Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Русская православная церковь выступала за укрепление великокняжеской власти и государства. Вопросы церковной жизни решали Церковные соборы – собрания, совещания руководителей Русской православной церкви. Они избирали и назначали митрополитов и епископов.
Флорентийская ýния. Константинопольский патриарх подписал в 1439 г. в г. Флоренции Флорентийскую ýнию (объединение) с католической церковью. В ответ Василий II разорвал отношения с Константинопольской патриархией и арестовал московского митрополита грека Иси́дора, подписавшего унию. Вскоре Исидор бежал в Рим. В 1448 г. митрополитом был избран рязанский епископ Иона. В 1453 г., после захвата турками Константинополя и падения Византии, русская церковь окончательно стала автокефáльной (самостоятельной). В 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две митрополии: Московскую и Киевскую.
Ереси. В 70-х гг. XIV в. в Новгороде возникли éреси (от греч. éресис – особое вероучение) – учения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины. Ересь стригольников (основатель – Карп-стригольник, или стригаль; другая версия – от «расстриженных», т. е. священников, лишённых сана) – отвергала дóгматы (утверждения) церкви, не выдерживающие критики с позиций разума. В 1375 г. новгородских стригольников казнили.
В кон. XV в. в Новгороде распространилась ересь жидовствующих (схариизм). Еретиков обвиняли в иудаизме («жидовстве»), поскольку они не признавали иконы и Святую Троицу. Еретики Фёдор Курицын, Матвей Башки́н, Феодосий Косой отрицали церковные обряды, священников, монашество, иконопочитание, богочеловеческую природу Христа. В 1480 г. Ивану III так понравились речи новгородских еретиков Дионисия и Алексея, что он привёз их в Москву. Еретикам покровительствовала и невестка Ивана III Елена Стефановна (Волошанка). Однако в 1490 г. церковный собор осудил ересь. В 1504 г. лидеров еретиков сожгли в деревянных клетках-срубах на льду Москвы-реки, а в Новгороде утопили с камнем на шее в р. Вóлхов.
Вопрос о церковном землевладении. По инициативе Сергия Радонежского монастыри перешли с «келиотского» устава к «общежитийному». При «келиотском» уставе монахи имели отдельное хозяйство. Согласно «общежитийному» уставу, монастыри стали общиной с коллективной собственностью, имели право приобретать земли. Монастырям жаловали земли князья и бояре в виде вкладов («на упокой души»). Церковь стала крупнейшим землевладельцем. Иван III хотел провести секуляризацию – конфискацию церковных земель в пользу государства.
Внутри церкви возник спор нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Нестяжатели («заволжские старцы»), глава – Нил Сóрский (1433–1508), основатель монастыря под Вологдой на р. Сорке, выступали за воздержание и аскетизм, против обладания церковью богатствами, вспоминая библейское выражение «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное».
Иосифляне, или стяжатели (глава – Иосиф Волóцкий 1439/40–1515), основатель Волоколамского монастыря, наоборот, считали, что «богатая церковь – сильная церковь». Иосифляне стремились утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», утверждавшая, что белый клобук (головной убор митрополита) выше царского венца. В противовес «Повести…» было создано «Сказание о князьях владимирских». В нём утверждается, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора «Августа-кесаря», а князь Владимир Мономах получил регалии (знаки царской власти) от своего деда – императора Византии Константина Мономаха. После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением иосифлян отступился от идеи секуляризации, отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что «священство преболе [выше] царства», то теперь писал, что царя следует «почитати, а не сваритися с ним».
При Василии III нестяжатели подверглись гонениям: боярин Иван Берсень-Беклемишев был обезглавлен в 1525 г., богослов Максим Грек осуждён на церковных соборах 1525 и 1531 гг., князь Василий Патрикеев (Вассиан Косой) насильно пострижен в 1531 г. в монахи.
«Москва – третий Рим». Игумен псковского Елеазарова монастыря Филофéй (ок. 1465–1542) в 1520-х гг. в своих посланиях проповедовал теорию «Москва – третий Рим». Он утверждал, что центр христианства из Рима и Константинополя переместился в Москву. Первый Рим был погублен католичеством, второй Рим – Константинополь – погряз в грехах и по воле Божьей захвачен турками. Теперь только православная Москва способна стать мировым центром истинного христианства, а Русское государство должно выполнить свою мировую миссию, спасти человечество от ересей и стать мировой державой. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал Филофей.
Таким образом, к кон. XV–нач. XVI в. произошло объединение бóльшей части русских земель вокруг Москвы. Процесс объединения был жёстким, насильственным, желающих войти добровольно не было. В итоге образовалась самая крупная держава Европы с населением от 6 до 15 млн. человек. Государство называли Московским, за рубежом – Москóвией, но постепенно стало входить в обиход новое название – Россия.
Список литературы для более углублённого изучения темы
Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. (Иван III). Новосибирск, 1991. URL: http://lib.rus.ec/b/258457/read
Алексеев Ю. Г. Закат боярской республики в Новгороде: «К Москве хотим». Л., 1991. URL: http://lib.rus.ec/b/261641/read
Алексеев Ю. Г. Под знамёнами Москвы. М., 1992. URL: http://lib.rus.ec/b/327812/read
Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III: традиция и реформа. СПб., 2001. ИвГУ:63.3(2)/И18.
Бачинин В. А. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский // Вопр. истории. 2008. № 10. С. 3–13.
Борисов Н. С. Иван III. М., 2000. (Сер. ЖЗЛ). ИОНБ:1.272.505. URL: http://lib.rus.ec/b/132271/read; URL: http://lib.ololo.cc/b/132271/read
Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Ист.-библиограф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. ИОНБ:1.225.284.
Вернадский Г. В. История России: Россия в средние века. М., 1997. URL: http://lib.rus.ec/b/73691/read
Волков В. Хитрая война: Московско-литовское противостояние 1492–1494 годов // Родина. 2003. № 11. С. 60–63.
Горский А. А. «Здесь конец нашему рабству»: Когда Москва освободилась от власти Орды? // Родина. 2003. № 11. С. 98–101.
Горский А. А. Москва и Орда. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/a/81799/read
Горский А. А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды // Вопр. истории. 1997. № 5. С. 21–37.
Жиганков О. А. Еретики, или люди, опередившие время. М., 1996. URL: http://lib.rus.ec/b/138219/read
Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. URL: http://lib.rus.ec/b/399074/read; ИОНБ:1.202.841
Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972. URL: http://lib.rus.ec/b/398179/read
Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982. URL: http://lib.rus.ec/b/399072/read
Иловайский Д. И. История России. В 5 т. Том 2. Московско-Литовский период, или собиратели Руси. М., 1884. http://az.lib.ru/i/ilowajskij_d_i/text_1884_istoriya_rossii_tom-2_sobirateli.shtml
Казаков Р. Б. Судебник 1497 года // Вопр. истории. 2000. № 3.
Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/191048/read
Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1984. ИОНБ:1.002.431.
Ключевский В. О. Курс русской истории. В 9 т. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/67092/read
Ковалёв-Случевский К. П. Юрий Звенигородский. М., 2008. (Сер. ЖЗЛ).
Костомаров Н. И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М., 1994. URL: http://lib.rus.ec/b/194065/read
Кром М. М. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV–первой трети XVI в. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/424918/read
Липатов А. В. Великое княжество Литовское: исторический феномен симбиоза этнических культур // Вопр. философии. 2003. № 11.
Лурье Я. С. Русь XV века: отражение в раннем и независимом летописании // Вопр. истории. 1993. № 11/12. С. 3–17.
Мельников С. А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации // Вопр. истории. 2001. № 11–12.
Московское государство при Иване III // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 177–202. ИОНБ:1.243.702.
Петров А. В. Марфа Борецкая // Вопр. истории. 1994. № 12.
По М. Выбор пути: Почему Московия не стала Европой // Родина. 2003. № 11. С. 25–27.
Синицына Н. «Новый царь Константин новому граду Константину»: Становление идеологии Русского государства в XV в. // Родина. 2003. № 12.
Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный. М., 2008. URL: http://lib.rus.ec/b/378029/read
Скрынников Р. Г. Иван III. М., 2006. URL: http://lib.rus.ec/b/243269/read
Скрынников Р. Г. Крест и икона: Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. СПб., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/С458.
Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ: 63.3(2) /С458. URL: http://lib.rus.ec/b/80072/read
Скрынников Р. Г. Святители и власти. М., 1990. URL: http://lib.rus.ec/b/351596/read
Смирнов В. Г. Государевы вольнодумцы. Загадка Русского Средневековья. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/448876/read
Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
Филюшкин А. И. Василий III. М., 2010. (Сер. ЖЗЛ). URL: http://lib.rus.ec/b/404890/read
Филюшкин А. И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопр. истории. 1997. № 8. С. 144–148.
Фроянов И. Я. Судебник Ивана III. Становление самодержавного государства на Руси. СПб., 2004. ИОНБ:1.324.066.
Хорошкевич А. Россия или Московия? // Родина. 2005. № 11.
Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. М., 1987. URL: http://lib.rus.ec/b/389537/read
Широкорад А. Б. Давний спор славян: Россия. Польша. Литва. М., 2007. Раздел 1. URL: http://lib.rus.ec/a/20311/read
Широкорад А. Б. Русь и Орда. М., 2004. URL: http://lib.rus.ec/b/193476/read
Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. В 4 т. СПб., 2000. Т. 2: Русь и Литва. ИвГУ:63.3(2)/Ш754.
Юрганов А. Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопр. истории. 1997. № 8. С. 118–132.
Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV веке // Отечеств. история. 1995. № 3. С. 150–157.
ЗАДАНИЯ
ТЕСТ 8. Завершение объединения русских земель в конце XV – начале XVI в. Образование Российского государства
Фамилия, имя
Укажите даты:
- гг. – княжение Василия II Васильевича (Тёмного).
г. – взятие турками Константинополя (падение Византии).
- гг. – княжение Ивана III Васильевича.
г. – поход Ивана III на Новгород. Битва на реке Шелонь.
г. – присоединение Новгорода к Москве.
г. – «Стояние на Угре». Свержение ордынского ига.
г. – присоединение Твери к Москве.
г. – присоединение Пскова к Москве.
г. – издание Судебника Ивана III.
- гг. – княжение Василия III Ивановича.
Кто из правителей принял вместо титула «Великий князь» титул «Государь всея Руси»? _____________.
Где и когда русские войска впервые применили огнестрельное оружие в полевых условиях – пушки и пищали?
Дайте определения:
мéстничество -
дети боярские -
Боярская дума -
«кормленщики» -
«пожилое» -
éресь -
Церковный Собор -
секуляризация -
Укажите главное внешнеполитическое достижение Ивана III: 1) присоединение Киева к Московскому княжеству; 2) выход к Чёрному морю; 3) свержение ордынского ига; 4) присоединение Сибири; 5) покорение Казани.
Свод законов русского государства, принятый в 1497 г., назывался: 1) «Судебником Ивана IV Грозного»;
2) «Табелью о рангах»; 3) «Судебником Ивана III»; 4) «Соборным Уложением».
Назовите трёх наиболее влиятельных российских еретиков:
__________________________, _________________________, _________________________.
Назовите лидера нестяжателей - Назовите лидера иосифлян -
Положение в русской церкви конца XV – начала XVI вв. НЕ характеризует (выберите 1 ответ):
1) противостояние великокняжеской власти. 2) падение авторитета среди прихожан.
3) монолитное внутреннее единство. 4) активная борьба с ересями.
Судебник 1497 г. устанавливал (выберите 2 ответа): А) единообразную систему судоустройства и судопроизводства; Б) право выхода крестьян в Юрьев день; В) «урочные лета»; Г) «заповедные лета».
В России при Иване III вводятся следующие византийские знаки власти:
Найдите ОДНО НЕВЕРНОЕ утверждение. В XVI в. Нил Сорский:
А) выступил с проповедью отказа от крупного церковного имущества;
Б) доказывал, что авторитет Церкви держится на нравственных основах;
В) выступил с проповедью отказа от земельных угодий Церкви;
Г) требовал сохранения крупной земельной собственности в руках Церкви.
Укажите последовательность княжения русских князей, расположив соответствующие буквы в правильном порядке. A) Александр Невский Б) Дмитрий Донской B) Василий II Тёмный Г) Симеон Гордый Д) Иван III
Современниками были: 1) Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий 2) Дмитрий Донской и А. Адашев
3) Иван IV и Дмитрий Шемяка 4) Иван III и хан Ахмат 5) Василий III и Ягайло.
Какие три из перечисленных ниже событий и явлений связаны с княжением Ивана III?
-Смоленская война -Семилетняя война -стояние на реке Угре -присоединение Новгорода к Москве -созыв первого Земского собора -строительство Московского Кремля
Заполните пробелы: Карл Маркс писал: «Изумлённая Европа, в начале царствования______________ едва замечавшая существование ___________________, стиснутой между Литвой и татарами, – была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на её восточных границах».
В каком году будущий папа Римский Пий II произнёс фразу: «Из двух светочей христианства один погас»? А) 1099 г. Б) 1240 г. В) 1453 г.
О ком говорится? «Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».
-Андрее Боголюбском; -Василии II; -Иване III; -Василии III.
Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III.
-хан Ахмат -хан Тохтамыш -Сергий Радонежский -Иосиф Волоцкий -Софья Палеолог -Елена Глинская
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!