителей какого-нибудь города или предприятия… Данные будут только об их болезнях, поскольку состояние индивидуального здоровья не являлось и не является учетно-отчетной единицей для системы здравоохранения, а сводилось и сводится к простой констатации трудоспособности человека. То есть – к тому, может он в этом состоянии работать на общество или нет, или иначе – может его использовать общество и государство в качестве одного из средств для достижения своих целей или нет…

Все это тем более нелепо, что «…исходным практическим интересом всякого нормального человека, базирующимся на прочном и естественном фундаменте, всегда было и остается сохранение и развитие своего личного здоровья, а не накопление и анализ специфических сведений о болезнях и страданиях, уродствах и т.п. и даже – не об их причинах, способах предупреждения, лечения и т.д. Основным показателем степени сохранности личного здоровья для самого человека всегда было и остается его самочувствие, характер которого он определяет (оценивает и т.д.), прислушиваясь, так сказать, к «внутреннему голосу» – Голосу Природы. Гениальна формула Гиппократа, выражающая этот исконный, естественный интерес человека в данной области, – «Природа лечит, медицина помогает».

Понимание здоровья как определённого (ограниченного) количества жизненной силы из-за многих исторических причин не могло быть в полной мере осознано теоретически и освоено практически. Больше того – оно с годами и веками оказалось вытесненным фармацией и коммерцией на болезнях.

Европейская медицинская наука выбрала в качестве главного предмета своего профессионального внимания определённые болезни, она по существу отошла от такого естественного взгляда на здоровье и встала на путь развития знаний и практики, которые в большей мере отчуждены от нормальных жизненных интересов человека и общества, чем соответствуют им.

Всё, что связано с энергетической стороной жизнедеятельности организма человека, в официальном и в теоретическом планах перебивается в стране «с хлеба на квас» в виде фрагментов эзотерики и оккультизма, интуитивных или полумистических представлений, а в практическом отношении – живёт в форме стихийной самодеятельности отдельных личностей, осуществляемой по пособиям от разных школ восточной психофизической культуры.

В связи с этим в области здравоохранения нужно выделять не один, а два типа науки и практики, каждый из которых предполагает свои концепцию здоровья, предмет, метод и теорию, а также – систему мероопределения (или критериев). Оба этих направления развивались в европейских странах и во времени параллельно, но все более удаляясь друг от друга по существу и содержанию деятельности.

Первый тип познания и практики – это житейский опыт реальных людей в разных условиях жизни и трудовой деятельности, формирующийся по принципу «Век живи, век учись…». В основе этой самодеятельности населения лежат самочувствие человека, личная и национальная психофизическая культура и традиции разных народов, инстинкт самосохранения и генетически определенная «норма реакции» человеческого организма, которая определяет его приспособительные возможности и резервы жизнеспособности в разных условиях жизни и трудовой деятельности. В той мере, в которой этот житейский опыт построен на интуитивном осознании «Голоса Природы», данный тип практики всегда был и остается подлинным зачатком народного здравоохранения в собственном смысле слова.

Второй тип практики – это профессиональная, специфическая деятельность, выполняемая специально подготовленными медицинскими работниками и адресуемая конкретным больным и болезням, то есть – разным формам уже нарушенного здоровья.

Совершенно ясно, что взаимоотношение двух названных типов практики в принципе противоположно: чем лучше и крепче индивидуальное здоровье каждого члена общества и чем больше оно заботится об его сохранении, развитии и укреплении, наконец, – чем более здоровый образ жизни ведут члены общества, – тем меньше заболеваемость, а значит – нужда во врачах, лекарствах, больницах и т.п., короче – вообще в медицине и в ее специфических услугах.

Было и остается очень естественным для государства содержать целую армию врачей и множество учреждений, специализированных на работе с разными видами физических и душевных страданий, несчастий, уродств и т.д., поскольку оно не умело и пока не умеет жить по-человечески, а уродует жизнь своих членов иногда прямо с детства.

Столь же естественно и для медицинского ведомства отвечать на вопрос о здоровье на языке статистики болезней, как, впрочем, и для самих членов общества, которые все поголовно приучены к мысли, что в среднем случае неизбежны преждевременное старение, болезни и мучительная смерть в конце жизни.

Все это в целом представляется историческим, вернее – ПРЕДисторическим недоразумением, в котором виновата отнюдь не медицина, начинавшая когда-то «за здравие», а кончившая – «за упокой». Спрос и предложение… Как в наркобизнесе, где плата за услуги с одной стороны – деньги, а с другой – время человеческой жизни. Показательно развитие в нашей стране кардиологической службы, которая развернулась благодаря незабвенной памяти Леонида Ильича Брежнева с его больным сердцем и его личного доктора Евгения Ивановича Чазова. Пышным цветом расцвели в стране алкоголиков и обжор сердечно-сосудистая патология, с одной стороны, и мощная кардиологическая служба, помогающая людям вести и далее нездоровый образ жизни с такими заболеваниями, – с другой.

Необходимость преобразования здравоохранения из ведомства, специализированного на борьбе с болезнями и страданиями, в социально-экономическую инфраструктуру поддержания здоровья человека и общества в идеальном состоянии представляется совершенно очевидной. В связи с этим основную ставку нужно делать на практику первого типа, то есть – на «живое творчество масс» в вопросах совершенствования образа жизни, сохранения, укрепления и улучшения здоровья, а также – на новый тип взаимоотношений между общественным и профессиональным здравоохранением. Фактически профессиональная и народная медицина должны быть не альтернативны, а взаимодополнительны друг другу, что предполагает не конкуренцию между ними за кошелёк каждого больного, а их полную интеграцию в интересах ликвидации большинства распространенных болезней и улучшения здоровья человека и общества.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 235 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...