Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» – название портика в Афинах). Основателем данной философской школы считается Зенон Китийский.
Основная идея освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, стоики избрали иной путь для достижения этой цели. Это совершенствование через культуру и мудрость.
Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели, бесстрастию (апатии) и автаркии (самодостаточности).
Характерными чертами являются:
o призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
o признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
o определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
o призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
o признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
o неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
o оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла, пороков и невозможности делать добро;
o восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
o высокий эстетизм в мыслях и поступках;
o осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, человеческих пороков;
o признание стремления к счастью высшей целью человека.
Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Основные труды: "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни".
4. Киники (Менипп Гадарский, Бион Борисфенит, Кратет, Гиппархия, Метрокл из Маронеи). Основатель кинизма - ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.), а яркий представитель данного учения - Диоген Синопский. Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли продолжить его дело.
Характерными чертами являлись:
o возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
o добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
o отсутствие постоянного места жительства, скитания;
o паразитический образ жизни, попрошайничество;
o предпочтение; отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
o восхваление физической и духовной бедности;
o крайний аскетизм;
o замкнутость;
o критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
o непризнание авторитетов;
o воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
o неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
o отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
o не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали культуру, мораль, богатство;
o концепция внимания на пороках общества; худших человеческих чертах;
o радикализм, парадоксальность, скандальность.
5.Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма:
o противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
o предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных идей;
o не отрицали божественной природы человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
Наиболее известным представителем неоплатонизма эпохи Возрождения являлся Николай Кузанский (1401 – 1464) – священнослужитель, богослов, придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!