Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иррационалистическое философское учение



Иррационалистическое философское учение, возникшее после первой мировой войны в Германии и во время второй мировой войны во Франции, связано с именами Хайдеггера, Ясперса, Сартра, Марселя и др. Экзистенциальное отношение к бытию сводится к его постижению как целостности субъекта и объекта.

По мнению Мартина Хайдеггера, традиционная европейская философия забыла смысл бытия, которое нельзя созерцать, а можно лишь услышать в интимном лоне культуры – в языке. Хайдеггер считал, что подлинное понимание начинается с фундаментальных уровней существования человека – исторического, практического и эмоционального, уровней, которые, будучи первоначально неосознаваемыми, могут влиять на деятельность самого разума. Хайдеггер ввел понятие «фундаментальная онтология», которое описывало главную задачу философии – исследовать не только смысл бытия, но и формы, в которых бытие себя являет. По мнению Хайдеггера, человеческое существование должно анализироваться через его отношения с социально-историческим миром. Анализируя первичные способы человеческого «бытия в мире» (инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка и др.), Хайдеггер нашел в каждом из них отличие человеческого существования от существования объектов.

К числу наиболее значимых работ Хайдеггера принадлежат «Учение Платона об истине», «Кант и проблема метафизики», «Лесные тропы», «Ницше», «Вопрос о вещи».

Габриель Оноре Марсель различал мир объективности и мир существования, рисуя действительность в виде расщепленной на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. Исследователь называл свою философию «неосократизмом» (христианским сократизмом). Центральные понятия философии Марселя – взаимно исключающие друг друга категории «бытие» и «обладание». Марсель отрицал томизм как рационалистическое учение, которое пыталось примирить веру с позитивной наукой. Он полагал, что человеческие проблемы невозможно решить средствами объективного, научного познания. Это позволяло ученому противопоставлять понятие «проблема», означающее то, что встречается на пути человека, и понятие «тайна», обозначающее то, что захватывает человека, составляет часть его самого, во что нельзя проникнуть рациональным путем.

Наибольшую известность получили такие произведения Марселя, как «Метафизический дневник», «Быть и иметь», «Человек-скиталец», «Люди против человеческого», «Метафизика Ройса», «Таинство бытия» и «Эссе по конкретной философии».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...