Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечания. 1. Статья была опубликована в газете «Известия-Наука» от 24 и 31 мая 2002 г., но с некоторыми сокращениями



1. Статья была опубликована в газете «Известия-Наука» от 24 и 31 мая 2002 г., но с некоторыми сокращениями, осуществленными редакцией газеты. Здесь приводится первоначальный текст статьи.
2. Цитирую здесь и ниже «Новый энциклопедический словарь» (М., 2001). Помимо имеющихся в тексте статьи определений терминов «деизм» и «откровение», приведу здесь, согласно тому же словарю, ещё три термина:
Атеизм. Исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находит выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Теизм (теус — по-гречески — бог). Религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога — от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религии – иудаизма, христианства и ислама.
Пантеизм. Религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике Средних веков. Он характерен для натурфилософии Возрождения, Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». В тексте я почти отождествляю теизм и религию, что не общепринято и, быть может, не очень удачно. Но суть дела, надеюсь, ясна. На большее же в отношении терминологии и не претендую.
3. Излюбленным аргументом в пользу ценности религии или, точнее сказать, заслуг церкви и, конкретно, христианства, является и такой; многие великие люди были не только верующими, но и жили в монастырях или бывших монастырях, какими являются старые колледжи в Кембридже и Оксфорде. Это действительно верно — достаточно вспомнить о Копернике, Ньютоне и Менделе. Но что же это доказывает? Кто же будет отрицать, что в течение многих веков христианство было доминирующей идеологией, и наука, можно сказать, находила убежище в большой мере в монастырях. Однако давным-давно это не так, если не говорить о своеобразной Папской Академии наук и очень небольшой Ватиканской обсерватории. Оба эти учреждения не играют сколько-нибудь заметной роли в развитии современной науки.
Литература
В.Л. Гинзбург, Наука и религия в современном мире // «Известия» от 01 февраля 2002 г., отдел «Наука». (См. настоящее издание с. 26 – 31.)
В.Г. Сурдин, Почему астрология лженаука? // «Наука и жизнь» 2000 г., (часть 1) № 11, стр. 79 – 83, (часть 2) № 12, стр. 130 – 135.
М.К. Петрова, «Вестник РАН» 1995, № 11, с. 1016.
В. Л. Гинзбург, Разум и вера (замечания в связи с энцикликой папы Иоанна-Павла II «Вера и разум») // «О науке, о себе и о других», М.: «ФМЛ» 2001, с. 449 – 462. (См. настоящее издание с. 10 – 25.)





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...