Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты современной эпохи



Призыв международной общественности к новому – планетарному – гуманизму предварен в Манифесте 2000 развёрнутым и реалистическим очерком ведущих тенденций человечества в области науки и техники, мировоззрений, мировой экономики и международных отношений. Отличительной особенностью этого документа является дух оптимизма, уверенности в том, что человечество способно успешно справиться с теми беспрецедентными вызовами, которые оно встречает накануне нового столетия. Эта уверенность противостоит бесчисленным апокалипсическим сценариям религиозных идеологов и шарлатанов, также как и пессимистическим предсказаниям различного рода алармистов и постмодернистов.

Действительное положение вещей в современном мире говорит о значительном прогрессе во многих областях жизни. Реальные предпосылки лучшего будущего гуманисты усматривают в том, что:

– медицинская наука значительно улучшила здоровье людей; увеличилась средняя продолжительность жизни; разработка новых препаратов, генная инженерия, современная хирургия вносят большой вклад в развитие здравоохранения;
– профилактика здоровья людей, современное водоснабжение и канализация, санитария и гигиена значительно снизили риск эпидемий и инфекционных заболеваний; резко снизилась детская смертность;
– современные аграрные технологии и пищевая промышленность сняли с повестки дня большинства стран проблему голода, повысили качество питания населения;
– индустрия производства товаров массового потребления сделала их широко доступными; расширился доступ людей к услугам и удобствам в повседневной жизни;
– технологические инновации всё более сужают сферу тяжелого и изнурительного физического труда;
– произошла революция в области транспортных средств; огромные массы населения пересекают континенты и границы, преодолевают географическую изоляцию; сократились расстояния между людьми и культурами;
– технические достижения подняли на высочайший уровень современные средства связи, сделав её всемирной; компьютерная технология радикально преобразила все аспекты социальной и экономической жизни;
– научные достижения неуклонно расширяют наши знания о Вселенной и о человеке; открытия в области астрономии и физики, теория относительности и квантовая механика углубляют наше понимание природы, начиная с масштабов микрочастиц и кончая масштабами Метагалактики; биология и генетика расширяют наши представления о биосфере, синтетическая теория эволюции, открытие ДНК, исследования в области молекулярной биологии раскрывают механизмы функционирования и динамики жизни; гуманитарные и социальные науки повышают уровень наших знаний о человеке и обществе, о законах экономики и культуры.

На фоне прогресса науки очевиден застой и нищета бытующих ненаучных и антинаучных представлений. Религиозные, оккультные и прочие паранормальные верования и предрассудки демонстрируют свой непросвёщенный консерватизм, их адепты апеллируют к человеческим слабостям, к невежеству и страху перед лицом социальных потрясений и неизвестностью, они эксплуатируют новейшие достижения человечества, чтобы модернизировать облик своих лженаучных архаичных доктрин и практик.
Много положительных изменений произошло на международной арене:

– исчезли практически все колониальные империи;
– существенно уменьшилась угроза тоталитаризма;
– большинством стран мира (по крайней мере, на словах) принята Всеобщая декларация прав человека;
– идеи демократии и свободы получают всё более широкое распространение в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве, в Латинской Америке и Африке;
– во многих странах мира расширяются права человека, особенно женщин, национальных и иных меньшинств;
– укрепление и расширение мирового рынка втягивает в свою орбиту все новые регионы земного шара, открывая для них возможности экономического подъёма и социального развития;
– в странах высоких жизненных стандартов успешно решается проблема роста населения, во многих странах население растёт не за счёт рождаемости, а за счёт снижения смертности и увеличения продолжительности жизни;
– все большему числу людей становится доступным образование и приобщение к богатствам мировой культуры.
Несмотря на эти прорывы, у современного человечества есть много трудных экономических, социальных и политических проблем. Наиболее существенные из них состоят в том, что:
– значительная часть населения все ещё далека от материального благополучия; эти люди продолжают влачить существование в нищете и болезнях, что особенно характерно для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки; даже в богатых странах существуют слои населения, живущие в условиях бедности, плохого питания и медицинского обслуживания;
– во многих странах темпы роста населения всё ещё столь высоки, что обрекают эти общества на вырождение и гибель; к 2000 году население земного шара перевалило за 6 миллиардов, что означает, что при сохранении существующих темпов в ближайшую половину столетия оно увеличится ещё на три миллиарда;
– существующая угроза демографического кризиса чревата для некоторых стран критическим сокращением пахотных земель на душу населения, истощением необходимых для орошения запасов воды, пересыханием рек и сокращением лесных угодий;
– сохраняется угроза негативных последствий в результате глобального потепления, вызываемого не только естественными процессами, но и уничтожением лесов, увеличением выбросов в атмосферу двуокиси углерода странами, продолжающими расточительно использовать природные ресурсы;
– по масштабам уменьшения популяций видов животных, многих форм растительной и животной жизни мы переживаем, возможно, самую большую со времён исчезновения динозавров биологическую катастрофу;
– не уменьшаются проблемы, связанные с перенаселенностью больших городов, существующих в них безработицей и преступностью;
– фундаментальные решения, принимаемые на многочисленных саммитах и международных конференциях, проводимых на высшем уровне, остаются нереализованными национальными правительствами и международными организациями;
– демократия как глобальная социальная ценность остаётся все ещё слабой; в ряде стран она не получила никакого развития; многим народам все ещё недоступны свободные выборы и свобода слова;
– растет заболеваемость такими, ранее считавшимися побежденными болезнями, как туберкулез и малярия; распространение СПИДа по большей части не встречает должного сопротивления;
– несмотря на прекращение холодной войны, мир не избавился от угрозы ядерного уничтожения; фанатичные террористы, государства-преступники или вышедшие из-под контроля военные способны ввергнуть человечество в глобальную катастрофу;
– не являются решёнными и некоторые существенные проблемы экономического развития; представление о том, что свободный рынок сам по себе способен излечить все социальные недуги, является не более чем верой, а не научно обоснованной теорией; механизмы связи законов рынка с программами поддержки социальной, некоммерческой сферы и незащищенных слоев населения остаются неясными.

Стоящие перед человечеством проблемы чрезвычайно серьезны. Но это не значит, что нужно верить различным пророкам страшного суда и неизбежных социальных и космических катаклизмов. Гуманисты считают, что эти проблемы могут быть решены с помощью разума и критического мышления, воли к компромиссу, согласию и сотрудничеству.

Вместе с тем существует комплекс проблем, связанных с ненаучными, антинаучными или весьма устаревшими представлениями, консервирующими отсталость, невежество, тормозящими социальный и нравственный прогресс, прогресс свободы, демократии и разума. Негативное влияние ретроградных сил остается недостаточно распознанным, а его опасность недооценивается. Именно эти силы порождают рознь, нетерпимость, фанатизм, что препятствует улучшению условий человеческого существования. Конкретно речь идет о следующем:

– упорная приверженность определенных социальных организаций и групп населения традиционным религиозным верованиям со всё большей очевидностью свидетельствует, что религиозность способствует нереалистическому, мистическому отношению к общественной жизни, сеет недоверие к науке и чаще всего становится на защиту устаревших порядков;
– религиозные традиционалисты, фундаменталисты и фанатики враждебно относятся к достижениям науки, медицины и здравоохранения, препятствуют программам планирования семьи и полового воспитания, борются против применения противозачаточных средств, выступают против равноправия мужчин и женщин, нарушают права детей и т.д.;
– мир всё чаще становится свидетелем жестоких этнических конфликтов и национальных распрей, в основе которых лежат религиозные мотивы; одновременно политические реакционеры и экстремисты легко разыгрывают религиозную карту, используя примитивную психологию, низкий уровень культуры и критического мышления большинства верующих;
– мир обеспокоен учащающимися проявлениями терроризма и геноцида, за которыми, как правило, стоят всё те же идеологии религиозного традиционализма, политического экстремизма и шовинизма;
– много разрушительного несут в себе силы национализма, расизма и фашизма; они питают сепаратистские и изоляционистские тенденции, чреваты нетерпимостью и насилием, отравляют общественную атмосферу, порождают страх и недоверие людей друг к другу; нельзя забывать и о попытках реабилитировать сталинизм и другие формы тоталитаризма;
– во многих странах получила распространение идеология так называемого постмодернизма; эта новейшая форма иррационализма и нигилизма, претендующая на особого рода элитарный интеллектуализм, отрицает ценности науки, осуждает технологический прогресс, подрывает доверие к фундаментальным общечеловеческим ценностям, отвергает значимость демократии и движений в защиту прав человека; провозглашенные постмодернизмом лозунги деконструктивизма, мания репрессивности делают эту идеологию контрпродуктивной, препятствующей прогрессу науки и социальной справедливости.

Какая система ценностей может наилучшим образом противостоять этим негативным факторам и предложить человечеству оптимистическую и позитивную перспективу? Такой системой является современный гуманизм, основанный на научной картине мира, общечеловеческих моральных нормах и ценностях светской (нерелигиозной) культуры.
Уникальная особенность гуманизма – его открытая приверженность научному мировоззрению, что означает:

– принятие комплекса методологических установок, связанных с объективностью, экспериментальной или наблюдательной проверкой гипотез или теорий, со способностью науки к самопроверке и саморазвитию, критичности, открытости новому; научные методы не догмы, они не гарантируют абсолютных истин, но, в конечном счёте, именно они являются самыми верными способами получения надёжного знания;
– возможности науки беспрецедентны как по глубине проникновения в природу вещей и процессов, так и по спектру подлежащих её изучению областей реальности; сегодня нет ничего, принципиально недоступного научной мысли; гуманисты считают, что необходимо распространять применение методов науки на все области человеческой деятельности и что здесь не должно вводиться никаких ограничений, за исключением случаев, когда такое применение нарушает права человека; попытки препятствовать рациональному осмыслению и свободному исследованию по каким-либо моральным, религиозным, идеологическим или политическим соображениям всегда терпели поражение, сегодня их несостоятельность особенно очевидна; это обстоятельство не избавляет гуманистов от необходимости понимать и ценить моральные, эстетические и иные культурные формы проявления человеческого опыта;
– будучи приверженцами научного мировоззрения, гуманисты обращают особое внимание на отсутствие достаточных объективных, рациональных и экспериментально подтверждаемых свидетельств в пользу достоверности религиозных интерпретаций действительности или предположений о существовании сверхъестественных причин; заслуживают осуждения попытки некоторых ученых навязать общественному мнению интерпретации фактов, апеллирующие к чему-то потустороннему; для человечества давно настало время осознать собственную зрелость и отбросить пережитки первобытного мышления и мифотворчества, консервирующие невежество, предрассудки и человеческие слабости.

Необходимость в более решительной и целеустремлённой смене мировоззренческой парадигмы обусловлена многими обстоятельствами. Первое из них состоит в возрастающей роли разума, науки и технологии в жизнеобеспечении и благополучии человечества.
Гуманисты отдают себе отчет в том, что прогресс в этой области может быть сопряжен с рядом негативных последствий в случае отсутствия полного контроля за оружием массового уничтожения, за развитием производств, стимулируемых антигуманными целями или чисто экономическими выгодами; существуют и опасности, связанные с открытиями в генетике, медицине, психологии и средствах массовой информации. Выступая против бесконтрольного использования технологий, гуманисты, вместе с тем, решительно возражают против попыток ограничивать научные исследования или подвергать цензуре их результаты. Все возникающие здесь проблемы должны решаться в ходе открытых дискуссий, предполагающих определённую научную грамотность их участников.
Мы должны признать, что жизнь современного человечества немыслима без прогресса науки и развития технологий, поэтому, высоко ценя возможности науки и техники, нам необходимо учиться использовать их мудро и человечно. Особенно важно развивать экологически чистые производства, а также отрасли индустрии, поднимающие жизненный уровень бедных слоёв населения.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...