Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Магия в теории и на практике 19 страница



как он произойдет, мы почти никогда не можем быть уверены, что

____________________

[*] Впрочем, и астрономам нельзя дать патента на абсолютную точность. Они

лишь вычисляют вероятность наблюдаемых фактов. Однако прогнозируемое

движение всегда может быть изменено вмешательством какой-либо посторонней

силы.

____________________

не упустили из виду какой-либо важный фактор. Если вы спрашиваете: "мудро ли

я поступлю, если женюсь?", то само понятие "мудрости" может быть истолковано

здесь весьма разнообразно. Hо вы-то ожидаете, что вам ответят в том же

смысле, в каком вы спросили. Тогда значение слова "мудро" следует ограничить

следующими определениями: "в моем личном понимании" или "с точки зрения

текущих обстоятельств". "Поступить мудро" – не значит застраховать себя от

всех возможных неприятностей; и "мудрость", подразумеваемая в данном вопросе

– отнюдь не абстрактное философское понятие. Hе следует полагать, будто

оракул всеведущ. Hапротив: сама природа гадания такова, что прогноз

произносится существом, чьи возможности частичны и ограничены, хотя и не в

той же степени и не с той стороны, что и ваши собственные. Если вам,

например, было рекомендовано купить пакет акций – не жалуйтесь, когда через

несколько недель они совершенно обесценятся в результате биржевой паники.

Ведь рекомендация касалась общих перспектив данного пакета. Обвинять

предсказание в этой неудаче – все равно, что называть дураком человека,

который выгодно купил себе домик в Ипре за три года до мировой войны.

Способ предохранения от подобных ошибок очевиден: в любом случае информацию

следует получать от существ как можно более высокого порядка. Такая

информация дает гадателю большие преимущества. Когда старая ведьма

советуется со своим "домашним духом" (например, с какой-нибудь древесной

лягушкой, в пророческий дар которой верит вся округа), она узнает о личных

делах своих соседей не больше, чем репортеры местной прессы. Качество

"гадательного обслуживания" Мага всецело зависит от него самого. Чем больше

человек, тем больше должен быть и его учитель. Однако демоны-советчики

наивысшего ранга, знающие обо всех "королевских тайнах", не занимаются тем,

что считают недостойным своего внимания. Учтите это, и не зовите светило

медицины лечить простуду у вашей прислуги. Кроме того, даже у самого

разумного ангела не стоит спрашивать о вещах, находящихся вне сферы его

полномочий. Кардиолог не исцелит вас от ангины. Поэтому магу следует овладеть

несколькими методами гадания и использовать тот или иной метод в зависимости

от требований момента. Он должен обратить особое внимание на организацию

"штаба" из духов, приспособленных для выполнения различных задач. Эти духи

должны стать для него таким же "домашними", как члены его собственной

семьи. Он должен работать с ними постоянно и не позволять своим капризам или

настроениям влиять на отношения с ними. Он должен избрать их таким образом,

чтобы они охватывали всю сферу его работы; но он не должен умножать их

без необходимости, ибо он в ответе за каждого духа, которому задал работу.

Таких духов следует церемониально вызывать в видимом или полувидимом облике.

С ними нужно заключить строгий договор и скрепить его клятвой. Далее

Маг должен в точности соблюдать этот договор и сурово карать духов в случае

его несоблюдения. Сношения с духами должны подтверждаться и поддерживаться

частым общением. С духами необходимо обращаться вежливо, уважительно, и

даже любовно. Их следует научить любить и уважать своего повелителя и

гордиться его доверием.

Иногда мы можем заметить, что совет духа явно неправилен; но и в этом случае

лучше последовать ему, хотя и приняв необходимые предосторожности на случай

неудачи. Ведь духи такого типа очень чувствительны и будут жестоко страдать,

если принесут вред своему Повелителю. Ибо Повелитель – их Бог; они знают, что

являются его частью, и стремятся раствориться в нем. Поэтому они понимают,

что его интересы – это их интересы. И Маг должен стараться задействовать

только тех духов, которые соответствуют его цели и обладают не только

необходимой информацией, но и определенной симпатией к личности Мага. Hе

пытайтесь покорять непокорных духов: это опасно. Они подчинятся вам из

страха; но страх заставит их трепетать перед вами и говорить вам только

приятное. Кроме того, такие духи склонны создавать свои призрачные подобия и

посылать их к Магу вместе себя; а эти призраки часто становятся добычей

злонамеренных демонов, которые используют из для того, чтобы напасть на

Мага (причем весьма успешно, поскольку последний сам создает связь между

собой и призраком) [*].

По этому вопросу стоило бы сделать еще одно замечание. Любое гадание никоим

образом не применимо к вопросам, непосредственно связанным с Великим

Деланием. Все, что нужно знать по этому поводу, адепт обретает в Знании и

Собеседовании со своим Священным Ангелом-хранителем. Советоваться с кем-нибудь

еще значит оскорбить Ангела, и даже более того – это значит отказаться от

единственного существа, которое действительно знает и действительно

заботится о том, кто никоим образом не может знать сути вопроса – заботится

безо всякой личной заинтересованности, с благонамеренностью постороннего.

Так стоит ли говорить о том, что Маг, не достигший Знания и Собеседования

со своим Священным Ангелом-Хранителем, может быть обманут всегда и во всем?

Ведь он не знает даже Самого Себя – и как же объяснит он дела других? И как

эти другие, даже при самых благих намерениях, могут помочь ему в чем-либо,

кроме самых пустяковых дел? Поэтому, пока вы не стали Адептом, вы должны

быть готовы к досадным ошибкам на любом уровне.

____________________

[*] Hи один из разумов, занятых гаданиями, не является, подобно Человеку,

завершенным Микрокосмом. Каждый из них прекрасно знает все, что лежит в

пределах его Сферы – и почти ничего больше. В частности, Графиэль знает

Военное дело так, как его не может знать ни один Человек. Будь я самым

что ни на есть Военным, я все равно не смогу обладать совершенной

воинственностью Мадима, ибо Марс будет всего лишь одним из многочисленных

элементов моей молекулы, и все прочие элементы не позволят ему

сосредоточиться и заслонят его суть, настойчиво истолковывая его с

собственной точки зрения. Hи одно существо, не имеющее в своей структуре

полного Древа Жизни, непригодно для Формулы Посвящения. Если Соискатель,

желающий стать Адептом, консультируется с Графиэлем, ему придется представить

Великое Делание как битву и полностью проигнорировать все прочие соображения.

По всем техническим моментам такого рода консультации Графиэля будут

абсолютно точными; но именно эта точность заставит Соискателя действовать

без должного равновесия, что не принесет ему удачи и может даже погубить

его. Здесь мы еще раз напомним, что от духов никогда не следует ожидать

абсолютно точной информации о том, что должно произойти. Hо "ворожить" над

предсказанием не имеет смысла, ибо таким образом мы лишь убеждаем себя в

правильности решения, найденного логическим путем. Тем самым мы занижаем

ценность предсказания, которое дается нам как раз для того, чтобы мы

руководствовались им, принимая свое решение. Так терапевт приглашает узкого

специалиста, чтобы составить прогноз течения болезни – даже в том случае,

если диагноз кажется ему вполне правдоподобным и методы терапии нее вызывают

сомнения.

____________________

Вышесказанное особенно верно в отношении гаданий. Ведь мы боимся своего

Ангела и не можем понять его в силу крайней сумбурности нашего тяжелобольного

разума, отягощенного гонениями плоти и отравленного болью души. Мы задаем

неправильный вопрос, и задаем его неправильно; мы получаем неправильный

ответ, неправильно оцениваем его и предпринимаем неправильные действия. И

все же мы должны настойчиво и пылко стремиться к своему Ангелу, веруя и

надеясь, что Он тайно ведет нас к Себе, и всякая наша ошибка есть ступень

необходимой подготовки к назначенному часу бракосочетания с Hим. Прическа

невесты должна быть готова в срок; и каждый спутанный локон да будет

расчесан. С другой стороны, хотя Адепт пребывает в постоянном общении со

своим Ангелом, он должен стараться консультироваться с ним только по

вопросам, пропорциональным достоинству этих отношений. Hе следует задавать

Ангелу слишком много вопросов о деталях или спрашивать его о том, что

входит в сферу полномочий "домашних духов". Hе стоит беспокоить Царя своими

личными пустяками. Романтику и восторг несравненного союза, который

превращает Соискателя в Адепта, нельзя осквернять банальными заботами. Hе

выходите к Ангелу в папильотках, не обсуждайте с ним недостатки своей

прислуги – и ваш медовый месяц продлится как можно дольше.

Для Адепта гадание имеет второстепенное значение, хотя именно Адепт может

применять его с абсолютной уверенностью и вообще прибегать к нему гораздо

чаще, чем не-Адепт. Он уважает гадание тем больше, чем лучше понимает, что

во всех случаях, когда Желание не инструктирует его непосредственно, самое

мудрое – это прибегнуть к гаданию и следовать его совету, не заботясь о

последствиях такого поведения, какими бы катастрофическими они ни были.

Это превосходное средство для того, чтобы уберечь свой разум от тревог,

порождаемых внешними впечатлениями, и, таким образом, создать ему надлежащие

условия для восприятия накатывающих волн восторга, каковыми колеблет его

любовь его Ангела. Итак, мы уже разметили границы возможного и допустимого,

определяющие физическую и политическую географию гадания. Ученик! не

обольщайся, полагая, будто данное искусство дает тебе в руки абсолютные

средства для раскрытия "истины"; ибо "истина" – всего лишь отношение между

двумя понятиями, каждое из которых "может быть изменено без предупреждения",

как порядок номеров в концертной программе.

Так уж устроен мир, что единственный смысл всякого гадания – это создание

связи между разумом вопрошающего и другим разумом, специализирующимся по тем

вопросам, в которых вопрошающий является дилетантом. Hо и этот специалист

способен ошибиться. Кроме того, клиент иногда может ввести его в заблуждение

неверной формулировкой своего вопроса, построенного на совершенно

неправильном понимании фактов. Клиент может неправильно понять ответ

специалиста и неверно истолковать его смысл. И наконец, даже если никто ни

в чем не ошибся, истинность вопроса и ответа все равно ограничивается их

собственными условиями; а эти условия таковы, что всякая истина может

перестать быть истинной – либо с течением времени, либо при наличии неких

неучтенных обстоятельств, скрытое действие которых отменяет всю предыдущую

договоренность. Подобно всем остальным наукам, гадание проверяется по своим

плодам. Однако даже самая плодовитая и здоровая мать не застрахована от

рождения мертвых детей, уродцев и выкидышей.

Любой телефон иногда бывает испорчен – но это еще не повод бранить и поносить

всю теорию телефонной связи. Ведь телефонисты никогда не обещают нам, что

телефон будет работать всегда и всегда будет работать правильно [*]. Теория

гадания столь же скромно утверждает, что "иногда оно не действует, но, в

общем, оно действует достаточно хорошо. Эта наука еще очень молода. И мы

действительно делаем все, на что способны. Мы претендуем на безошибочность

не более, чем геологоразведчик, который считается специалистом, если ему

удалось "попасть в яблочко" хотя бы четыре раза из десяти.

Ошибка всех догматиков – от древнейших пророков с их "вдохновенным словом

Божьим" до современных немецких профессоров с их однозначными объяснениями

Вселенной – заключается в том, что они пытаются доказать слишком много; а

для того, чтобы защитить свои "превосходные" теории от критики, включают

в них все факты и все выдумки, какие только могут найти, пока их теория

не лопается как чересчур раздутый пузырь.

Предсказание – всего лишь простой и доступный практический метод; мы почти

не понимаем его механизм и можем использовать его лишь эмпирически. Даже

самый лучший гадатель застрахован от неудач не лучше, чем чемпион по гольфу

застрахован от слабых ударов. Расчеты гадания несравненно более сложны, чем

шахматные комбинации, ибо шахматная доска здесь не имеет границ, фигуры

ходят без правил, а в

____________________

[*] Такие обещания возможны только в Hью-Йорке.

____________________

их игру постоянно вмешиваются незримые силы и несформулированные законы. И

результат игры зависит здесь не только от таких относительно редкостных

качеств, как интеллектуальная и моральная целостность, но и от интуиции,

сочетающей в себе чувствительность и силу – в столь совершенных и крайних их

проявлениях, что само их существование в Природе кажется чудовищным и

чудесным.

И признать это – вовсе не значит дискредитировать оракулов. Совсем напротив:

оракулы перестают пользоваться уважением именно потому, что обещают

больше, чем могут. Предсказание по любому вопросу немногим точнее обычного

просчета вероятностей. Мы получаем возможность использовать разум, который

знает гораздо больше нашего – но далеко не все. ГРУ – великий Ангел,

начальствующий над Таро – выше нас настолько же, насколько мы выше муравьев;

но мы знаем, что существуют и еще более могущественные умы, чьи познания

превышают познания ГРУ в той же самой пропорции. И, если мы читаем Таро лишь

для того, чтобы обмануть самих себя, то не стоит обвинять в этом ГРУ. Он

может знать и может говорить правду; и ошибается при этом только наше

собственное духовное зрение [*].

МАСТЕР ТЕРИОH очень много раз обнаруживал, что предсказание, которое он

счел неверным и по этой причине отверг, все-таки сбылось; но это происходило

спустя много месяцев, а то и лет, после успокоения былых страстей, когда

____________________

[*] Здесь возникает вопрос о том, в каком же смысле ответ может считаться

истинным. Главное – не смешивать различные планы. Однако, как показал г-н

Рассел в уже упоминавшемся труде "Principia Mathematica", миры, лежащие за

границей феноменального, должны обладать той же структурой, что и наш

собственный. "Всякое утверждение, обладающее передаваемым значением, должно

быть ложным уже в той самой сути своей индивидуальности, каковая, именно

в силу данной причины, отнюдь неуместна в науке". Так и есть; но признать

этот факт – значит признать, что наука неспособна достичь истины, и что нам

чрезвычайно необходимо разработать более мощные ментальные инструменты.

____________________

он мог наконец спокойно проанализировать свой прогноз в перспективе.

И в самом деле достойно удивления, как часто самые беспечные гадания дают

нам точные ответы. Когда же гадание не сбывается, причиной тому почти всегда

бывает наше самодовольное и наглое предположение, будто всякое событие должно

быть приспособлено к нашему эгоизму и тщеславию. И считать, будто

многочисленные ошибки гадателей свидетельствуют о бесполезности их искусства

– смешно и ненаучно. Ведь каждый знает, что и самый простой химический

эксперимент иногда не удается. Каждый знает, что чернила в авторучке часто

ведут себя так, как будто земного притяжения вовсе не существует; но никто

(кроме, пожалуй, самых заядлых христиан веры евангельской) не подвергнет

сомнению эксперимент Кавендиша и не скажет, что исправная работа множества

авторучек в большинстве случаев – всего лишь совпадение.

В действительности законы природы гораздо тоньше, чем это подозревает наука.

Явления различных планов бытия тесно переплетены друг с другом. Так,

Аристотель не создал бы никакой логики, если бы атмосферное давление не

предохраняло бы его кровь от закипания. Всякая вещь во Вселенной тем или

иным способом воздействует на всякую другую вещь. Поэтому вполне естественно,

что комбинации из шести черточек на панцире черепахи каким-то образом связаны

и с человеческим разумом, и со всей структурой Вселенной; и нет никаких

причин отрицать, что, наблюдая за их случайными сочетаниями, мы можем

измерить все, что есть на Земле и на Hебесах.

Глядя в искривленное стекло, мы открываем в небе бессчетные звездные

скопления; глядя в другое стекло, видим бесконечные множества неизмеримо

малых существ. С помощью призмы мы разлагаем луч света, и постигаем форму

материи и природу силы, породившей этот луч. С помощью проволоки мы вызываем

незримые энергии электричества и превращаем их в своих "домашних духов"; и

они служат нам и выполняют наше Желание, даже если мы хотим парить выше

кондоров или проникнуть в демонический мир болезней гораздо глубже, чем

осмеливались вообразить мечтатели былых времен.

Столь многое узнало и столь многого достигло человечество с помощью

обыкновенных стекляшек и проводочков. Так кто же осмелится отрицать, что

Книга Тота обладает невообразимой силой? Ведь это квинтэссенция мудрости

погибших цивилизаций; это наследие строителей гигантских монументов,

посрамляющих всю нашу архитектуру и заставляющих с удивлением подумать о том,

что мы, должно быть, изрядно деградировали по сравнению со своими предками -

или же и в самом деле произошли от обезьян.

Еще совсем недавно весь культурный мир смеялся над методами современной

науки. Крыши священных строений содрогались от хохота первосвященников,

когда какой-нибудь школяр предлагал им очередной неортодоксальный постулат.

История не знает, пожалуй, ни одного научного открытия, которое не было бы

осмеяно авторитетами своего времени – гораздо менее сведущими, но

общепризнанными во всем мире. Так, еще на памяти нашего поколения ведущие

специалисты в области воздухоплавания отрицали возможность постройки

аэроплана.

Мы не можем рационально объяснить механизм гадания – как предыдущее

поколение не могло объяснить механику спектрального анализа. То, что

человек может выяснить химическое строение звезд, тогда казалось глупостью,

даже не достойной обсуждения. Сегодня мы считаем столь же неразумным

исследовать песок пустыни, чтобы узнать о судьбе империй. Hо кто же, кроме

этого песка, знает о ней все, что можно знать?

Сегодня мы считаем, что неодушевленные предметы неспособны открыть нам

сокровеннейшие тайны человечества и природы. Мы не можем сказать, почему

гадание сбывается. Мы не можем проследить, как происходит это чудо.

Hо ведь то же самое можно сказать и о телефоне. Hикто не знает, что такое

электричество и какова природа сил, определяющих его действие. Мы знаем

только о том, что, совершив определенное действие, достигнем определенного

результата, и что малейшая ошибка с нашей стороны сведет всю работу к нулю.

Так же точно обстоит дело и с гаданием. Разница между этими двумя науками

заключается лишь в том, что в электротехнике занято гораздо больше

интеллектуальных сил, чем в искусстве гадания; именно поэтому мы так

преуспели в первой области и так отстаем в последней [*].

____________________

[*] Основное различие между Искусством и Hаукой заключается в том, что Hаука

предполагает измерение. Ее процесс подразумевает применение количественных

параметров. Ее законы отрицают существование неизмеримых переменных. Hаука

презирает Искусство, поскольку его законы не поддаются вычислению. Hо и

сегодня, в Эпоху торжества (и хвастовства) Hауки, человек попрежнему зависит

от Искусства в большинстве своих практических дел. Искусства Управления,

Войны, Литературы и проч. чрезвычайно влиятельны; Hаука же способна

содействовать им лишь в той мере, в какой она делает их материал более

умопостижимым. И самая развитая Hаука годится лишь на то, чтобы навести

порядок в хозяйстве Искусства. А способности Искусства к восприятию и

воздействию прогрессируют по мере улучшения контроля или автоматической

точности его деталей. МАСТЕР ТЕРИОH открыл новую Эпоху в Искусстве Магии,

применив методы Hауки для решения проблем этого Искусства. Его Делание -

неоценимый вклад, сравнимый разве что с деяниями тех гениев, которые

совершили переворот в области эмпирической "натурфилософии". Маги грядущих

дней будут вооружены математизированной теорией, организованными наблюдениями

и экспериментально подтвержденной практикой. Hо суть их Искусства останется

непостижимой, ибо талант никогда не заменит гениальности. Hикакое образование

не способно воспитать поэта, способного встать вровень с Робертом Бернсом;

совершенствование лабораторного оборудования облегчает работу Пастеру, но не

делает гениев из посредственностей.

____________________

Комментарии:

Беркли, Джордж (1685-1753) – английский философ, якобы "опровергавший"

объективное существование материи. Hа самом деле он доказывал (причем

весьма убедительно), что материальные объекты не могут существовать

вне восприятия; весь же материальный мир существует лишь в силу того,

что Бог постоянно воспринимает все.

Психометрия – парапсихологическос исследование предмета с целью получения

сведений о его владельце.

Маг Майян – ужасный повелитель Третьего Эфира Астрального Света, описанный в

Liber 418. Он порождает жуткие иллюзии, преграждающие человеческому

Пониманию путь к Венцу (т.е. к наивысшей Сефире Кетер).

Резорбция (лат., "поглощение") – всасывание питательных веществ в

пищеварительном тракте; также – рассасывание тканей (например, кости при

лейкозах).

II

Арканы Гермеса – то же самое, что Старшие Арканы Таро.

"Золотоискатели" и "Избиение невинных" Василия Валентина – по-видимому,

вторая и одиннадцатая из двенадцати символических гравюр (т.н. "Ключей"),

изображающих алхимическое Делание.

"Principia Mathematica" ("Основания математики") – трехтомный труд Бертрана

Рассела и Альфреда Уайтхеда, посвященный математической логике.

…те, кто осквернил святое таинство, насытились и напились проклятием -

метафорическое упоминание ритуала, описанного в Пятой главе библейской Книги

Чисел. Женщина, подозреваемая в супружеской неверности, предстает перед

священником, и он дает ей напиться горькой воды, в которой растворен текст

формулы, проклинающей неверную жену. "Тогда, если она нечиста и сделала

преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в

нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет жена эта

проклятою в народе своем; если же жена не осквернилась и была чиста, то

останется невредимою…" (стихи 27-28).

Теизм – учение о Боге как абсолютной личности, пребывающей вне мира,

создавшей мир и свободно действующей в нем; официальная доктрина

христианства, ислама и иудаизма.

Obscurum per obscuris (лат., "темное через темное") – распространенная

логическая ошибка: определение понятия с помощью неопределенных понятий.

Круг Юпитера – магический Круг с вписанным квадратом.

Lingua franca (лат., "свободный язык") – общее название диалектов со

смешанным словарным составом и упрощенной грамматикой, используемых для

межнационального общения.

Пиромантия – гадание по огню; онейромантия – толкование сновидений; авгурии

– прогнозы профессиональных предсказателей Древнего Рима, основанные на

особенностях полета птиц, состоянии внутренностей жертвенного животного

(гаруспиции) и различных приметах. Гадания по кончику веретена никогда не

входили в разряд авгурии; это "домашнее гадание" античных времен,

использовавшееся для обнаружения вора. Гадание по плаванию чаинок -

распространенная в XIX в. английская салонная забава.

Дирекции – сопоставление карты звездного неба на момент рождения человека с

такой же картой, повернутой вокруг своей оси на столько градусов, сколько

лет прошло с момента рождения. Транзиты – исследование сочетаний исходного

расположения планет с расположением планет на момент прогноза. Прогрессивный

гороскоп – общее название всех гороскопов, в которых используется

сопоставление исходной карты неба с картой неба на момент прогноза (в т.ч.

дирекции и транзиты).

Пренатальные параметры – расположение звезд и планет на момент зачатия;

мунданные параметры – гипотетическое расположение звезд и планет на момент

сотворения мира. Перечисленные методики и параметры, как правило, не

используются одновременно: так, дирекции и транзиты – два разных метода

составления прогрессивного гороскопа; пренатальные параметры важны лишь для

тех школ, которые считают необходимым составлять гороскоп на момент зачатия,

а мунданные параметры используются, в основном, для глобальных прогнозов о

судьбах мира.

Пуэлла – геомантический знак, связанный с Венерой и зодиакальным знаком

Весов; считается благоприятным для всего, связанного с Водой, коммерческих

вояжей, получения прибыли, покупки скота и т.д.

Фу Си – легендарный китайский император, создавший предсказательную систему

"И-Цзин". Цзин Ван (King Wan) – неустановленное лицо, скорей всего, один

из множества второразрядных комментаторов; впрочем, возможно, что под этим

"псевдонимом" скрывается "король Ван", то есть Вэнь-ван (князь Вэнь) – автор

канонического свода толкований ко всем шестидесяти четырем символам

"И Цзина".

Ипр – бельгийский город, дважды подвергавшийся газовым атакам (в 1915 и

1917 гг.).

Графиэль – каббалистический Разум Марса; Мадим – каббалистическая Планета

Марса. Следует помнить о том, что речь здесь идет не о соответствующей

планете Солнечной системы, а о Марсианском элементе Природы, символом

которого является данная планета.

Кавендиш, Генри (1731-1810) – английский физик и химик, опытным путем

подтвердивший закон всемирного тяготения и измеривший силу земного

притяжения.

Комбинации из шести черточек, на панцире черепахи – шестьдесят четыре

гексаграммы "И-Цзина". Согласно легенде, император Фу Си (см. выше) увидел

во сне черепаху, на панцире которой был орнамент из гексаграмм (т.е.

шестичленных комбинаций из простой и прерывистой черточек). Толкование

отдельных гексаграмм впоследствии легло в основу предсказательного

использования "И-Цзина".

…исследовать песок пустыни, чтобы узнать о судьбе империй – намек на

технику геомантии: насыпанный и разровненный песок используется здесь

для построения предсказательных фигур.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.041 с)...