Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 6. Греческое язычество 3 страница



В 308 году он побеждает императора Максимилиана Геркула, причем оценивает эту победу как помощь бога Аполлона. После победы он жертвует в его храм богатые дары, что показывает Константина как человека набожного, верящего в помощь свыше.

В 312 году возникает война с сыном Максимилиана - Максентием. Во время этой войны, незадолго до решительной битвы, в послеобеденные часы, когда солнце начало клониться к закату, Константин увидел на небе знамение креста с надписью «Сим побеждай». Ночью в сновидении Господь явился с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. После победы Константин вошел в Рим, установил там свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от тирана». После этой победы Константин вместе с зятем Ликинием издали в Милане первый манифест, дозволявший всем без стеснения принимать христианство. Вторым манифестом 313 года предписывалось возвращение христианам мест богослужебных собраний и имущества, захваченного в период гонений.

Между тем, менялся характер взаимоотношений Константина и Ликиния, которые перешли в открытую вражду. Изменился и характер отношения Ликиния к христианству. Шла подготовка к открытым военным действиям. Оракулы предвещали победу Ликинию, христиане молились за Константина. В 323 году в битве при Адриаполе Бог даровал победу Константину. Ликиний лишился престола и жизни.

Константин так много сделал полезного для христианства, что заслужил звание равноапостольного. Государство в целом стало жить по законам христианской морали и веры. Реестр введенных им христианских законов огромен, также как и меры против языческого почитания идолов, языческих жертвоприношений и наказаний.

Противодействие язычников более всего было выражено в столице государства - Риме. Здесь языческие обряды держались наиболее стойко. Поэтому Константин перенес столицу на берега Босфора. Константинополь стал новой христианской столицей.

Со времен Константина Иерусалиму было возвращено его имя, вместо Элия Капитолина, данного ему при Адриане.

Мать Константина, святая царица Елена, по его поручению отправилась в Палестину. Здесь она обрела крест, на котором был распят Иисус Христос. Она устроила храмы на Голгофе, на Елеонской горе, в Вифлееме и Хевроне у дуба Мамврийского.

Именно Константин положил начало созыву Вселенских Соборов для решения спорных вопросов Церковного устройства и выработки общего отношения христиан к различным ересям.

Константин Великий, принявший крещение незадолго до смерти, скончался 21 мая 337 года.

Сыновья Константина, выросшие в период начального утверждения христианства в Римской империи, оказались под влиянием еретических учений. Внук Константина - Юлиан перешел в открытое наступление на христиан и начал возрождать права язычников. Христиане с ужасом ждали возвращения гонений времен Нерона.

Как известно, Иерусалимский храм был разрушен римлянами в 70 году, как это и предсказал Иисус Христос. Юлиан затеял восстановление иерусалимского храма. Как свидетельствуют исторические источники, только явное землетрясение и клубы дыма, идущие из-под земли на месте расположение храма, остановили это строительство.

Землетрясение исторгло из земли даже те камни храма, которые лежали глубоко в его основании. Юлиан понял свое поражение, но не раскаялся. Во время войны с персами он был поражен стрелой и умер, страдая, со словами: «Ты победил меня, Галилеянин»!

Ереси и расколы

Ереси и расколы возникли практически сразу же по возникновению христианской Церкви. Они строились либо на не признании Троицы (Бог - един в трех лицах: - Отца, Сына и Святого Духа), либо на не признании Сына как ипостаси Бога, либо расходились в вопросах, касающихся обрядовой стороны. Устранению разночтений способствовали Вселенские Соборы. Соборным же решением был принят и утвержден «Символ веры» - текст, в котором давались четкие определения во что и как верует христианин. Соборными решениями определялось отношение христиан к той или другой ереси, например, ереси иконоборства.

Лжеучителя, вносившие в христианское учение иудейские воззрения, назывались иудействующими и евионитами, что в переводе с еврейского означает бедные (по средствам к жизни или по умственному развитию).

Лжеучителя, привносящие элементы язычества, именовались язычествующими и гностиками. Они утверждали равенство двух начал - Бога и материи. Признавали власть над землей низших божеств - эонов, а Христоса не признавали за Сына Божьего, но считали его человеком, в которого вошел высший эон при его крещении. Во всех заблуждениях первых двух веков христианства в той или иной форме учение гностиков присутствует.

Распространение ересей послужило благу Церкви, так как вызвало к жизни практику созыва Вселенских Соборов. Благодаря этим Соборам начала складываться догматика христианского вероучения и организовываться в целом церковная жизнь.

Отделение Западной Церкви от Православной Вселенской Церкви (6)

Начало отделения Западной Церкви от Православной Вселенской Церкви относится ко второй половине 9 века. Оно стало обозначаться после ряда конфликтный ситуаций, которые возникали на почве церковного благочиния между римскою и константинопольскою кафедрами. Окончательное отделение Западной Церкви от Православного Востока произошло в середине 11 века. Очередным нововведением (помимо поста в субботу, разрешения на употребления сыра и яиц в постные дни и т. д.) Западной Церкви, была замена квасного хлеба в проскомидии на пресный, носящий название «опресноки» (аналог мацы, употребляемый в праздник иудейской Пасхи). В христианской традиции использовался кислый (квасной) хлеб, поскольку именно такой хлеб преломил на Тайной Вечере Иисус Христос.

Естественно, что это нововведение вызвало возражение со стороны Константинопольского патриарха. В ответ ставленники римского папы Льва 1Х написали акт отлучения на патриарха и всю Восточную Церковь и во время богослужения положили его на престол Софийского храма в Константинополе. Народ их за это едва не растерзал.

Константинопольский патриарх созвал в Константинополе поместный собор и предал отлучению этих легатов папы. С тех пор во всех Восточных Церквах перестали поминать папу при богослужении. Количество отступлений от древнего благочестия, допущенное в христианстве западного толка, превысило меру терпимости Православной Вселенской Церкви. Вот их перечень.

Отступления в догматах веры:

1. Учение об исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына (в принятый Вселенским Собором текст Символа Веры введено новое слово - «и Сына»).

· 2. Учение о главенстве папы.

· 3. Учение об индульгенциях - выкупе грехов за деньги или освобождение от грехов за заслуги перед папой. Индульгенции выдавались как плата даже за вязанки хвороста для костров инквизиции, а в целом служили средством пополнения папской казны.

· 4. Учение о чистилище как особом месте, где души умерших совершенствуются перед их перемещением в рай. Идея чистилища также работала на вовлечение верующих в покупку индульгенций, так как верующим внушалось, что посредством такой покупки срок пребывания души в чистилище сокращается.

Индульгенция приравнивалась заочному отпущению грехов лично папой - прямым представителем Бога на Земле.

· 5. Учение о непричастности Богоматери первородному греху.

· 6. Учение о непогрешимости папы в делах веры.

Отступления в обрядах:

· 7. Крещение обливанием, а не погружением.

· 8. Миропомазание совершается только епископами и только над взрослыми.

· 9. Литургия совершается на опресноках вместо квасного хлеба, а причастие преподается мирянам под одним видом хлеба.

· 10. Пост в субботу (вместо поста в среду и пятницу - дни предательства и казни Иисуса Христа, как это принято в Православии).

· 11. Разрешение на сыр и яйца в постные дни.

Отступления в управлении церковном:

· 12. Безбрачие духовенства.

· 13. Смещение степеней священства в результате изобретения сана кардиналов.

· 14. Запрещение мирянам читать Библию.

Отступления в обычаях:

· 15. Употребление органов во время богослужения.

· 16. Устроение мест для сидения во время службы.

· 17. Одновременное служение месс на разных престолах.

· 18. Совершение богослужения на латинском языке.

· 19. Звонки во время богослужения для выделения важных мест для непонимающих латинский язык.

Тайные антихристианские общества

С половины 11 века, когда был разорван союз Церкви Западной с Православным Востоком, папская власть все более и более возвышалась. Максимального расцвета она достигла при папе Иннокентии 111, управлявшем Римской Церковью с 1198 по 1216 годы.

С конца 11 века начались крестовые походы, целью которых было освобождение святых мест и восточных христиан от власти мусульман.

Папа Иннокентий 111 (1198-1216) был очень сильной личностью. Он подчинил себе королей Германии, Франции, Англии, да практически всех монархов Европы, а также и Византийскую империю. Именно он установил доктрину перевоплощения, утвердил папскую непогрешимость, запретил чтение мирянами Библии на родном языке. Он организовал два крестовых похода, причем его армия очень жестоко обошлась во время четвертого похода в 1201-1204 гг. с Константинополем, который захватила и ограбила.

Походы также служили средством возвышение власти пап.

Эти походы создали условия для зарождения тайных псевдохристианских организаций. Собственно, именно институт папства провоцировал разочарование населения в христианстве, точнее, в той его форме, которая организовывалась на западе.

Так, исходным моментом в создании секты Альбигойцев было недовольство аморальным поведением римских пап и священства. Действительно, начиная с 870 года на папском престоле побывали личности очень далекие по своим моральным устоям от христианских и вообще человеческих норм. Историки называют период с 860 по 1086 гг. «полночью средневековья», когда взяточничество, продажность, кровопролитие и аморальность стали обыденным явлением в борьбе за папский престол.

В более поздний период «папская непогрешимость» допускала благословение как кровавых войн, так и вражду внутри самого католицизма (конкуренция пап римского и авиньонского) с сохранением личной аморальности пап. В сущности, институт папства на практике показал все последствия доктрины «непогрешимости» и чьей бы то ни было исключительности. Словно не для всех сам Иисус Христос на вопрос своих учеников, «кто из них должен почитаться большим», внятно объяснил, что - никто, и что больший должен быть как меньший.

Посеянные папством плоды, в виде сознания и утверждения исключительных достоинств одних перед другими, проросли в виде оккультных орденов, извращавших христианское учение до неузнаваемости, вплоть до полного перехода к поклонению сатаническим силам. К таким тайным обществам относятся:

- катары (чистые), впервые обнаружившие себя в Северной Италии, а затем распространившиеся по всей Южной Франции. К этому же направлению относятся секты манихеев, булгар, брабансонов, альбигойцев:

- ассасины - фанатичные мусульмане, чье название происходит от слова «хашишин» - гашиш, поскольку это средство использовалось в секте в процессе посвящения в орден;

- тамплиеры - воины, начальной целью которых была охрана Храма Соломона в Иерусалиме.

Не вдаваясь в подробности относительно деталей устройства этих тайных обществ, можно выделить общее - их отчетливый антихристианский дух, приверженность магической практике, почерпнутой из Каббалы, и претензии на знание некой особой истины. Во всех этих тайных организациях также существовала градация членов, обряд инициации, жертвоприношения, вплоть до человеческих.

На высшей ступени познания открывалась посвященным «высшая» тайна: - «царство небесное и ад - суть одно и то же, все действия бессмысленны, нет ни добра, ни зла. Высшей добродетелью является одно лишь беспрекословное повиновение духовному владыке, что означает - Сатане».

Чрезвычайная агрессивность представителей этих сект и орденов явились причиной крестовых походов против них, а затем и военных действий против самих крестоносцев со стороны светской власти.

Историки считают, что двухсотлетняя свобода действия, которая была предоставлена катарам на юге Франции (секта Альбигойцев) стала базой для возникновения в последующем масонства. Кроме того, их религиозные еретические представления и воинственный дух, а также влияние мусульманского тайного общества ассасинов, способствовали превращению духовно-рыцарского Ордена Тамплиеров из благочестивого, чисто христианского общества в тайное общество, враждебное Церкви и государству.

Союз убийц(2,15)

Как известно, первый крестовый поход состоялся в 1095 - 1099 года. Время создания Ордена Тамплиеров и создания в Азии некоего воинственного тайного общества приходится на промежуток между первым и вторым (1147-1149) крестовыми походами. В это время на севере Африки возник тайный союз, во главе которого стоял шиит Гассан. Он возглавил и реформировал уже существовавшую с начала 9 века секту Измаилитов. Секта названа по имени Измаила - одного из потомков Али, бывшего зятем Магомета.

В 10 веке секта Измаилитов завладела всем севером Африки. Гассан родился в Хорасане в 1056 году. Учение секты, изложенное Гассаном в «Книге законов», определяло цели и задачи ее руководителя - «Старца гор», которым был Шейх-Уль-Джебала (Хасан ибн Саббах). Союз владел возвышенными частями территории Персии и Сирии.

Секта имела семь степеней посвящения, для низших ступеней выдвигалось требование строгого подчинения исламу и руководителю, для высших (как это свойственно вообще тоталитарным сектам) - требований таких не было.

Для посвящения во вторую низшую степень -«федави», молодых людей с помощью гашиша одурманивали, затем приводили в чувство и обольщали «райскими» радостями - угощениями, вином, гуриями и музыкой, после чего снова погружали в наркотический сон. Молодым новобранцам внушали, что они были в раю и будут там вновь, если отдадут жизнь за святое дело и своих начальников. Это была армия фанатиков - ассасинов, которые наводили ужас на всю Азию. Из страха перед ними многие правители сами входили в тайное соглашение с ними.

Хасан ибн Саббах умер в 1124 году, и с его смертью могущество ассасинов стало убывать. Секта раскололась. К 1166 году персидские ассасины вернулись к своей ортодоксальной вере. Их следы были уничтожены в 13 веке монгольскими завоевателями, которые сумели превзойти в устрашении даже пользующихся дурной славой ассасинов.

Расцвет секты совпал с крестовыми походами. Ассасины враждовали с крестоносцами, но свой опыт в виде этого развращающего учения им передали.

Орден тамплиеров возник в 1118 году под руководством Гуго де Пайена, и утвержден другими религиозными лидерами в Труа, во Франции в 1128 году. Активная антигосударственная деятельность Ордена Тамплиеров завершилась его ликвидацией, причем было проведено судебное разбирательство для выяснения сути религиозных установок его членов. Это разбирательство длилось 7 лет и во всех странах их деятельности была доказана еретичность тамплиеров. Они отрекались от Христа, попирали ногами крест и оплевывали его во время обрядов посвящения, практиковали содомию, лжесвидетельствовали, грабили на пользу Ордена и т. д.

Гроссмейстер Ордена Яков Моле и еще 231 член Ордена были сожжены 11 марта 1314 года. Буллою от 2 мая 1312 года папа оповестил весь христианский мир о решении распустить Орден Тамплиеров. Историки считают, что остатки членов этого Ордена создали в 1314 году новую организацию - Орден розенкрейцеров (розы и креста)*.

Современные многочисленные масонские организации считают себя духовными потомками Якова Моле. День его смерти отмечается особыми ритуалами, включающими поклонение Бафомету - козлообразному изображению Сатаны.

Кстати, имя Бафомет представляет собой искаженное имя мусульманского пророка Магомета, что подтверждает давнюю связь членов этого общества с Востоком. После двухсотлетнего пребывания там, тамплиеры, безусловно впитали многое из культуры своего врага. Многие рыцари говорили по арабски и придерживались арабской манеры ношения бороды. Временами они даже сражались бок о бок с ассасинами в их междуусобных войнах.

Существуют сведения, что некоторые члены Ордена Тамплиеров приняли ислам и оставались существовать на севере Аравийского полуострова на протяжении веков.

Ежегодный день памяти Якова Моле и по настоящее время собирает его последователей со всего света. Один из ритуалов этого дня - сжигание изображений короля Филиппа 1V и папы Климента V, осуществивших разгром Ордена Тамплиеров.

Перед своим сожжением на костре Яков Моле точно обозначил время смерти короля Филиппа и папы Климента V. Действительно, папа умер через 40 дней, а король - через год после сожжения Моле.

Полагают, что эти смерти - дело рук тайных сообщников Ордена Тамплиеров.

* Орден Розенкрейцеров является одной из наиболее таинственных организаций. Современные розенкрейцеры убеждают, что они имеют свое начало в культах Египта и Индии, претендуя на старшинство среди тайных Орденов. Историки же видят их начало во временах Реформации (14 век).

Имеется несколько литературно оформленных легенд об основоположниках Ордена. В них явно ощущается рука образованного гностика и мага, рисующего утопическое будущее человечества. Поиск «философского камня», алхимия, магия - вот то, что привлекало к Ордену внимание даже очень просвещенных людей Европы, вплоть до 1637 года, когда умер его лидер - англичанин Роберт Флуд.

Главный смысл своей деятельности лидеры Ордена определяли как поиск разумного и научно обоснованного устройства жизни личности и общества. Фактически же, практикой своего таинственного существования они нарабатывали опыт деятельности, пригодившейся впоследствии масонским ложам. Никакой особой мудрости, ведущей к декларируемой ими цели, они, разумеется, не нашли.

Новый всплеск интереса к розенкрейцерству, наблюдавшийся в начале 18 века, породил лишь создание новых ритуалов, отказ от резкого антипапизма и расширение межнациональных контактов. Естественно, что дальнейшее развитие этого Ордена выразилось в скатывании его адептов к откровенной магии и Каббалистике (Элифас Леви), картам Торо и нумерологии, оккультно-эротическим бредням (Жозеф Пеллада).

Из Европы с эмигрантами розенкрейцерство перекочевало в Америку, где расширилось и разбогатело, став вполне рентабельным предприятием для его руководителей.

Лекция 10. Христианство и Реформация.(6)

Отделение различных христианских обществ от Римо-Католической Церкви.

К реформированным формам христианства относились в начале 20 века лютеранство или протестантизм, кальвинизм, англиканский вариант христианского вероисповедания, старокатолицизм. Это были наиболее крупные религиозные конфессии.

В течение 20 века возникло множество более мелких конфесий, а также разного толка сект. Одновременно стал все более выраженным феномен возникновения тоталитарных сект и полурелигиозных (или псевдорелигиозных) организаций.

Если первые четыре конфессии все же более или менее недалеко отходили от христианского вероучения, во всяком случае, не сомневались сами в своей принадлежности к христианству, то современные нам секты зачастую даже и не ставят себе цель иметь к христианству хоть какое-то отношение.

Причиной раннего реформирования христианства являлось развитие реформистских тенденций самого католицизма. Вступив на путь собственного реформирования, римо-католичество породило своих последователей. Это было естественным итогом того отступления от норм Церковной жизни, которые были заложены ранее Апостолами, святыми отцами и учителями Церкви в первые три столетия христианства.

Неблагочестивая жизнь западного священства и самого римского папства стали основой для оправдания реформаторами своей деятельности.

Разумеется, реформаторство, отвергавшее саму Церковь, ее таинства, посты, обеты монашества, почитание святости, не могло не подрывать авторитета самого Священного писания. Это было основой лютеранства. Церковь сливалась с государством, проповедником (по сути - моралистом) становился выбранный людьми мирянин.

Чисто формально сохранялось лишь окропление водой при крещении, храмовые строения и священные изображения в них. Отвергая призывание святых и почитание икон, лютеране все же сохраняют их в своей религиозной жизни.

Оправдание одной верой составляет основу учения Лютера.

Реформаторство Кальвина идет дальше. Согласно его учению, спасение или не спасение человека предопределены свыше. Свободы выбора, данной каждому человеку как проявление высшей милости Божьей, по Кальвину, как бы не существует. Если вера дается от Бога, то верующий - уже Божий избранник, он спасен своей верой, вне зависимости от его дел.

Кальвинисты проводят свои службы не в храмах, а молитвенных комнатах, для причащения ставят обыкновенный стол.

Англиканское вероисповедание содержит элементы католицизма - некоторые литургические обряды, наличие епископов, а также лютеранства - учение о евхаристии.

В англиканском вероисповедании не признаются:

- таинства покаяния;

- миропомазания;

- брака;

- елеосвящения;

- священства.

Подчеркивается церковное главенство короля.

В вопросах вероучения английский парламент имеет решающее слово. При коронации король присягает, клянясь в неверии в таинства причащения, в пользу поклонения святым и Божьей Матери, в также подтверждает, что признание жертвенного значения литургии противно протестантскому вероучению.

Вариантом христианского вероисповедания в Англии является пуританизм, отвергающий все остатки католицизма. Пресвитеры, избираемые группой людей, управляют такими религиозными объединениями людей.

Процесс дальнейшего дробления таких реформистских объединений продолжается непрерывно.

Сектанство в современной России

На фоне того почти тотального «расхристианивания», которое охватило современный мир, обилие сект в России уже не кажется удивительным. Сегодня можно скорее удивляться тому, что не все еще отошли от Православия, а не тому, что многие находят свое духовное утешение в принадлежности тем или иным сектам.

В значительном большинстве случаев поиск «духовной» пищи за границами православного христианства связан с потерей общих ценностных ориентиров, как в области нравственного выбора, так и в области общих мировоззренческих установок.

Иначе говоря, причину поиска людьми своего места скорее в сектах, чем в Православии следует видеть в двух обстоятельствах нашего времени:

- потере социального иммунитета к деструктивному мышлению и неконструктивной деятельности, обусловленных утратой (или обнищанием) национальной культуры практически всеми народами;

- замене структурирующей сознание серьезной религиозной доктрины легко достижимыми разнообразными псевдорелигиозными или наукообразными психологическими технологиями;

Православное вероисповедание, действительно, - нелегкий и ежедневный труд, понуждающий человека давать самому себе нелицеприятную оценку(7). Только Православие не льстит человеку и не возвеличивает его в собственных глазах, только Православие возлагает всю ответственность за будущее собственной бессмертной души на самого человека.

Только Православие призывает к ежеминутному «бдению и трезвению», то есть к постоянному контролю над каждым своим решением и действием, ставя во главу этого контроля не чисто утилитарные и эгоистические интересы («права») человека, а Божьи Заповеди, что действительно содействует спасению всего человечества, а не его элитарных групп или индивидуумов. В то же время, ничто в такой степени не содействует духовному спасению и каждого отдельного человека, как жизнь по этим Божьим Заповедям.

Иное решение проблемы духовного становления личности предлагают секты.

Во-первых, сама структура сект предусматривает существование лидера или лидирующей группы, берущих на себя право определения способа и пути развития каждого своего адепта.

Во-вторых, практически все секты используют различные психотехнические приемы для лишения человека вообще способности пребывать в состоянии ясного сознания. Человек, прошедший через процедуры психологического погружения однозначно теряет способность трезво и бдительно оценивать происходящие вокруг и внутри его собственного сознания события.

В третьих, система воспитания (психотрансформации) в сектах внушает человеку чувство естественности его пассивного состояния, когда сам человек передает право на управление его мыслями и поступками лидеру секты.

В обмен на эту утрату – пребывания в человеческой полноте подобия Божьего, член секты получает возможность погружаться в состояния «блаженства», вызываемые с помощью определенных психотехнологий, которые по своей психопатологической сути практически идентичны трансам, вызываемым наркотиками.

О духовной сущности этих состояний и последствиях их воздействия на психику (нравственность, эмоциональную составляющую человека, ценностные ориентиры) уже сказано в других материалах данного курса.

Наиболее массовые объединения (из сект тоталитарного типа) в современной России представлены поклонниками «сознания Кришны», Порфирия Иванова, Рональда Хаббарда /сайентологи/, Муна /Церковь унификации/, Будды, а также сектами мормонов, свидетелей Иеговы и т.п.

Секты рационалистического толка отвергают все или частично мистические аспекты христианства, ставят христианскую веру в ряд нравственно-логических нормативов жизни.

Харизматики

Секты мистического направления придают большое значение личному мистическому опыту, используя свои религиозные организации для свидетельствования такого опыта. Они делают ставку на возможность сошествие лично на верующего Святого Духа. Соответственно коллективно нарабатывается опыт, технология создания, вызова мистических состояний, обеспечивающая такое сошествие.

Свидетельством такого сошествия является внезапно наступающий экстаз, порыв к проповеди или «говорение на языках», которое иногда действительно выражается в разговоре на иностранном, но вполне определенном языке, а чаще представляет собой тарабарщину, произносимую голосом даже несвойственного данному человеку тембра. В практике православной мистики это состояние именуется «одержимостью», что означает не сошествие Святого Духа, а внедрение в человека беса.

Следующим эволюционным этапом развития антихристианских учений являются антропософские, теософские и откровенно сатанические секты, а также полурелигиозные и нео-языческие объединения.

Масонство(2,15)

У такого рода объединениям относятся масонские организации. В летописи Лондона термин франкмасон появился в 1375 году, то есть, через 70 лет после казни Якова Моле - духовного лидера тамплиеров, и практически одновременно с появлением розенкрейцеров. В переводе этот термин означал «вольный каменщик» или масон - человек, не связанный феодальными зависимостями. По роду своей деятельности - строительство крупных зданий, в том числе и соборов, каменщики имели возможность колесить по стране большими группами, жили и питались сообща. Это были наиболее грамотные и сплоченные ремесленники, внушавшие уважение своим знанием строительной архитектуры. Историки предполагают, что именно защита профессиональных интересов породила правила секретности и отбора (посвящения) в это закрытое сообщество.

Как в действительности осуществлялась организации таких сообществ нам, естественно, не известно. Но мы знаем, что в это же время в Европе уже был накоплен опыт деятельности закрытых полу - или псевдорелигиозных организаций, в состав которых входила скорее элитная, чем ремесленная часть населения. Пример масонов - каменщиков вполне мог стать соблазном для любителей организовывать тайные союзы. Подвижная, социально наиболее активная и повидавшая мир масса ремесленников, являлась неплохой базой для пропаганды антигосударственных и антицерковных идей. Кроме того, пирамидальная структура таких организаций, где каждый новый уровень соответствовал разным степеням посвящения, требовала создания широкого основания, то есть, наличия большого количества низовых элементов. Так, возможно, могли формироваться ложи, приуроченные к месту действия и нахождения союзов каменщиков.

Однако ни для кого не секрет, что организаторы лож делали главную ставку на привлечение к себе лучших умов - ученых, именитых свободомыслящих людей, членов королевских фамилий и священников реформаторского толка. Из этого можно сделать предположение, что наименование «масон» поначалу вовсе не означало причастности ремесленников к тайному союзу. Возможно, что оно было именем нарицательным, означавшим всего лишь причастность профессинала-строителя к определенному сообществу.

В любом случае, существовавшая в ложах система иерархии, когда каждый член знает лишь несколько «братьев» со своего этажа пирамиды, решала проблему совместимости под одной крышей ремесленника и министра, христианина и иноверца.

Именно такая организационная структура позволила ложам стать прообразом интернационального и экуменического слияния. Ритуалы и таинственность, условные знаки, оккультизм и склонность к трансформации своего и общественного сознания, преувеличено высокая оценка своей элитарности уже потому, что принадлежишь к тайному союзу, - все это стало действенной школой кадров для организации будущих социальных потрясений.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...