Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г) Дополнительная Минея



Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизрованным в XIX - начале XX века и потому не включенных в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы:

1. Св. Феодосию Черниговскому - сент. 9.

2. Преп. Сергию и Герману Валаамским - сент. 11 и июня 28.

3. Св. Димитрию Ростовскому - сент. 21.

4. Служба иконе Божией Матери. "Иверской" - окт. 13, февр. 12.

5. Служба иконе Божьей Матери "Всех скорбящих Радосте" окт. 24.

6. Преп. Иову Почаевскому - окт. 28, мая 6, авг. 28.

7. Св. Митрофану Воронежскому - ноября 23.

8. Св. Иннокентию Иркутскому - ноября 26.

9. Преп. Серафиму Саровскому - янв. 2, июля 14.

10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии - янв. 14.

11. Преп. Феодосию Тотемскому - янв. 28.

12. Преп. Тихону Калужскому - 16 нюня.

13. Равноап. Мефодию и Кириллу, учителям словенским -мая 11.

14. Св. Иоанну Воину - июля 30.

15. Св. Тихону Воронежскому - августа 13.

16. Иконе Божией Матери "Почаевской" - июля 23.

В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения.

Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась многими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в "Журнале Мос­ковской Патриархии". Такова, прежде всего, служба Всем свя­тым, в земле Российской просиявшим (празднование в 1-ю неделю Петр. поста), служба свт. Моск. Ермогену, служба св.равноап. Николаю, архиеп. Японскому и др.

ТРИОДЬ

Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней круга годичного, в ко­торых иногда поются неполныe каноны, состоящие из двух, че­тырех, но преимущественно трех песней. От этого преоблада­ющего содержания получала свое название и самая книга.

Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шес­ти седмичных дней поются все 9(8) песней канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, 8-я и 9-я песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я песнь, в среду 3-я, в четверг - 4-я, в пятницу - 5-я, в субботу - 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни Великого поста, кроме суб­боты, поются трипеснцы, а в субботу - четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвослсвия обоих Триодей совершен­но различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди Постной и Триоди Цветной.

Постнал Триодь

Триедь Постная начинаются с подготовительных дней к Великему посту. Так называются следующие дни: Неделя (воск­ресение) о мытаре и фариее; Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустная, вся седмица (семь дней) сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной сед­мицы. В седмичные дня Великого поста богослужение соверша­ется только по Триоди иМинее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди.

Воскресные песнопения (т.е. Октоих) не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели Ваий -двунадесятого праздника, в которые они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея:

1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Надели

Ваий включительно.

2) Среда и пяток 4-й седмицы, четверток 5-й седмицы -Великого канона.

3) Субботы: мясопустная, сыропустная, 1-й и 5-й седмицы Великого поста, суббота Лазарева.

4) Дни Страстной седмицы.

В будние же дни прочих седмиц, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи.

1-я стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Псстной "самогласен дне". Поэтому в Типиконе в ука­заниях на дни пения Триоди Постной (в гл. 49) под словами "самогласен дне" нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней обоз­начаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержа­нием песнопений, или словом: "глас". Так, в Типиконе читаем: "седальны Октоиха", "седальны апостольские", "Троичны гласа" и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат УШ и IX вв., каковы: св. Андрей, архиеп. Критский, преп. Косма Маиумский, св. Иоанн Дамаскин, Иосиф и Феодор Студиты. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель 2-й,4-й, 5 -и сннаксарии и службы были составлены в ХIV веке Никифором Каллистом.

Триодь Цветная

Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная триодь называется или потому, что в не­которых ранних редакциях она излагала последования Страстной седмицы иI Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною, или потому, что начало потребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрас­ным символом для обозначения духовной красоты, духовной ра­дости и изящества самих песнопений Триоди Цветной.

Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в седмичные дни.

Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по по­рядку гласов. Во время пения Цветной Триоди неделям и дням седмиц указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пення, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пас­хальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый по­недельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха 2-го гласа, в Светлый вторник - 3-го гласа, в Светлую среду - 4-го гласа, в Светлый четверг - 5-го, в Светлую пятницу - 6-го, в Свет­лую субботу - 8-го гласа.

В Неделю ап. Фомы - 1 гласа,

в Неделю свв. жен мироносиц -2 –го

в Недолю о расслабленном - 3

в Неделю о самарянине -4

в Неделю о слепом -5

в Неделю свв. Отцев - 6

в Неделю Пятидесятницы -7

в Неделю Всех святых - 8

В седмичные дни Цветная Триодь соединяется с песнопе­ниями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев; имена мно­гих из них остались неизвестными, а имена известных при­надлежат V-XIV вв. Знаменитейшие, из песнопений Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, Собрание песнопаний в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Гриодь.

Ирмологий (общие сведения)

Ирмологий содержит те песнопения и молитвословия (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Цер­ковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии совдержатся извлечения из разных богослужебных книг главным образом, ирмосы, от которых и получила своё наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласов; к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии и порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с кано­ном, догматики, Троичны 8-ми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы к девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др.

Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в Х1У в. был. положен на поты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послу­жило, как полагают, то, что ирмосы и величания девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было чеудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмоло-гий была составлена тогда, когда перестали петь тропари ка­нона, что произошло уже после времени св. Иоанна Дамаскина.

Служебник

Как для руководства чтецов и певцов назначается Часослов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослу­жения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии. В Православной Церкви соверша­ются три Литургии. Литургия св. Иоанна Златоуста, Литургия св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров; все они содержатся в Служебнике. Кроме этого оcнoвнoго содержа­ния Служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы:

1. Чин благословения колива в честь и память Господ­них праздников или святых, так как он

присоединяется к вечерне после "Ныне отпущаеши" или к Литургии после заамвонной молитвы.

2. Чин над кутьею в память усопших.

3. Чин литии

4. Молитвы по причащении.

Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоми­наются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяце­слов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых.

После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии, причастны из Триодей, Октои­ха и Общей Минеи.

В конце Служебника находится "Учительное известие", в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, могущие встре­титься при совершении Литургии.

Начало Служебника восходит к первым временам христи­анства, т.к. Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого представляют собой сокращение Литургии св. ап. Иакова.

В Греческой Церкви Служебник содержит или одни только Литургии (в таком виде он называется литургиарием), или вместе с Литургиями и весь Требник (тогда он называется Евхологион, или Молитвослов).

В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужрбных книг. Древние наши Служебники не всегда были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 г. Служебник содержит ектении: великую, сугубую, просительную и малую.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 560 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...