Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Никого нельзя обязать сверх его возможностей (лат.) Оптом (франц.) В крайней стадии (лат.) Горячий, холодный и масляный анфлераж (франц.) Манера говорить



Никого нельзя обязать сверх его возможностей (лат.)
Оптом (франц.)
В крайней стадии (лат.)
Горячий, холодный и масляный анфлераж (франц.)
Манера говорить (франц.)
В свой угол (франц.)
С соответствующими изменениям (лат.)
После праздника (лат.)

Введение

Глава 1
ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ
В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

1. Понятие действия, его история и методологическое значение

A. Понятие действия в классической механике

B. Появление идеи кванта действия

2. Квант действия и принцип стационарности действия

3. Критика идеалистических спекуляций на принципе стационарности действия

Глава 2
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ
КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВИЗМА
В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ

1. Экспликация концепции целостности на основе идеи относительности понятия множества в описании физической реальности

A. Релятивизация понятий как источник развития познания

B. Что может означать отказ от универсальности и абсолютности понятия множества в описании природы?

C. Постоянная Планка и соотношение неопределенностей Гейзенберга как конкретные формы физически содержательного отказа от абсолютности понятия множества в описании природы

2. Редукция волновой функции

3. Несиловая корреляция в поведении квантовых систем

Глава 3
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ И ЭКСПЕРИМЕНТ:
ПРИЧИННОСТЬ И ЛОКАЛЬНОСТЬ В КВАНТОВОЙ ФИЗИКЕ,
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕОРЕМЫ БЕЛЛА

1. Природа статистичности в квантовой механике

2. Возможна ли теория скрытых параметров?

3. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена и нелокальность

4. Теорема Белла и возможность выбора между теорией скрытых параметров и квантовой механикой на основании эксперимента

5. Экспериментальная проверка теоремы Белла

Глава 6
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ
В ПРОБЛЕМЕ МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ

1. Критика метафизического истолкования теоретико-информационного подхода в исследовании мышления

A. Сущность теоретико-информационного подхода

B. Является ли мышление частным случаем информационного процесса?

C. Неадекватность исходной методологической установки теоретико-информационного процесса феномену целостности мышления

D. О методологической роли концепции целостности в исследовании мышления

2. Концепция целостности и типы детерминизма и управления в системах

3. Психофизическая проблема в свете концепции целостности

A. Сознание как реальный, но несводимый к физико-химическим событиям процесс в мозгу

B. ЭПР-корреляции в синаптических переходах в мозгу как возможная основа порождения сознания

4. О необходимости привлечения идеи целостности к методологическому анализу экспериментального исследования грани между сознанием человека и психикой животных

Глава 7
КРИТИКА ИДЕИ СИНТЕЗА НАУКИ И РЕЛИГИИ

1. Религиозно-мистическое истолкование идеи целостности

Список литературы

Иван Захарович Цехмистро, Валентина Игоревна Штанько и др.
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ

Изд-во Харьковского гос. ун-та. Харьков, 1987 — 223 с. Тираж 1000 экз.
© Издательское объединение «Вища школа», 1987.

ВВЕДЕHИЕ
(И.З.Цехмистро, В.И.Штанько, с сокр.)

/.../...Основу книги составляет диалектико-материалистическая концепция целостности, суть которой состоит в осмыслении факта неуниверсальности и относительности предельно общего и абстрактного понятия множества (многого) в описании физической реальности, структур психики и сознания.

У истоков европейской философской мысли была в определенной мере осознана негативная составляющая отношения единого и многого. Парменид, видимо, первым со всей логической строгостью определил единое как не — многое, как полное отрицание многого. Однако отношение противоположностей не исчерпывается их взаимным отрицанием, но предполагает их единство, превращение друг в друга [2, т. 29, с. 98, 203]. Этого не увидели элеаты, но именно в направлении преодоления разрыва единого и многого пошло развитие философской мысли, что породило целую систему категорий [128]. Раздувание метафизиками некоторых черт этого необходимого процесса в конце концов привело к неправомерному подчинению единого многому, что вылилось в абсолютизацию множественной картины реальности, чисто аналитическое видение и описание ее. Гениально угаданная элеатами несводимость противоположностей (единое — многое) оказалась, таким образом, утраченной. Идея целостности как неделимости и неразложимости на какое-либо множество состояний, как противоположность и отрицание самого состояния множественности совершенно чужда классическому естествознанию. В значительной мере она чужда и современной науке, базирующейся на принципах классической парадигмы. Нет ничего удивительного, что такая односторонность послужила источником различных объективно-идеалистических, субъективистских и даже откровенно религиозных, мистических спекуляций в западной литературе. Поэтому в основном книга посвящена развитию диалектико-материалистической концепции целостности и на этой основе — критике субъективистской интерпретации квантовой механики, идеалистических спекуляций на принципе стационарности действия, разнообразных метафизических и идеалистических версий теоретико-информационного подхода в исследовании сознания и мышления. В дополнение к собственно критической линии доказывается конструктивность идеи материалистического понимания целостности в решении ряда конкретных проблем, например, в поисках единой теории макроквантовых эффектов, истолковании обменного взаимодействия и т. п. 4 /.../

Бурное развитие методологической проблематики современной науки отнюдь не ведет к идейному и методологическому плюрализму. Наоборот, принцип материалистического монизма и учение о материальном единстве мира находят в квантовой физике свое законченное и наиболее полное выражение в понимании мира как физически неделимого и неразложимого на какие-либо множества целого. Вырастающая на этой почве идея относительности и неуниверсальности абстрактного понятия множества в познании закономерно ведет к диалектико-материалистической концепции целостности, охватывающей с единых позиций наиболее важные методологические проблемы современной науки, далеко не исчерпанные в предлагаемой работе.

Авторы монографии считают нужным подчеркнуть, что данная книга может служить лишь началом исследования названной проблемы.

* * *

Авторы глав и параграфов: И.З.Цехмистро (руководитель) — введение (совместно с В.И.Штанько), §2 гл. 1, гл. 2, §4 гл. 5 (совместно с А.В.Тягло), §3 гл. 6, заключение (совместно с В.И.Штанько), В.И.Штанько (руководитель) — §3 гл. 5 (совместно с А.В.Тягло), §1 гл. 6; В.С.Забелина — л. 4; Л.Э.Паргаманик — л. 3; В.Л.Пасисниченко — §2 гл. 7; В.С.Поликарпов — §1 гл. 7; Н.Т.Синицын — §2 гл. 6; С.А.Таглин — §4 гл. 6; А.В.Тягло — §1, 2 гл. 5; Л.Н.Цехмистро — §1, 3 гл. 1.

Примечание сканера: 4-я, 5-я и часть 7-й главы опущена.

ГЛАВА 1

ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ
В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Обычно с помощью понятия целостности характеризуют отношения элементов некоторой совокупности (или элементов,входящих в структуру отдельного объекта), а также те связи, которые объединяют эти элементы и приводят к появлению 5 у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих элементам в их разобщенности [141, с. 763, 768]. Таким образом, целостность всегда реализуется на некоторой множественной основе за счет того или иного физически-причинного связывания элементов множества в целостную совокупность. Назовем понимаемое так целое несобственной целостностью. Понятие целостности может иметь и совсем другой, еще совершенно не изученный смысл, когда целостности присущ изначальный характер (она первична) и в целом нет ни частей, ни элементов, а значит, нет необходимости в представлении о каком-либо связывании их для получения целого. Такая целостность характеризуется уникальным свойством неделимости и неразложимости на множества каких-либо элементов, и мы определим ее как собственно, или подлинно, целое. Именно это целое в настоящей книге составляет центральную идею предлагаемой концепции целостности.

В рамках данной концепции целостности понятия «элемент», «множество», «совокупность» теряют изначальность, выделенность и абсолютность и, наоборот, обнаруживают свою относительность, состоящую в том, что выражаемый перечисленными понятиями чисто множественный аспект реальности всегда должен быть дополнен прямо противоположным и дополнительным аспектом — целостностью как свойством неделимости и неразложимости реальности на множества элементов.

Отвергаемая здесь множественная концепция целостности, а вместе с нею и чисто множественная парадигма классического естествознания были связаны с абсолютизацией таких физических понятий, как «пространство», «время», «причинность», «масса», «энергия» и т. п. По поводу истории и методологической роли каждого из этих понятий написаны десятки книг и сотни статей. Новая же концепция целостности, зародившаяся в основаниях квантовой физики, опирается на фундаментальную роль в современной науке совершенно другого, не столь наглядного, но более общего и более абстрактного понятия — понятия действия. Поэтому исследование новой концепции целостности в методологии науки целесообразно начать с краткого изучения истории и методологической роли понятия действия в физике.

Выдвинутая квантовой физикой идея конечной физической неделимости и неразложимости мира на множества различных элементов обычно понимается как некая вещественно-субстратная неделимость, якобы проявляющаяся в каком-то из пространств физического опыта. В действительности не существует принципиальных пределов уменьшения пространственных или временных величин, масс, энергии и т. п., хотя достижение все меньших их значений сопряжено с известными трудностями, вытекающими из 6 соответствующих выбранному способу описания соотношений неопределенностей.

В представлении квантовой физики о мире как о неделимом целом речь идет не о непосредственно-чувственной стороне реальности, а о свойстве, косвенно проглядываемом в чувственной стороне реальности. Непосредственной основой идеи неделимости является не неделимость элементов эмпирически верифицируемых пространств (геометрическое пространство, время, пространства масс, энергии, импульсов и т. п.), а конечная неделимость элементарной ячейки существенно более общего и абстрактного фазового пространства величины действия, имеющего конфигурационную и по существу бесконечномерную природу.

Существование в пространстве действий далее неделимой и конечной ячейки, вводимой постулатом Планка, ограничивает применимость эмпирически верифицируемых образов отдельного элемента и множества элементов в описании состояний физической реальности безотносительно к их конкретной физической природе. Это означает, что для адекватного отражения свойств квантовой целостности и неделимости мира нужно отказаться от образов отдельного элемента и их множеств и перейти к прямо противоположному и дополнительному представлению — представлению о конечной неразложимости мира на множества каких-либо элементов вообще. Поскольку в генезисе и обосновании идеи целостности понятие действия играет исключительно важную роль, представляется целесообразным начать исследование с истории и методологической роли данного понятия в физике.

1. ПОНЯТИЕ ДЕЙСТВИЯ, ЕГО ИСТОРИЯ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

(Л.Н.Цехмистро)

В огромном потоке литературы, вызванном к жизни стремлением подвергнуть анализу стержневые понятия физической науки («масса», «энергия», «пространство», «время», «причинность»), особо важное из этих понятий (быть может, самое важное из них) — понятие действия — до сих пор остается не исследованным. В то же время понятие действия единственное, которое, в отличие от всех других понятий классической механики, и сегодня обозначает инвариантную физическую величину, сохранившую свою инвариантность в релятивистской физике. Потому оно как бы возвышается над остальными, утратившими абсолютность и неизменность понятиями классической механики — пространством, временем, массой и даже энергией. Энергия не является неизменной по отношению к преобразованиям Лоренца; так же, как и раньше она не была неизменной по отношению к преобразованиям Галилея. Принцип сохранения энергии дополняется принципом сохранения количества движения, «но над обоими принципами 7 возвышается, объединяя их, принцип наименьшего действия, который, таким образом, господствует над всеми обратимыми явлениями физики» [101, с. 95].

Одновременно понятие действия стоит у истоков другой важнейшей физической теории — квантовой механики. Уже то обстоятельство, что допущение минимального кванта действия привело к появлению квантовой теории, может служить основанием для постановки вопроса о тщательном анализе истории и значения понятия действия в физике. Сегодня, по словам Л. Б. Окуня, понятие действия занимает центральное положение в физике [97, с. 11].





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 462 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...