Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Родословие сынов Ноевых (Быт. 10)



Данная глава заключает в себе родословие послепотопного человечества, разделившегося на три главные ветви или группы, из которых каждая находится в связи с одним из сыновей Ноя, как ее родоначальником. Затем каждому отдельному народу в трех главных группах приписывается особый племенной родоначальник ¾ внук, правнук или праправнук Ноя, причем имя родоначальника обыкновенно становится именем происходящего от него народа.

14. Смешение языков и рассеяние народов.

Родословие послепотопных патриархов (Быт. 11)

В этой главе бытописатель описывает переселение с востока человечества, говорившего сначала одним языком, и поселение его в Сеннааре (1-2 стихи), построение здесь города и необыкновенно высокой башни, разрушение Богом нечестивого предприятия смешением языков строителей (5-7 стихи), следствием чего было рассеяние человечества по всей земле (8 стих). Имя «Вавилон» (слав. - «смешение») было дано городу и башне в воспоминание совершившегося события.

В то время, как нечестие после потопа вновь начало распространяться среди человечества, истинная вера и благочестие сохранялись среди послепотопных патриархов, родословие которых бытописатель доводит до Авраама.

15. Призвание Авраама. Пребывание Авраама в Египте (Быт. 12)

В этой главе повествуется о повелении Божием, данном Аврааму (1 стих), и обетованиях, изреченных при этом (2-3 стихи), путешествии патриарха сначала до Харрана, а потом до земли Ханаанской (4-5 стихи), а от сюда до Сихема, где Аврааму изречено было Богом новое обетование (6-7 стихи).

Господь явился ему и сказал: «семени твоему дам землю сию»; Аврааму была в данном случае указана земля Обетованная. Спустя почти 1000 лет евреи, плотские потомки Авраама, вступили в землю обетования под предводительством Иисуса Навина и поселились в ней, истребив или подчинив своей власти обитавшие здесь языческие племена. Но с поселением евреев в земле Обетованной или Палестине [1], обетование, данное Аврааму, исполнилось только в своем ближайшем буквальном смысле (Евр. 4, 8-10), да и то не было вечным потому, что евреи владели землею обетованной только во времена ветхозаветные, а потом, когда Израиль стал отходить от Господа, его земля, священный город и храм подверглись опустошению и разорению. Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал «основания имущего города: ему же художник и содетель Бог» (Евр. 11, 9-10). Как носитель истинной религии, хранитель мессианских чаяний, благ духовных, патриарх пламенно желал пришествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих потомков в царстве Мессии (Евр. 4, 3-11). Но сам Авраам не дождался наступления этого царства, он радовался, только издалека созерцая его (Евр. 11, 13-16). Таким образом, в духовно-таинственном смысле обетование предсказывало основание Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие — истинные чада Авраама по духу.

Далее в 12 главе описывается наступление голода в земле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Авраамом Египта.

16. Разлучение Авраама с Лотом.

Третье явление Бога патриарху (Быт. 13)

После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2-4 стихи). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за пастбищ для скота (5-7 стихи). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8-9 стихи). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10-13 стихи).

Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и многочисленности последнего «яко песок земной» (16 стих). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама израильтян, измаильтян, мадианитян и других народов.

Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел (Гал. 3, 7; ср. Рим. 9, 6, 7), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. Таким образом, верующие, чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством, многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем как Царство славы, которому не будет конца.


17. Нашествие месопотамских царей на долину Сиддим и пленение Лота (1-12). Освобождение Авраамом своего племянника (13-16). Встреча и благословение Авраама Мелхиседеком (17-24) (Быт. 14)

За двенадцать лет перед этим пять городов, находившихся в долине Сиддим, были подчинены четырем месопотамским союзным царям, во главе которых стоял Кедорлаомер, царь Еламский, и принуждены были платить дань своим победителям. Но когда на тринадцатым год цари Пятиградия отложились (1-4 стихи), Кедорлаомер с союзными царями сделал новое нашествие. Покорив народы, земли которых лежали ему на пути (5-7 стихи), он нанес возмутившимся царям в долине Сиддим (8-9 стихи) поражение и с добычей и пленными, среди которых находился Лот, отправился обратно (10-12 стихи).

Получив известие о постигшем племянника несчастии, Авраам со своими рабами, в количестве 318 человек, и с союзниками Хананеями погнался за победителями. Нагнав их около Дана, он неожиданным ночным нападением обратил врагов в бегство и преследовал их до Ховы (слав. Новала) причем отнял захваченную ими добычу и племянника Лота (13-16 стихи).

Навстречу возвращавшемуся победителю вышли царь Содомский и Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Вышнего. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино, благословил патриарха. Авраам же со своей стороны дал ему десятую часть добычи. Всю остальную добычу патриарх возвратил царю Содомскому, выделив только часть своим союзникам (17-24 стихи).

По указанию Писания, Мелхиседек был царем Салима, каковое наименование в древности носил город Иерусалим. Из слов Апостола (Евр. 7, 6) видно, что он не принадлежал к роду Авраама, и по всей вероятности, происходил из Хананеев, населявших землю обетованную. Но при этом он не был идолопоклонником, а почитал Бога Вышняго, Творца неба и земли, священником которого он назван. Этим именем он отличается от всех, кто окружал его и даже от Авраама. Очевидно, Сам Бог призвал его к священству и облек этим правом.

Кроме своего ближайшего исторического значения лицо Мелхиседека, по изъяснению Священного Писания, имело глубокое таинственно-преобразовательное значение. Еще псалмопевец Давид выразился о Мессии: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109, 4) и этим указал, что священство Мессии будет не по писанному Моисееву закону, не по чину Ааронову, а священство вечное, стоявшее вне этого писанного закона, священство по чину Мелхиседекову. В чем состояло это священство, кого прообразовал в своем лице Мелхиседек — это выясняет святой апостол Павел в 7 главе «Послания к Евреям». По апостольскому изъяснению, самое имя Мелхиседека (царь правды), его достоинство, как царя Салима и священника, неизвестность его происхождения и кончины, благословения, данное им Аврааму, и десятина, поднесенная последним Мелхиседеку, ¾ все это имело глубокое прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю и вечному Его священству.

При общем прообразовательном значении личности Мелхиседека, толковники в хлебе и вине, с которыми он встретил Авраама, видят прообразовательное указание на таинство Евхаристии.

18. Четвертое богоявление Аврааму и завет Бога с ним (Быт. 15)

Бытописатель повествует о четвертом явлении Бога Аврааму в ночном видении и ободрении патриарха обещанием божественной помощи, защиты и великой награды (1 стих). На ответные слова Аврааму (2-3 стихи) Господь дает обетование о рождении у него сына (4 стих) и происхождении от него многочисленного потомства (5 стих). Патриарх поверил обетованию, и эта вера вменилась ему в праведность (6 стих). Господь подтвердил обетование о наследовании земли Ханаанской (7 стих), и удостоверил патриарха в непреложности обетования заключением с ним завета через особый таинственный обряд (8-12, 17-21 стихи). Бог открыл при этом будущую судьбу потомства Авраама (13-16 стихи).

Стих

Авраам, возвратившийся после победы к месту своего обитания к дуброве Мамре (13, 18; 14, 13), мог опасаться мщения со стороны этих побежденных царей. Кроме того, почетное положение, занятое им, могло вызывать зависть в окружающих Хананеях. Наконец, почтенный возраст патриарха, достигнув которого он все еще не видел исполнения слов обетования, что от него произойдет многочисленное потомство (12, 2; 13, 16), — все это могло беспокоить Авраама, вера которого нуждалась в подкреплении. Настоящее четвертое богоявление, отличавшееся особенною продолжительностью, торжественностью и наглядностью, подкрепляло веру патриарха, удовлетворяло его в непреложности божественных обетований.

Стихи

На слова обетования Господа, что Авраам имеет наследовать обетованную землю, патриарх говорит: «Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею?» В вопросе Авраама нельзя видеть сомнения и колебания его веры: его слова выражают только желание знать, когда исполнится обетование о наследии земли Ханаанской.

Такой смысл вопроса выясняется из дальнейших слов Господа, Который говорит, что потомство патриарха наследует землю обетования через 400 лет (ст. 13 и 16).

Стихи

Животные, которые по указанию Господа берутся патриархом, впоследствии указаны были законом Моисеевым как чистые жертвенные животные (Лев. 1, 2; 10, 14). Этим указывалось на жертвенный характер завета, заключенного с Авраамом. Обряд рассечения животных был заимствован из древнего обычая, соблюдавшегося при заключении союзов и договоров, обычая, по которому договаривающиеся лица проходили между рассеченными частями животного (Иер. 34, 18-19). Это прохождение знаменовало, что лица, договаривающиеся в силу заключаемого союза, должны отселе составлять одно неразрывное целое, каковым некогда было рассеченное животное. Кроме того, рассечением животных указывалось на то, какая судьба должна постигнуть нарушителя заключенного союза. Голуби и горлицы, как символы чистосердечия и верности, при этом не рассекались. Хищные птицы, от которых Авраам охранял животных завета, служили указанием на те опасности, которые грозили потомству патриарха со стороны окружающих языческих народов. Откровением о судьбе потомства Авраама Господь указывает на рабство египетское, которое в недалеком будущем предстояло евреям, плотским потомкам патриарха. Продолжительность этого рабства с присоединением к нему времени странствования патриархов, в настоящем случае определяется периодом — «лет четыреста».

Божественный суд над поработителями потомков патриарха и возвращение их в землю обетования «со имением многим» (14 стих) совершилось, когда после страшных казней египетских (Исх. 7-12) евреи оставили страну порабощения, выйдя отсюда с великими богатствами (Исх. 12, 35-36). Причина, по которой потомкам Авраама земля обетованная дается через долгий четырехсотлетний период времени, указывается в словах «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась»; только тогда, когда нечестие Хананеев переполнит меру долготерпения и милосердия Божия, Господь покарает нечестивцев и землю их передаст во владение потомков Авраама.

Внешние образы — дым, как бы из печи и пламя огня, под видом которых Господь прошел, с заходом солнца, между рассеченными животными, представляли собой обе стороны, вступающие в завет. Дымящаяся печь знаменовала собой потомков Авраама, для которых в будущем предстояло египетское порабощение, иногда изображаемое в Священном Писании под образом пещи железной (Втор. 4, 20; Иер. 11, 4), светильник огненный указывал на Бога, благодать Которого имела просвещать тьму бедствий и страданий потомков Авраама в Египте.

19. Пятое явление Бога Аврааму и

установление завета обрезания (Быт. 17)

При пятом явлении Своем Бог подтвердил Свое обетование о многочисленности потомства Авраама и в знамение этого переменил его имя и имя Сары. Господь установил обрезание, как видимый знак завета (9-14). Он дает откровение о рождении Исаака и происхождении от Измаила многочисленного потомства (18-20). Авраам совершает над собою и домочадцами обряд обрезания (21-27).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...