Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Восточные славяне. Возникновение и развитие



древнерусского государства (VI – середина XI в.в.)

Цель лекции: сформировать знания у студентов причин расселения, особенностей хозяйственного уклада и политической организации восточнославянских племен, процесса формирования древнерусской народности; предпосылок и сущности основных этапов развития Древнерусского государства, культуры на Руси.

1. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственного уклада и политической организации в VI – середине IX в.в.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центральные и восточно-Европейские земли, а естественными границами – Одер на западе, Днепр – на востоке, побережье Балтики – на севере, Карпаты – на юге. В V веке нашей эры под ударом варварских племен пала Западная Римская империя. Началось Великое Переселение народов, которое изменило политическую, экономическую и этническую картину Европы.

Значительный рост численности славян привел к их миграции на юг, восток и север, где были свободные земли. Это и положило начало делению славян на три большие ветви: восточных, западных и южных. Их окончательное оформление произойдет лишь в конце XVII – XVIII в.в.

Другой причиной перемещения славян в VI в. стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которая была заинтересована в новых землях. Как правило, славяне-земледельцы двигались на восток по рекам, их руслам, осваивали новые места у озер, в лесных массивах. Не случайно, что германцы, готы, арабы, греки и др. называли их «Россы» или «Русы» (в древнеславянском языке «руса» - это река).

Основу хозяйственной жизни славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболобство. Основными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Почва обрабатывалась первоначально с помощью мотыги и сохи, а урожай с помощью серпа. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Первыми жилищами восточных славян были полуземлянки с бревенчатыми крышами. Они строились в лесных чащах или на островах, куда неприятелю было трудно пройти незамеченным.
Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня они почитали Сварога, богом грозы – Перуна, скота – Велеса. В их честь проходили обряды жертвоприношения.

В период с VI по VIII в.в. родовая община перестает быть экономической необходимостью и уступила место территориальной «соседской» общине. Развивалась частная собственность на землю. Разложению родового строя способствовало отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шел процесс формирования классов будущего феодального общества. Возникла феодальная собственность на землю.

Произошли значительные изменения в политической жизни восточных славян. В VIII в. появились 14-15 больших племенных союзов. Территории каждого из них простирались, как правило, между реками, которые образовывали естественные границы (ильменские словене, кривичи, поляне, древляне, полочане, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, белые хорваты, бужане(с X в. волыняне) и др.

Одновременно происходил процесс формирования древнерусской народности. Этническим ядром были Среднее Приднепровье и районы лесостепи под названием «Русская земля» (от Киева до Воронежа). Свое название она получила от племени «рось» (русь). Возникает потребность и в политическом объединение, складывание единого государства. Этот процесс ускорялся также внешней опасностью. Им приходилось организовывать совместную борьбу с кочевниками (аварами, хазарами, а с конца IX в. – с печенегами).

2.Образование, расцвет и начало раздробленности

Древнерусского государства.

В середине IX века на Великом торговом пути из «Варяг в Греки» (Варяжское (Балтийское) море) – р. Нева - Ладожское озеро – р. Волхов (г. Великий Новгород) – оз. Ильмень – р. Ловать – далее волоком до р. Днепр (г. Киев) – Черное море.) оформились два крупнейших центра образования Древнерусского государства – Новгород (столица словен, кривичей и части финно-угорских племен) и Киев - центр полян, северян и вятичей). Между ними шла напряженная борьба за лидерство в объединении всех восточнославянских земель.

Первым русским князем считался Рюрик, который был призван русскими племенами «княжить и володеть ими». В 862 году он занял Ладогу, а через два года, после смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней их владения – Белоозеро и Изборск, перенес столицу в Новгород и обосновал город над Волховом, где впоследствии жили новгородские князья. В другие города – Полоцк, Ростов, Белоозеро он послал «своих мужей» (наместников). В 879 году Рюрик умер. Правление русскими землями и попечение над малолетним сыном Игорем перешло к его родственнику Олегу.

За свои подвиги Олег получил прозвище Вещего, т.е. мудрого или хитрого. Свой первый поход в 882 году, будучи новгородским князем, он предпринял на юг по Великому днепровскому пути, захватив по дороге Смоленск и Любеч, затем и Киев, объявил его столицей своего княжества. Далее подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами, определял размер дани с покоренных племен.

Географическое положение Киевской Руси на великих водяных путях, связывавших Балтийское, Черное и Каспийское моря, определяло отношение со Скандинавией, Хазарским каганатом и Византией. В Скандинавии киевские князья пополняли наемную военную силу. Через Хазарию шел торговый путь в страны Средней Азии. Византия оказала глубокое влияние на историю Древнерусского государства. Она была для Киевской Руси рынком сбыта меха и рабов, оттуда привозились дорогие ткани и предметы роскоши. Византия, со своей стороны, пыталась втянуть могущественную Киевскую Русь в свою политическую систему, для защиты собственных интересов. Олег в 907 – 911 годах совершил поход к Царьграду (Константинополь), в итоге был заключен выгодный для Руси договор и Царьград должен был платить дань.

Таким образом на территории Восточной Европы в 882 году возникло новое политическое объединение – Киевская Русь. Пройдет еще почти столение и все восточно-славянские союзы-княжества будут окончательно подчинены власти киевских князей. Принято условно делить историю образования и развития государства на три больших периода:

Первый – с 882 по 980 г.г. – образование ранее феодального государства. Утверждение на престоле династии Рюриковичей. В этом периоде в Киеве будут править Великие князья: Олег (882 – 912 г.г.), Игорь (912 – 945 г.г.), Ольга (945 – 964 г.г.), Святослав (964 -972 г.г.).
На этом этапе складывалась единоличная форма правления с некоторым сохранением традиций эпохи «военной демократии» - вече и народное ополчение. Во главе государства стоял Великий киевский князь – собиратель и защитник территории, основной законодатель, верховный судья, главный получатель и распределитель налогов (дани). Он опирался на боярство (состоявшее из племенной знати, наиболее авторитетных «старших» дружинников, которые входили в постоянный совет князя – думу.) и дружину (постоянная вооруженная организация), которая делилась на «старшую» и «младшую». Из «старшей» формировался высший аппарат управления – члены Боярской думы; посадники и наместники, осуществляющие власть на местах; послы и военачальники. «Младшая» дружина – гриди, отроки состояла из рядовых воинов.

В 945 г. Великий князь Игорь при попытке второго сбора дани в земле древлян будет убит. Этот год в летописи упоминается и как первое восстание древлян. Его жена – княжна Ольга расправившись с восставшими проведет п ервую административную – хозяйственную реформу общегосударственного масштаба. Будут зафиксированы «уставы» - порядок сбора дани, «уроки» - размер дани и «погосты» - место сбора дани, где находился боярин с малой дружинной как представитель княжеской власти.

В 955 году Ольга во время второго посещения Константинополя примет христианство. За свои деяния внутри страны и повышение политического статуса Киевской Руси в мире русская православная церковь причислила ее к лику святых.

Второй период – вторая половина X – первая половина XI в.в. – расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 – 1015 г.г.) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054 г.г.)).

В междоусобной борьбе сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира – победил Владимир. Он значительно расширил территорию государства, включив Карпатские горы (Волынь и Галиция), земли по р. Западный Буг вплоть до границы с Польшей, на юге организовал оборонительную систему крепостей для защиты от набегов печенегов.

В 988 г. было введено христианство как государственная религия. Это стало второй общегосударственной реформой, имевшей идейно-политический характер. Языческая религия многобожия (каждый племенной союз имел своих богов) не соответствовала новому статусу государства, Принятие монотеистической христианской религии укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси. Повсеместное распространение христианства и изгнание символов языческой религии растянулись на долгие годы, так как население в отдаленных районах не желало расставаться со своими богами и покровителями.

Во главе Русской Православной Церкви был поставлен Киевский митрополит, подчинявшийся Константинопольскому патриарху. Во внутренние области страны посылали епископов, которым подчинялись священники местных приходов. Для финансовой поддержки была введена церковная десятина – десятая часть дани государства.

Приняв христианство, Русь встала в один ряд с другими христианскими странами Европы, приобщилась к традициям и наследию византийской и античной культуры.

Религиозная реформа имела не только внутреннее идеологическое значение, но и международное, способствовавшее укреплению престижа Древнерусского государства.

Междоусобица, после смерти Владимира, закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государственную политику прозвище Мудрый.

В годы своего правления он:

- разгромил печенегов, тем самым прекратил их набеги на Русь;

- закрепил свои позиции в Прибалтике;

-расширил международные связи Киевской Руси (жена Ярослава – шведская принцесса; сестра стала польской королевой, а внучка – женой германского императора; сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получит прозвище Мономах);

-укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви (Во главе её был поставлен русский по происхождению метрополит Илларион);

-провел третью общегосударственную реформу – начал составление свода законов – «Русской Правды» - важнейшего государственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны первые 17 статей – «Правда Ярослава», «Древнейшая Правда», остальные приняты после его смерти).

Третий период – вторая половина XI – начало XII в.в. – появление первых элементов распада, обособление Новгородской земли и Полоцко-Минского княжества, переход к феодальной раздробленности.

Умирая, Ярослав Мудрый призвал сыновей (Изяслава, Святослава и Всеволода) – жить в мире и во всем слушаться старшего брата. Однако личные амбиции князей, стремление к обогащению, сложность династической системы наследования власти – привели к военным столкновениям, массовым восстаниям в Киеве, Ростове, Новгороде.

По инициативе наиболее популярного на Руси в то время князя Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Однако на деле все осталось по-старому, более того это привело в 1113 г. к взрыву народного недовольства в Киеве. На престол был призван Владимир Всеволодович Мономах (1113 – 1125 г.г.). Он подавил восстание, но был вынужден внести изменения в свод законов, чтобы удовлетворить требования народа.

«Устав Владимира Мономаха» - еще одна часть «Русской Правды», которая позволила приостановить намечавшийся распад Древнерусского государства, одновременно и укрепить его международный престиж. Внук византийского императора, был женат на английской принцессе. С его именем связывают появление в конце XV века на Руси – Шапки Мономаха – короны русских царей и символа идеи преемственности царской власти от византийских императоров.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125 – 1132 г.г.) попытки сохранить единство русских земель большого успеха не имели. Этот период и принято считать временем, когда обозначились признаки перехода к территориально-политическому раздроблению Киевской Руси.

Достижения Древнерусской культуры.

Древнерусская культура шла по пути самобытного развития, достигла высокого уровня и внесла большой вклад в мировую культуру.

В этот период создается героический былинный эпос, воспевается борьба с варягами, подвиги пахаря-богатыря Микула Селяниновича, Ильи Муромца и др. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сельских ополчений.

В X веке на Руси Кириллом и Мефодием создается славянская письменность. Договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славянском языках, сохранились записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотность была характерна и для простых граждан, показателем которой являются берестяные грамоты XI – XIII вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде (более 2-х тыс.). По своему содержанию – это частные письма, завещания, счета, торговые записки, учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое.

Для сближения с византийской культурой в Киеве и других городах началась работа по переводу и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литературой на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках.

В X – XI в., в Киеве и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу XI – началу XII вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названием «Повесть временных лет» (составитель монах Киевско-Печерского монастыря, Нестора).

Среди русской литературы XII в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме, зовет русских князей к объединению и защите ее границ.

Другое выдающееся произведение «Моление» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Ставится цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обществе, исправить дело волею князя, если он будет слушать умных советников.

В этой литературе нет проповеди агрессивных действий, отсутствие шовинизма и наоборот воспеваются гуманное отношение к другим этносам. Свидетельство этому, отрывок из послания Федора Печерского князю Изяславу (XI в.): «Милуй не токмо своея веры, но и чужая …, аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях – всякого помилуй и от беды избави». Талантливым и мудрым писателем был Великий князь Владимир Мономах, которому принадлежит «Получение», краткая автобиография, письмо к князю Олегу Святославичу и сочиненная им молитва.

Страстная политическая направленность сочинений Мономаха, огромная эрудиция делают его произведения одними из самых значительных в древнерусской литературе.

В XI в. высокого искусства достигла церковная проповедь. Широкой известностью пользуется «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем русских, их крестителя князя Владимира I Святославовича.

Выдающимися показателями древнерусской культуры являются памятники архитектуры XI – XIII вв., которые сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Русские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих храмов, также быстро осваивали византийскую живопись (мозаику, фрески, иконопись, книжную миниатюру), технику кирпичного строительства.

Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями: Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), церковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194 г.).

Были велики достижения в области прикладного искусства: перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Высоким искусством отличались стеклянные цветные браслеты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Европе как «резьба тавров» или «резьба русов».

Следует подчеркнуть что в период наметившейся политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и осознание необходимости единства русских народов.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 587 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...