Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел 1. Государство и право Киевской Руси



Раннефеодальное государство Киевская Русь было создано в Приднепровье в IХ веке в результате процессов классообразования. В этот период мы можем отметить наличие основных признаков государства: отделение публичной власти в лице князя и его дружины от общества, появление слоя профессиональных управленцев (тысяцкие, сотские и десятские), суверенитет, наличие государственной территории и границ (в источниках есть упоминание о засечной линии), монополия на легальное применение силы, сбор налогов (дани) в форме повоза и полюдья, правотворчество. По форме правления Киевская Русь была монархией. Государственные функции в это время осуществлял сам князь вместе со своей дружиной. Он собирал налоги, руководил вооруженными силами, осуществлял суд, заключал международные договоры. В отдаленные земли князь назначал посадников. Посадник обладал административными и судебными полномочиями, отвечал за сбор налогов. Определенную роль в политической жизни государства играло вече - собрание горожан, но полномочия веча постепенно сокращались.

В развитии древнерусской государственности большую роль играли личности киевских князей. Первым из них был Олег, который занял в 882 г. Киев, а в 907 г. предпринял большой поход на Византию. Его преемники - Игорь, Ольга и Святослав - продолжали политику расширения территории государства. Особенно прославился своими походами Святослав, завоевавший вятичей, разгромивший Хазарский каганат, завоевавший значительную часть Болгарии на Дунае.

Самым знаменитым киевским князем был Владимир, получивший прозвище Красное Солнышко (978-1015). Период его правления - это время расцвета Киевской Руси, укрепления государственности. При нем и по его инициативе произошло историческое событие огромного значения, оказавшее влияние на всю последующую историю нашего государства. Речь идет о принятии христианства по византийскому образцу, о крещении Руси, которое началось в 988 г. За это Владимир впоследствии был канонизирован Русской Православной Церковью.

После смерти Владимира великим князем стал его сын Ярослав Мудрый, внесший значительный вклад в развитие русского права. После Ярослава Русь фактически начинает вступать в новый период своего развития - период феодальной раздробленности.

Основным источником права Киевской Руси на начальном этапе было обычное право, на которое опирался князь, принимая решения в области суда и управления. Как писал Е.Н.Трубецкой, “Под юридическим обычаем разумеются такие правовые нормы, которые сложились путем постоянного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни”. Обычаи в течение долгого времени действовали не только в области уголовной, но и в торговой сфере, в брачно-семейной сфере, и даже в области публичного права, определяя компетенцию государственных органов, порядок сбора налогов и т.д. По мере развития и усложнения общественных отношений, регулируемых правом, возникает нормативно-правовой акт как письменный источник права. Первоначально он опирается на обычай, затем на судебную практику и иностранные заимствования.

Самыми ранними из дошедших до нас письменных источников права являются договоры Руси с греками. В составе летописей имеется текст или пересказ текста четырех договоров: 907, 911, 944 и 971 годов. Договор 907 года заключил князь Олег. Согласно этому договору, греки обязались платить дань Руси, кормить приезжающих в Византию русских и давать русским купцам в Константинополе месячное содержание. В ответ русские обязались жить в городе только в одном предместье и входить в город только через одни ворота. Договор 911 года гораздо богаче по содержанию. Он определяет права и подсудность русских на территории Восточной Римской империи, регулирует отношения между сторонами в случае уголовных преступлений. Так, за убийство договор предусматривает смерть, за кражу - компенсацию в тройном размере, за нанесение увечий - штраф. Регулирует договор и некоторые виды гражданских правоотношений, например, наследование. В одной из статей говорится, что если русский человек умрет в Греции, не оставив завещания, и у него там не будет родственников, то имущество возвращается к родственникам на Руси. Договор 944 года, заключенный Игорем, сходен по своему значению с договором 911 года. Он также содержит нормы уголовного и гражданского права, устанавливает правила торговли, определяет процедуру возмещения убытков. Характерно, что данный договор содержит ссылки на “закон русский”. Так, вор, возвратив украденную вещь и оплатив еще сверх того, подлежит также наказанию “по закону греческому и по уставу и закону русскому”. Что касается договора 971 года, то он заключен князем Святославом в период его осады в городе Доростоле и потому содержит только заверения о вечном мире с греками.

Следующим дошедшим до нас источником русского права данного периода стала Русская Правда, которая занимает центральное, главное место среди источников права Киевской Руси. О ее происхождении, источниках и практическом значении в литературе нет единой точки зрения.

Обычно дошедшие до нас тексты Русской Правды делят на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция, которая является древнейшей, состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей, а две последние статьи называются Покон вирный и Урок мостников. Краткая правда дошла до нас в двух списках: Археографическом и Академическом, списков пространной редакции гораздо больше.

В литературе нет единой точки зрения по поводу происхождения Русской правды. Некоторые исследователи (С.В.Юшков) настаивали на официальном ее происхождении, считая Русскую правду памятниками княжеского законодательства. Такой авторитет, как В.О.Ключевский, считал Русскую правду памятником церковной кодификации, поскольку считал, что княжескому суду нормы права, основанные на обычаях, и так были известны, а представители духовенства, входившие в состав церковного суда, по своему происхождению были греками и русских обычаев не знали. Но в любом случае Русская правда позволяет нам получить определенное представление о праве Древней Руси.

Понятия преступления в Русской правде нет. Там употребляется термин обида, под которым понимается всякое нанесение физического или морального вреда. Субъектами преступления могли быть только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская правда признает смягчающие вину обстоятельства, например, различает убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за преступление, совершенное в состоянии опьянения.

Основным видом наказания за различные виды преступлений является, по Русской правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира - штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжих людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество - денежное взыскание в пользу родственников убитого, уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления, Русская правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действием (вырывание бороды), нанесение увечья, нанесение побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, то есть лишение личных и имущественных прав. Русская правда не упоминает о смертной казни, но в то же время из арабских источников известно, что русы казнили воров через повешение.

Из имущественных преступлений Русская правда упоминает татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание - поток и разграбление.

Судебный процесс по Русской правде носил состязательный характер. Обе стороны назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. Человек, у которого была найдена данная вещь, должен был показать, у кого он ее приобрел, иначе он сам признавался похитителем.

Если преступник бежал, происходило гонение следа (розыск преступника по следам). Если след терялся на большой дороге или в степи, розыск прекращался. Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивала дикую виру.

В качестве судебных доказательств Русская правда признавала присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки - те, кто видел преступление, его непосредственные очевидцы, а послухи - те, кто только слышал о преступлении и преступнике. О судебном поединке в Русской правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс.

Русская правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая правда. И там, и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С.Кондрашкина и М.Неборского, “Ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси Х - ХI веков упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов.”

Кроме Русской Правды, известны такие памятники древнерусского права, как церковные уставы. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав новгородского князя Всеволода, Уставная грамота князя Всеволода, Устав новгородского князя Святослава, Уставная грамота смоленского князя Ростислава. В уставах содержатся нормы, посвященные отношениям государства и церкви, правам духовенства, церковному суду. Наибольший интерес представляют Уставы Владимира и Ярослава.

Устав князя Владимира дошел до нас в нескольких редакциях. В этом уставе, во-первых, установлено, что князь отдает в пользу церкви десятую часть своих доходов от судов, от торговых пошлин, от земли, скота и домов. Во-вторых, устав перечислял преступления, подлежавшие церковному суду: преступления по семейным делам, чародейство и колдовство, языческие обряды, преступления против церкви и веры, все дела, касавшиеся людей, состоявших в ведении церкви. К числу людей церковных устав относил все духовенство, рабы, отпущенные на волю на помин души, все престарелые, увечные, вдовы и сироты, лекари и нищие. Также устав поручил церкви надзор за торговыми мерами и весами. Данный устав считался образцом для позднейших уставов.

Устав князя Ярослава дошел в четырех списках более позднего времени. В нем церковный суд полностью отделяется от светского. Судебные полномочия церкви сужаются, приводить в исполнение приговоры церковных судов поручается светской власти. Суд по уголовным делам даже над церковными людьми поручается только князю.

Литература:

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

Древнерусское государство и право. М., 1998.

Ключевский В.О. Собр. соч. в 9 томах, М., 1989, т.7, с.84-99.

Российское законодательство Х - ХХ веков. М., 1984. Т.1.

Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М.-Л., 1941.

Тихомиров М.Н. Пособие для изучения “Русской правды.” М.,1956.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...