Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Алюминий и его сплавы 11 страница



О том, насколько сильно политический язык испытывает на себе влияние конкретных общественно-исторической и социально-политической ситуаций, можно понять на примерах нацистской Германии и большевистского режима в нашей стране. В Германии был создан особый идеологизированный язык (Lingua Tertii Imperil - LTI) - язык Третьего рейха. Для него были характерны введение множества неологизмов и изменение, выхолащивание и фальсификация старых общепринятых терминов и понятий, которые были приспособлены к духу и форме нацистской идеологии.

Далеко идущие планы в этом контексте вынашивались у нас в стране. В 30-е годы на высоком академическом уровне были сделаны попытки применения классового подхода в языкознании и лингвистике. Более того, в тот период известный языковед академик Марр и его школа предприняли усилия по созданию так называемого классового языка. Дискуссии и споры по этому вопросу прекратились лишь с выходом в 1951 г. работы И.В.Сталина "Марксизм и вопросы языкознания". Классовый язык, естественно, создать не удалось, но зато была достигнута высочайшая степень идеологизации политического (да и не только) языка. Здесь бескомпромиссная дихотомическая конфронтационность в идеологической сфере проявилась в создании и институционализации соответствующих целям реализации этой конфронтационности лексики, выражений, оборотов речи, клише, языковых стереотипов, которые в совокупности и составили наш советский новояз.

О том, в какой степени политический язык испытывает на себе влияние конкретной общественно-исторической ситуации, свидетельствует пример ФРГ и бывшей ГДР, для которых при общем для обеих стран национальном языке было характерно нечто вроде языкового отчуждения. Показательно, например, что понятие "пацифизм" в словарях, изданных в ФРГ, определялось как "отказ от войны по религиозным или этическим соображениям", а в словарях, изданных в ГДР,- как "буржуазное политическое течение, выступающее под лозунгом "мир любой ценой, против любых, в том числе оборонительных и освободительных войн". С разным оттенком использовалось, например, слово "массы". Если в ФРГ оно приобрело негативный оттенок и заменялось более нейтральными словами типа "трудящееся население", то в ГДР оно употреблялось исключительно в положительном значении, как, например, в выражении "творческая инициатива масс".

С рассматриваемой точки зрения интерес представляет феномен неологизмов, которые быстро исчезают с исчезновением породившей их обстановки. Так, в нацистской Германии прочно вошли в повседневный обиход выражения "германский дух", "народно-немецкая сущность" и т.п., а в социалистической ГДР множество неологизмов с компонентом Volk - народ: "народные выборы", "народная собственность", "народная газета", "народная полиция" и т.д.

Важность изложенного особенно очевидна, если учесть, что политика в некотором смысле - это система человеческих отношений, осуществляемых во многом с помощью языка. Поэтому без изучения политического языка нет и не может быть политологии, заслуживающей данное название. Именно изучение языка призвано выявить содержание мифов, иллюзий, стереотипов и в более широком смысле всего комплекса пропозиций, играющих определяющую роль в политическом дискурсе.

О значимости политического языка в политологическом анализе свидетельствует тот факт, что в 60-х - 70-х годах на Западе была поставлена задача превратить герменевтику, возникшую в XIX в. и рассматривавшуюся в качестве вспомогательной дисциплины - "искусство понимания текстов", в универсальную философскую дисциплину. В качестве первоосновы герменевтики для ее приверженцев служит язык, поскольку, как считает один из ее теоретиков Х.Г.Гадамер, "связь человека с миром есть связь языковая, а значит, понятная с самого начала. Герменевтика... в этом смысле есть универсальный аспект философии, а не только методическая основа так называемых гуманитарных наук". Овладение языком следует рассматривать как первую и самую важную стадию социализации, в процессе которой индивид ассимилирует все формы восприятия и ценностные системы, которые детерминируют его личностные характеристики. Более того, как отмечал Гадамер [15, с. 447J, "существует фундаментальное единство мысли, языка и мира. Человеческие отношения, как и отношения человека к миру, являются лингвистическими и раскрываются в языке". Другими словами, герменевтика рассматривает язык как "форму выражения бытия и человеческого существования".

Все чаще западная политология в качестве руководящего принципа использует методологию близкой герменевтике аналитической философии языка. Ее суть состоит в анализе конкретных понятий из самых разных сфер и областей знания - политической, экономической, социокультурной, религиозной и т.д. Она делает упор на проблематике значения, выяснении смысла высказываний, его происхождении, эволюции и функционировании. В настоящее время западными политологами опубликовано множество работ, написанных в русле герменевтики и аналитической философии.

Немаловажный вопрос, с которым мы сталкиваемся всякий раз, когда ставим перед собой задачу вычленить какую-либо научную дисциплину из всей совокупности научных дисциплин,- это вопрос о понятийно-категориальном аппарате этой дисциплины. Показательно, что для иллюстрации безграничного переплетения понятийных методических проблем, существующих в науках о культуре, М.Вебер приводил следующую шкалу понятий [10, с. 404J:

Понятия родовые, идеальные типы, идеально-типические родовые понятия, идеи в качестве эмпирически присущих историческим лицам мысленных связей, идеальные типы этих идей, идеалы исторических лиц, идеальные типы этих идеалов, идеалы, с которыми историк соотносит историю, теоретические конструкции, пользующиеся в качестве иллюстрации эмпирические данные, историческое исследование, использующее теоретические понятия в качестве пограничных идеальных случаев

Примечательно, что члены Венского кружка - основатели школы логического позитивизма считали, что почти все проблемы в обществе порождены неопределенностью понятий, терминов, слов и т.д. Следовательно, для адекватного профессионального изучения мира политического, политических феноменов необходимо определить, вычленить и уточнить языковые формы, категории и понятия политологии. Политика зачастую представляет собой не столько четко очерченную, раз и навсегда фиксированную сферу, сколько то, что сами люди считают политикой, хотя ее и нельзя рассматривать всецело как результат некоего вербального произвола. Это вполне естественно, особенно если учесть, что власть и политика являются выражением человеческих отношений и представлений об этих отношениях. Поэтому немаловажное место в политологии занимает выявление содержания используемых ею понятий и категорий. На эту сторону политической науки с самого начала обращали большое внимание наиболее пытливые представители данной дисциплины. Примечательно, что в Германии сложилась академическая школа "Истории понятий" (Begriffsgeschichte), оказавшая серьезное влияние на понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук Запада. Ведущую роль в ней сыграли Р.Козеллек и О.Бруннер. Нельзя не упомянуть вышедший в 1962 г. фундаментальный труд французского исследователя Ж.Дюбуа "Политический и социальный словарь во Франции в период 1869-1872 гг." Множество работ на эту тему вышло и в других западных странах. Сложилась традиция, когда анализ понятий рассматривается в качестве методологии, с помощью которой ученый упорядочивает и, если это возможно, совершенствует понятийно-категориальный инструментарий своих исследований.

Как известно, уже для Н.Макиавелли и Дж. Гоббса отправной точкой служило положение о том, что представления о социальных и политических изменениях не только находят отражение в сознании, а затем и в языке, но и создаются сознанием с помощью языка. В "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" Макиавелли, в частности, писал, что люди в своих оценках событий старого и нынешнего времени по тем или иным причинам обладают заведомыми представлениями, определяющими их дальнейшие действия и мировосприятие и постоянно меняющимися в течение человеческой жизни. У Гоббса в "Левиафане" также встречаются схожие положения о необходимости предваряющих знаний о мире при его познании. Это, согласно Гоббсу [22, с. 61], значит, что "мысленная речь, если она направляется какой-нибудь целью, есть лишь искание или способность к открытиям".

Отправной посылкой в распространенной ныне на Западе методологии анализа понятий является постулат, что именно понятие определяет строй предложения, а не наоборот. Из такого подхода вытекает следующий ряд: анатомия, реконструкция и формулирование понятий. Говоря об анатомии, речь ведут о вычленении составляющих элементов данного понятия, т.е. его характеристиках и свойствах. Под реконструкцией понимается перестановка и расположение этих элементов в упорядоченном и логически стройном виде. Формулирование понятий включает в себя выбор определения или определений на четких и ясных основаниях. С этой точки зрения важно определить, какое именно содержание вкладывается в само понятие "политология".

Для политологического анализа проблему представляет многозначность, или полисемичность, понятий и терминов. Все слова полисемичны - имеют не одно, строго заданное значение, а несколько значений. Сложность состоит не только в множестве значений каждого отдельного слова, но и в возможности смешения этих значений, а также неясности, какое значение в данный момент подразумевается. В качестве примера можно привести понятие "идеология", с которым связаны самые разные смысловые ассоциации: идея, доктрина, теория, наука, вера, притворство, ценность, убеждение, миф, утопия, истина, познание, классовый интерес и т.п. Это же можно сказать о других основополагающих понятиях и категориях политологии, таких, как власть, политика, свобода, права человека и т.д.

Помимо проблемы многозначности, полисемии тех или иных понятий существует также проблема синонимии, поскольку разные понятия могут означать одно и то же. Поэтому сами понятия "власть", "свобода", "демократия", "равенство" и т.д. нуждаются в тщательном исследовании, установлении их конкретного содержания в конкретном контексте.

Еще одна проблема, стоящая перед политологом, состоит в том, чтобы разобраться в разнобое и разночтении определений и формулировок, которые имеют различные категории политологического исследования. Типичный пример - термин "политическая культура". По подсчетам специалистов, в настоящее время существует несколько десятков определений. То же можно сказать о понятии "политика". В Оксфордском словаре приводятся четыре его значения, два из которых связаны с политикой как определенным видом деятельности, а два - как с объектом изучения и анализа. Здесь "политика" одновременно выступает как теория, наука и вид практической деятельности. Отсюда очевидно, что вопросы, связанные с языком и разработкой понятийно-категориального аппарата должны занимать одно из центральных мест в политической науке.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под методологией политологического исследования?

2. Каковы основные принципы бихевиоризма?

3. В чем состоят недостатки и причины кризиса позитивизма и бихевиоризма?

4. В чем состоит научность политической науки?

5. Что подразумевается под политической символикой?

6. Назовите основные принципы политико-культурного подхода.

7. Какое место в политологическом анализе занимают объяснение и понимание?

8. В чем состоит системность политической науки?

9. Назовите основные принципы системного анализа.

10. Назовите основные принципы сравнительного метода.

11. Почему политологию называют междисциплинарной наукой?

12. Дайте общую характеристику политического языка и понятийно-категориального аппарата политической науки.

Литература

. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Политические исследования. 1992. № 4. С. 122-134.

2. Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

4. Арон Р. Этапы развития социалистической мысли. М.: Прогресс, 1993.

5. Баллестрем К.Г. Власть и мораль (основная проблема политической этики)//Философские науки. 1991. № 8. С. 84.

6. Бердяев Н. Философия неравенств. Берлин, 1923.

7. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Наука, 1994.

8. Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии. М., 1901.

9. Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Наука, 1980.

10. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

11. Власть: очерки современной политической философии Запада/А.Л. Алюшин, Ю.М. Батурин, В.В. Мшвеннерадзе и др. М.: Наука, 1989.

12. Вопросы философии. 1990. № 3.

13. Восток. 1995. № 2.

14. Вышеславцев БЛ. Кризис культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк: Изд-во А.П. Чехова, 1982.

15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

16. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Наука, 1995.

17. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX в.//Вопросы философии. 1992. № 2. С. 3-25.

18. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

19. Геллнер Э. Национализм возвращается//Новая и новейшая история. 1989. № 9.

20. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы науки и класса//Путь. 1992. № 1.

21. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

22. Гоббс Т. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1958. Т. 2.

23. Гоббс Т. Сочинения. М.: Мысль, 1988. Т. I, II.

24. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

25. Гурееич АЛ. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1984.

26. XII съезд РКП(б). Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1968.

27. Демократия в Японии: опыт и уроки. М.: Наука, 1991.

28. X съезд РКП(б). Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1963.

29. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. М.: Наука, 1990.

30. Цюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Тип. тов-ва Сытина, 1908.

31. Знамя. 1994. № 5.

32. Известия. 1995, 9 июня.

33. Изензее И. Конституционные права и демократия//Вест. Моск. ун-та. Сер. 12: Социально-политические исследования. 1992. № 12.

34. Каменская ГВ, Родионов AM. Политические системы современности. М.: Онега, 1994.

35. Кистяковский Б А. В защиту права (интеллигенция и правосознание)//Вехи из глубины. М., 1991.

36. Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. М.: Новости, 1896.

37. Коллингвуд Р, Идея истории. М.: Наука, 1980.

38. Коренев Н. Третья империя в лицах. М., 1934.

39. Ленин ВЛ. Полн. собр. соч. Т. 40.

40. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41.

41. Липсет С.М. Политическая социология//Американская социология сегодня: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

42. Локк Цж. Сочинения. М.: Наука, 1991.

43. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.

44. Милль Цж.С. Утилитаризм. О свободе. СПб, 1982.

45. Мишель А. Идея государства. М.: Тип. тов-ва Сытина, 1909.

46. Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

47. Мэхэн А. Влияние морской силы на историю (1660-17831 М., Л.: Наука, 1941.

48. Накасонэ Я. и др. После "холодной войны". М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

49. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1913.

50. Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1991, Т. 1.

51. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.

52. Оруэлл Цж. "1984" и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989.

53. Пелликани Л. Какой социализм // Рабочий класс и современный мир. 1990. № 5.

54. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Наука, 1972.

55. Платон. Сочинения. М.: Наука, 1994. Т. 3.

56. Плеханов Г.В. Избранные произведения. В 5 т. М., 1957. Т. 3.

57. Политические исследования. 1991. № 5.

58. Политические исследования. 1993. № 3.

59. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М.: Прогресс, 1993.

60. Россия, 1991. Т. XII, № 18.

61. Руссо Ж. Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.

62. Самиэль Г. Либерализм: опыт изложения принципов и программы современного либерализма. М., 1906.

63. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

64. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии / Г.В. Газенко, В.Г. Графский, П.С. Графский и др. М.: Наука, 1982.

65. Соловьев С.В. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 1.

66. Струве П.С. Марксовская теория социального развития. Киев, 1906.

67. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Российский имперский союз-орден, 1992.

68. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1983.

69. Федералист. М.: Прогресс, 1993.

70. Федеративная Республика Германии. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1993.

71. Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 5.

72. Философские науки. 1991. № 8.

73. Франк Л.С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

74. Фромм О. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989.

75. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10.

76. Хорог В.Г., Четкое МЛ. Авторитаризм и демократия в третьем мире // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 7.

77. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. М.: Прогресс, 1991. Т. 1.

78. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1.

79. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.

80. Этическая мысль. М.: Наука, 1990.

81. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991.

82. Ященко А.С. Сумерки Европы // Новая русская книга. Берлин, 1923.

83. Allison L. Right Principles: A Conservative Philosophy. London, 1984.

84. Almond G., Verba S. The Civil Culture: Political Attitudes and Democracy in five Countries. Princeton, 1963.

85. Almond G., Ginco C. Clouds, Clocks, and Study of Politics//World politics. 1977. Vol. XXIX, № 4.

86. Almond G. Comparative Political Systems//The Journal of Politics. 1956 Vol. XVIII, № 3.

87. Arblaster A. The Rise and Decline of Western Liberalism. Oxford, 1984.

88. Atlantic. 1953, July.

89. Barre R. Reflexions pour demain. Paris, 1984.

90. Barry N. An Introduction to Modern Political Theory. London, 1982.

91. Barry N. The New Right. London, 1987.

92. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. London, 1976.

93. Bendix R., Lipset M. Political Sociology//Current Sociology. 1957. Vol. VI, № 2.

94. Bfnoist A. de. Les itces a 1'endroit. Paris, 1958.

95. Bollen K.A. Issues in the Comparative Measurement of Political Democra-cy//American Sociological Review. 1985. № 45.

96. Bosanquet B. The Philosophical Theory of State. London, 1899.

97. Bradly I. The Strange Rebirth of Liberal Britain. London, 1986.

98. Brougham H. Political Pilosophy. London, 1842-1844.

99. Bzezinski Z., Friedrich C. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, 1965.

100. Burke E. Works. London: Rivington, 1893. Vol. 1.

101. Cat/in D. The Story of Political Philosophers. N.Y., London, 1939.

102. Croce B. Aspetti morali della vita politica//Elementi di politica. Bari, 1966.

103. Dahrendorf R. Radical Liberalismus//Liberal. 1985. Bd 27, H. 1. S. 52.

104. Devine D. The Political Culture of the United States. Boston, 1972.

105. Duverger M. Institutions politiques et droit constitutionel. Paris: Themis, 1970.

106. Duverger M. Sociologic de la politique. Paris: Jhemis, 1973.

107. Duchecik I.D. Comparative Federalism. The Territorial Dimensions of Politics/Lanham et al., 1987.

108. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political System. N.Y.: McGraw-Hill, 1953.

109. Farnacci R. Storia della rivoluzione fascista. Cremona, 1937. Vol. III.

110. Flach K. H. Nach eine Schance fur die Liberalen. Frankfurt, 1971.

111. Freiburger Thesen. Bonn, 1971.

112. Freund J. L'Essence du politique. Paris, 1965.

113. Gallios P.M. Geopolitique. Les vois de la puissance. Paris, 1990.

114. Garcia A. La alternativa democratica. Barcelona: Laia, 1977.

115. Goodwin B. Using Political Ideas. Chichester, 1978.

116. Gray C. Geopolitics of the Nuclear Era: Hartland, Rimlands, and the Technological Revolution. N.Y., 1977.

117. Gray J. Liberalisms: Essays in Political Philosophy. London, 1990.

118. Gregor A.J. Ideology of Fashism. N.Y.: McGrow-Hill, 1969.

119. Hagopian M.N. Regiemes, Movements, and Ideologies. N.Y., 1978.

120. Hasbach W. Die moderne Democratie. Jena: Fischer, 1912.

121. Hattich M. Grundbegriffe der Politikwissenchaft. Darmstadt: Wissbuches, 1980.

122. Haushofer K. Wehr-Geopolitik. Grundlagen einer Wehrkunde. Berlin, 1941.

123. History of the U.S. Political Parties. N.Y.: Chelsea House Publ., 1973. Vol. 1.

124. History of Political Philosophy. Chicago, London, 1987.

125. Hitler A. Mein Kampf. Miinchen, 1942.

126. Hobhouse L. The Metaphisical Theory of the State. London, 1918.

127. International Encyclopedia of Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 16.

128. Ishida T. Japanise Political Culture: Change and Continuity. New Brunswick, 1983.

129. Jo M.N. Japanise Traditional Values and Industrialization//International Social Science Review. 1987. Vol. 62, № 1.

130. Kaltenbrunner G.-K. Der Schwieriege Konservatismus. Berlin, 1975.

131. Kuhenelt Ledtlin E. Konservative Intellectulle in der english-sprechender International. Stuttgart, 1973.

132. Latousch S. La proces de la science sociale: Introducton a une theorie de la conais-sance. Paris, 1984.

133. Lcs declarations francaises des droits de 1'homme. Paris, 1928,

134. Lippmann W. U.S. Foreign Policy. N.Y.: McGrow-Hill, 1953.

135. Upset S.M. Political Man. The Social Bases of Politics. London: McMillan, 1960.

136. Masakazu Y. Pluralism in der Kultur. Japan und der Westen. Frankfurt a.M., 1986.

137. MacKinder H.J. Democratic Ideas and Reality. N.Y., 1962.

138. Niesbet R. Liberalismus und der Drang nach Macht: Wie tot ist der Liberalismus. Wien, 1983.

139. Phillips K. Post-conservative America. N.Y., 1982.

140. Polin R., Polin C. Le Liberalisme: Esppoir ou peril: Oui-non. Paris, 1984.

141. Politics of the Developing Areas. Princeton: Princeton University Press, 1971.

142. 141. Political Culture and Political Development. Princeton, 1965.

143. Rawls J. The Theory of Justtice. Oxford: Clarendon Press, 1972.

144. Routier L. Les mystiques economiquss. Paris, 1983.

145. Ruggiero A. Liberalism//Encyclopedia of Social Sciences. 1933. Vol. 9, № 4.

146. Strauss L. Introduction in Political Philosophy. Detroit: Waine State University Press, 1986.

147. Strausz-Hupe R. Geopolitics: The Struggle for Space and Power. N.Y., 1972.

148. Strum S., Latour B. Redefining the Social Link: from Baboons to Humans//Social Science Informations. 1987. Vol. 26, № 4. P. 783-802.

149. The Wisdom of Conservatism//New Rochelle. 1971. Vol. 1.

150. Varaut L-М. Le droit en droit: pour un liberalisme institutionel. Paris, 1986.

151. Vial H. Pour une reneaissance culturelle. Paris, 1979.

152. Viereck P. Conservatism revisisted. N.Y., 1962.

153. Verfall oder Rainessance des Liberalismus. Munchen, 1987.

154. Watson G. The Idea of Liberalism. Studies of New Map of Politics. London, 1985.

155. Wairich P. On the New Right. N.Y., 1982.

156. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen: Mohr, 1956.

157. Worsthorn P. The Much Freedom // Conservative Essay. London, 1979.

Алюминий и его сплавы

Алюминий - металл серебристого цвета, характеризующийся
низкой плотностью (2,7 г/см3), высокой пластичностью (δ = 40%),
низкими прочностью (σ = 80МПа) и твердостью (НВ 25). Температура плавления - 659°С. Обладает высокой электропроводностью и коррозионной стойкостью. Кристаллизуется в кубической гранецентрированной решетке и полиморфных превращений не имеет. Мар­кируется буквой А. В зависимости от количества примесей различа­ют алюминий особой чистоты А 999 (99,999% А1), высокой чистоты А 995, А 99, А 97 и технической чистоты А 85, А 8, А 7, А 6, А 5, А О.Применяется алюминий для производства фольги, электрических проводов. Как конструкционный материал используется редко вслед­ствие малой прочности. Сплавы алюминия делятся на литейные и деформируемые.

Литейные сплавы алюминия ГОСТ 1583-93 маркируются буквами и числом, показывающим содержание сплава. Чтобы сплав обладал хорошими литейными свойствами, он должен иметь низкий темпе­ратурный интервал кристаллизации. Кроме того, желательно, чтобы он имел низкую температуру плавления. Этим требованиям удовлет­воряют эвтектические сплавы. Наибольшее распространение полу­чили сплавы алюминия с кремнием, образующие эвтектику при со­держании 11,6 % кремния. Эти сплавы называются силуминами.

Широко применяется силумин эвтектического состава АК 12 содержащий 10…12 % кремния. Он имеет очень хорошие литейные свой­ства, но малую прочность (σв = 180 МПа). Уменьшение содержания кремния и добавка меди, магния и марганца ухудшает литейные свой­ства силуминов, но улучшает механические. Кроме силуминов используются литейные сплавы алюминия с медью (АЛ7) и магнием (АЛ8), не содержащие кремния. Они обладают значительно боль­шей прочностью, чем силумины, но их литейные свойства хуже.

Деформируемые сплавы алюминия делятся на упрочняемые и не упрочняемые термической обработкой. К сплавам, не упрочняемым

термической обработкой относятся сплавы алюминия с марганцем (маркируется АМц) и магнием (маркируются АМг 1,.... АМг 7). Эти сплавы имею: низкую прочность, но высокую пластичность и кор­розионную стойкость.

К сплавам, упрочняемым термической обработкой относятся дюра­люминий, ковочные сплавы, высокопрочные сплавы алюминия. Дюра­люминии (дуралюмин) представляет собой сплав алюминия с медью (до 5 %), марганцем (до 1,8 %} и магнием (до 0,9 %). Маркируется буквой Д и цифрой, показывающей порядковый номер (Д1, Д16 и др.). Подвергается термической обработке, которая состоит из закачки от температу­ры 500°С неестественного старения, заключающегося в выдержке при комнатной температуре в течение нескольких суток. В результате та­кой обработки прочность повышается в два раза (с 200…240 МПа до 450…500 МПа), а пластичность практически не меняется. Достоинством дюралюминия является высокая удельная прочность (отношение преде­ла прочности к плотности), что особенно важно в самолетостроении, Дюралюминий выпускается в виде листов и прутков.

Высокопрочные сплавы алюминия содержат кроме меди и магния дополнительно цинк (до 10 %), Эти сплавы маркируются буквой В (В 95, В 96). Подвергаются термообработке, аналогичной термообработке дю­ралюминия, но естественное старение заменяется искусственным ста­рением, заключающимся в выдержке при температуре 120…140 °С в те­чение 16…24ч. В результате предел прочности доходит до 600…700 МПа.

Ковочные сплавы алюминия предназначены для производства деталей ковкой и штамповкой. Маркируются буквами АК и числом, показывающим порядковый номер. По химическому составу близки к дюралюминию (сплав АК 1 совпадает но составу с Д 1), иногда от­личаясь более высоким содержанием кремния (АК 6, АК 8). Подвер­гаются аналогичной термообработке.

Малая плотность и высокая удельная прочность обусловили ши­рокое применение алюминиевых сплавов в самолетостроении. Они составляют до 75% массы пассажирских самолетов. Из дюралюминия изготовляются обшивки, каркасы, из высокопрочных сплавов - тя­желонагруженные детали, из ковочных - кованые и штампованные детали (например, лопасти винта).

6.Термическая и термомеханическая обработка металлов

Термической обработкой называется совокупность операций нагрева, выдержки и охлаждения твердых металлических сплавов с целью получения заданных свойств за счет изменения внутреннего строения и структуры. Различают следующие виды термической об­работки: отжиг, закалка и отпуск.

Отжиг

Отжигом стали называется вид термической обработки, заклю­чающийся в ее нагреве до определенной температуры, выдержке при этой температуре и медленном охлаждении. Цели отжига - сниже­ние твердости и улучшение обрабатываемости стали, изменение формы и величины зерна, выравнивание химического состава, сня­тие внутренних напряжений. Существуют различные виды отжига: пол­ный, неполный, диффузионный, ре кристаллизационный, низкий, отжиг на зернистый перлит, нормализация. Температуры нагрева стали для ряда видов отжига связаны с положением линий диаграммы Fе-Fе3С. Низкая скорость охлаждения обычно достигается при остывании стали вместе с печью.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...