Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пятикнижье Моесеево. Краткий курс лекций. 9 страница



отдельно; см. главы 3-4, ввиду особого назначения этого колена - служить при

скинии).

В счет входили кровные израильтяне - мужчины, от 20 лет и выше, то есть

способные носить оружие. Таковых оказалось 603550 человек.

Блаженный Феодорит указывает, что цель исчисления состояла в том, чтобы показать

истину божественного обетования об умножении потомства Авраама при освобождении

от египетского рабства (Быт. 15).

8. Вторичное исчисление народа (Числа, 26)

Это исчисление было произведено в конце странствования евреев по пустыне - при

подходе к земле обетованной. Цель исчисления - дать возможность точно

сообразоваться с количеством людей в каждом колене при предстоящем завоевании и

разделе земли обетованной. Порядок исчисления был прежний, то есть сосчитывались

лишь кровные израильтяне, мужского пола, от 20 лет и выше, за исключением

левитов, сочтенных отдельно.

При этом исчислении исполнения грозного определения Божия о том, что всё

взрослое поколение, вышедшее из Египта, не войдет в землю обетования (см. ниже -

обзор 14 главы) стало очевидным, в числе сосчитанных израильтян не оказалось

никого из представителей этого поколения, за исключением Иисуса Навина и Халева,

до конца сохранивших веру. Но и новое поколение, выросшее в пустыне, несмотря на

трудности путешествия, оказалось почти столь же многочисленно как и вышедшее из

Египта: 601730 человек. В этом сказалось божественное промышление об избранном

народе.

8. Обет назорейства и слова священнического благословения

(Числа, 6)

Слово "назорей" образовано из еврейского "назир" (отдельный, особый - в смысле

освящения). Под обетами назорейства известны такие, которые принимались

человеком в целях служения Господу, с принятием на себя некоторых лишений для

достижения чистоты и святости.

Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не

прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к

мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть - следствие греха).

Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим

свои потребности и стремящихся к частоте и святости. Главное отличие состоит в

том, что обет назорейства мог приниматься на известный срок (пожизненные назореи

были по-видимому редки, известны: Самуил, Самсон и Иоанн Креститель).

В стихах 22-27 указываются слова, заповеданные Господом, при благословении

ветхозаветным священникам. В этих словах троекратно призывается имя Господа, что

помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая

часть благословения ("Сохранит тя") относится к Первому Лицу Святой Троицы -

Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения ("помилует тя") призывает

Второе Лицо Святой Троицы Сына Божия, как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой

Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир

душевный - следствие благодатных даров Духа Святого ("да даст ти мир").

Некоторые толковники в словах ("да возложит имя Мое на сыны Израилевы", стих 27)

видят указание на особое символическое действие, подобное новозаветному

именославному благословению.

10. Порядок следования евреев к земле обетованной (Числа, 9-10)

После совершения Пасхи у подножия Синая, по-видимому, единственной за время

странствования по пустыне, евреи двинулись в дальнейший путь. Движение евреев и

остановка их в пути зависела от указания облачного столба днем и огненного -

ночью, чем объясняется неодинаковая длительность пребывания стана в разных

местах (9 глава).

Различные распоряжения свои Моисей передавал народу условным звуком серебряных

труб. Звуками трубы объявлялось и начало шествия в путь.

Порядок походного шествия евреев со скиниею был всегда одинаков, так как скиния

(в разобранном виде) была в середине. Впереди шло трехколенное ополчение под

знаменем Иуды. При воздвижении ковчега завета Моисей произносил следующие слова:

"Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящи Тебя".

При восстановлении ковчега, "Возвращая Господи тысящи тем во Израиле" -

"Возвратитесь Господи, к тысячам и тьмам Израилевым".

11. Ропот народа. Избрание 70 старейшин (Числа, 11)

Стихи 1-3

Трудность пути по пустыне вызывала малодушный ропот народа, за что часть его

была наказана от Господа огнем. Казнь прекратилась по молитве Моисея; а стан,

место этого события названо "Тавера" (слав. "Запаление").

Стихи 4-34

Вскоре возник новый ропот народа, возбужденный пришельцами из-за отсутствия мяса

и прочих египетских яств. Моисей, огорченный непостоянством народа и утомленный

тяжестью управления, просил от Господа смерти себе (стихи 4-15). Но Господь

повелел ему выбрать из старейшин Израиля 70 мужей в помощь себе, обещая им также

дары разумения духовных вещей, как и Моисею, и снисходя в немощи народа, обещал

мясную пищу на целый месяц. Для приготовления народа к чуду всемогущества Божия

он должен был выполнить требования очищения.

На следующий день ветер от моря нагнал на стан еврейский множество перепелов.

Народ, однако и при этом чуде проявил неизменные чувства - жадность, алчность в

пользовании новою пищей, за что Господь поразил виновных болезнью и смертью.

Этот стан, ознаменованный смертью от излишней прихотливости в пище, назван

"Киброт - Гаттаава" (слав. "гробы похотения").

12. Соглядатаи для обозрения земли Ханаанской (Числа, 13)

По желанию народа (Втор. 1, 22) Господь повелел послать 12 соглядатаев в землю

Ханаанскую - по одному от каждого колена. Соглядатаи прошли всю страну

обетованную от южных до северных границ её и через 40 дней возвратились в стан,

принеся на шесте, который несли двое, виноградную ветвь из долины Есхол.

Сообщив, что земля обетования действительно богата, "кипит млеком и мёдом", они

в то же время малодушно указывали на сильных обитателей и укрепленные города

этой земли. Только двое из соглядатаев - Халев и Иисус Навин проявили

благоразумие и мужество и призывали народ к завоеванию земли обетованной.

13. Осуждение народа на 40-летнее странствование по пустыне

Устрашенный рассказами соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и

Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить

камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых

начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы

Господней в скинии.

Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и

произвести от Моисея новый - более многочисленный и сильный. Лишь по горячей

молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все поколение‚ вышедшее

из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением

Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие

в Божественную помощь, были поражены смертию немедленно.

Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое

безрассудство, вопреки воле Божией и увещеваниям Моисея, решились силою войти в

землю обетования, но были обращены в бегство хананеями.

14. Возмущения Корея. Дафана и Авирона (Числа‚ 16)

Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Рувима, восстали против

Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей

именитых (1-3 стихи). С одной стороны‚ это было возмущение левитов против

священного первенства Ааронова, с другой - это было гражданское возмущение

рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался

священства, рувимляне - политической власти.

Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250 сообщниками

поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями

поглощаются землей.

На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу

казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников.

Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14700

чел.

15. Жезл Ааронов (Числа‚ 17)

Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода

Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия

жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения.

На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес

миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом

откровения для сохранения и в знаменование для непокорных.

В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал

рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. "Жезл Ааронов прозябший, -

поет Святая Церковь, - иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую,

дает миру воссиявшую Богу воплощенна" (богородичен по первой песни канона 23

апреля).

16. Жертва рыжей телицы (Числа‚ 19)

В первых десяти стихах этой главы описываются обряды жертвы рыжей телицы; в

стихах 11-16 перечисляются случаи осквернений, очищаемых пеплом этой жертвы и в

стихах 17-22 указывается способ очищения оскверненных людей и вещей при

посредстве пепла жертвы в соединении с очистительной водою.

Стихи 1-10

Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от

прикосновения к трупу, человеческой кости, гробу - всему, что напоминало о

смерти, бывшей следствием грехопадения человеческого. Поэтому жертва рыжей

телицы в своих обрядах напоминала об обстоятельствах грехопадения и символически

указывала на возможность очищения и помилования человека.

Так, рыжий (красноватый) цвет напоминал Адама ("Адам" - "красноватый"), женский

пол животного указывал на прародительницу Еву. Так как первые люди после

грехопадения были изгнаны из рая и подпали смерти, то и телица, которая как бы

воспринимала грехи народа, закалалась вне стана. Кропление кровию телицы по

направлению к скинии означало, что очищение человечества от грехов ожидается от

Бога.

Стихи 11-22

Жертва рыжей юницы (телицы) имела таинственно-прообразовательное значение. В

этой жертве апостол Павел видел указание на голгофскую жертву. "Пепел юнчий,

кропящий осквернения" и давший человеку плотскую чистоту, прообразовал кровь

Христову, очистившую "совесть человека от мертвых дел", то есть от грехов (Евр.

9, 13-14).

По указанию Апостола и святых отцов заклание жертвы вне стана указывало на

крестные страдания Христа вне врат Иерусалима (Евр. 13, 11-12). Кедровое дерево,

сжигаемое вместе с жертвою, указывало на крест Христа Спасителя, червленая нить

- на Его спасительную кровь, а иссоп - на очищаемую силу благодати Христовой,

как и в псалме сказано: "окропиши мя иссопом и очищуся" (Пс. 50, 9).

Очистительная вода прообразовала возраждающие воды крещения.

Закон о рыжей телице, вероятно, был вызван смертью многих при возмущении Корея и

при последовавшей затем повальной смертности. Но он, как известно из предания,

соблюдался и в земле обетованной.

17. События в Кадесе (Числа‚ 20)

Смерть Мариам последовала в начале сорокового года странствования в Кадесе у

границ земли обетованной.

Здесь‚ по случаю недостатка в воде, начался ропот народа (2-5 стихи). Господь

повелел Моисею извести воду из скалы; Моисей и Аарон, собрав народ к скале, как

бы с неверием и сомнением сказали: "Послушайте, непокорные, разве нам из этой

скалы известь для вас воду?"

Можно заметить, что отступление от буквального исполнения приказания Господня

("рцыте к каменю" - "скажите скале", стих 8) и ударение скалы жезлом дважды

указывает на сильное раздражение Моисея, недопустимое при исполнении воли

Божией. Это же раздражение слышится и в словах, обращенных к народу:

"послушайте, непокорные"! Великий вождь был измучен возмущениями народа, дух его

и Аарона был ослаблен многочисленными трудами сорокалетнего управления и

путешествия, но все же Моисей и Аарон в этот момент оказались как бы ниже своего

призвания. Вероятно, когда Моисей с раздражением спрашивал народ: "разве из этой

скалы вывести воду?", то этим поселилось в народе чувство сомнения в возможности

этого чуда. Господь наказывает Моисея и Аарона тем, что они не вошли в землю

обетованную.

Но и в этом наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает

утомленным старцам - Моисею и Аарону - тот покой, в котором они нуждались по

естественной слабости человеческой природы. Вскоре после этого Аарон скончался

на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару.

18. Медный змей (Числа, 21, 4-9)

Событие, о котором говорится в книге Чисел (21, 4-9), произошло в конце

странствования; когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через

которую они не были пропущены (20, 14-21).

Как только израильтяне начали испытывать неудобства путешествия по пустыне, они

начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был

обращен против Бога (стих 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого

поколения, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности.

Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа

помолился Господу‚ и Он повелел ему сделать медного змея, выставить его на знамя

для исцеления ужаленных. И когда змея жалила человека, то он, взглянув на

медного змея, оставался жив.

Змей, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал

Господь за раскаяние. Змей считался в Ветхом Завете иногда символом зла; его

изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения (Быт. 3, 1-5),

обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврейский

искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Павел, евреи, роптавшие в

пустыне, искушали Христа (1 Кор. 10, 9).

Вознесение на древо изображения змея, напоминавшего о грехе и наказании, а затем

- спасении через веру и раскаяние, прообразовало спасение через Искупителя,

взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое

прообразовательное значение медного змея указывал Сам Христос Спаситель: "Как

Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы

всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 14-15).

По словам церковной песни: "Змий, иже Моисеем возвышаемой на древо, божественное

возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего

нас умертвивщихся преступлением" (тропарь по седьмой песни канона утрени, 2

глас)

19. Пророчество Валаама (Числа, 22-24)

Поразив двух аморейских царей Сигона и Ога (21, 21-35), евреи расположились

станом на равнинах Моавитских, при Иордане, против Иерихона (11 ст.). Царь

Маовитский Валах, устрашенный победами израильтян, решил, после совета с

соседями-мадианитянами, пригласить Валаама для проклятия евреев и лишения их

высшего покровительства, которое по языческим понятиям, могло отойти вследствии

заклинаний.

Личность Валаама остается невыясненной. В Писании он называется сыном Веоровым,

жившим в Пефоре (слав. "Вафура"), городе на Евфрате. Одни толковники считают его

языческим волхвом, действовавшим посредством суеверных заклинаний (ср. 24, 1).

По другому мнению Валаам был почитателем Бога истинного. Из Чисел 23, 22 и 24,

8, 19 видно, что Валаам знал чудеса при исходе евреев из Египта и прошедшую

историю этого народа.

Сначала Валаам отказался идти по приглашению Валака, но потом, движимый

корыстолюбием, согласился. Ангел Господень преградил путь ослице Валаама,

которая не могла идти вперед‚ несмотря на побои Валаама, не видевшего Ангела.

Тогда Господь дал ослице дар речи, она обратилась с укором к Валааму и он увидел

Ангела, Который был послан, чтобы образумить Валаама и указать на неправость

побуждений, руководящих им. Но последний потерял чистоту сердца, пал нравственно

и сознательно шел "путем неправым" (22, 32). Но и это недостойное орудие

становится средством прославления имени Божия, средством возвещения глаголов

Божиих, говорит то, что повелевает ему Бог.

На высотах Валаамовых, по указанию Валаама, трижды были принесены жертвы на семи

жертвенниках, после которых Валаам должен был произнести проклятие на Израиля.

Но вместо этого он произносит семь пророчеств, речей - притчей, изображающих

судьбу народа еврейского и других - связанных с нею народов. Вместо проклятия он

изрекает благословение.

Пророчество, произнесенное в четвертой притче, Валаам относит "к последним

дням", то есть к временам мессианским. Созерцая эти последние дни, Валаам

говорит: "Вижу Его, но ныне нет еще (слав. "покажу ему и не ныне") зрю Его, но

не близко (слав. "ублажаю и не приближается").

Тот, Кого пророк видит в эти отдаленные времена, называется далее звездою

воссиявшею от Иакова, человеком (по евр. тексту - "жезлом"), восстающим от

Израиля, поражающим врагов избранного народа и подчиняющим Своей власти и всех

сынов Сифовых, то есть все человечество.

Во всей полноте это пророчество может относиться к Мессии. Та мысль, что

происшедший от Иакова "пленит вся сыны Сифовы" то есть все человечество, может

относится только к Искупителю рода человеческого. В Церковь, основанную Христом

Спасителем‚ призваны все народы (Гал. 3, 28)‚ и по словам святого апостола

Павла, "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем

Иисуса преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык

исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2, 9-11).

VII. ПЯТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА - ВТОРОЗАКОНИЕ

1. Наименование книги

Пятая законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называлась её начальными

словами "Элле гадде варим" - "сии суть слова"; в греческой Библии она, по своему

содержанию названа "Девтерономион", что в славяно-русской Библии переведено как

"Второзаконие", ибо в этой книге содержится повторение узаконений и событий,

изложенных в книгах Исход, Левит и Чисел.

2. Время, место и цель написания

Книга написана Моисеем в конце сорокового года по исшествии из Египта на

восточной стороне Иордана, в земле Маовитской. К этому времени уже почти никого

не оставалось в живых из тех израильтян, которые слышали закон Божий на Синае; в

предлежащую землю обетованную должно было вступить новое поколение.

Моисей перед смертью своею повторил закон Божий, чтобы обетованиями и угрозами

от имени Божия сильнее побудить народ ходить по путям этого закона.

Это он и сделал написанием книги Второзакония, которая в некоторой степени

является сводом и комментарием прежде данных законов.

3. Разделение на части и обзор содержания

Книга состоит из 34 глав и может быть разделена на две части.

В первой части (главы 1-26), которой по преимуществу соответствует название

"Второзаконие"‚ сначала кратко повторяется история странствования евреев от горы

Синая до Иордана (главы 1-3), затем с увещанием об исполнении повторяются самые

законы нравственные (главы 4-11), богослужебно-обрядовые (об истреблении

идолопоклонства и богоотступничества, о различии чистых и нечистых животных, о

покое седьмого года и праздниках) (главы 12-15) и судебных (о начальниках и

судиям, о судопроизводстве, об идолослужителях, левитах и ложных пророках, об

убежищах и свидетельствах, о войне и убийстве, о первородных и непокорных детях,

о разводе, о долгах и т.д.) (главы 16-26).

Вторая часть (главы 27-34) - распорядительно-пророчественная. Она начинается

увещанием исполнять закон, который Моисей сопровождает изречением проклятия

нарушителям и благословения исполнителям закона (27-30 главы). Потом, после

изложения распоряжений Моисея о своем преемнике и чтении закона, приводится

обличительная песнь Моисея и его пророческое благословение израильскому народу

по коленам (31-33 главы). В последней главе, которая, несомненно, присоединена

после и написана, вероятно, Иисусом Навином, говорится о смерти Моисея и плаче

евреев.

4. Богослужебное употребление книги Второзаконие

В качестве паримийных чтений из книги Второзакония берутся следующие отрывки: 1,

8-17, 10; 1-5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) - в

неделю Святых отец и 14 января - в день памяти святителя Василия Великого.

Главы 4, 6-7; 9-15 (увещание Моисея о соблюдении Синайского законодательства),

5, 1-6, 10-23, 25, 26 и 6, 3-5, 13, 18 (о величественных обстоятельствах

синайского законодательства и об обязанностях исполнять со страхом заповеди

Божий) - в день 29 августа.

Главы 10, 14-22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других

народов) - в неделю Святых Отец и 12 февраля - в день памяти трех святителей.

Обличительная песнь Моисея (32, 1-43) является основой содержания второй песни

великопостных канонов.

5. Заповедь о любви к Богу (Втор. 6)

В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с

Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6-21 стихи).

Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к

Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлению в землю

обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога вследствии

соприкосновения с язычниками-хананеями. Это увещание и составляет содержание

шестой главы.

"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Господа, Бога твоего всем

сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (6, 4-5), - так

говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: "Какая наибольшая заповедь в

законе?" Господь напомнил ему рассматриваемое место Второзакония: "Возлюби

Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением

твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф. 22, 36-37). Но любовь к Богу

неотделима от любви к ближнему (1 Ин. 4, 20), и Господь в ответе законнику

продолжает: "Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя".

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания

Ветхого Завета (Лев. 19, 18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия,

пронизывают весь Ветхий Завет. "На сих двух заповедях утверждается весь закон и

пророки"- добавил Спаситель. Они же являются и основой Нового, чем наглядно

подтверждается связь обоих Заветов.

6. О лжепророках (Втор. 13, 1-5)

Если среди Израиля появится ложный пророк или сновидец и будет совершать

знамения и чудеса (демонским действием по Божию попущению, как поясняют Святые

Отцы), совращая при этом народ к служению иным богам, такого пророка не должно

слушать, через него Господь испытывает (слав. "искушает") только приверженность

и любовь к Себе народа (1-3 стихи). Израиль должен предавать смерти подобных

ложных пророков (4-5 стихи). Если совратителем в идолопоклонство явится даже

ближайший родственник, то израильтянин, поборов чувство родственной любви,

должен донести на совратителя, последний должен быть побит камнями и доноситель

должен первым бросить в него камень (6-11 стихи). Если совратится в

идолопоклонство целый город, то Израиль, произнеся над ним обет с заклятием,

должен разрушить самый город и истребить все находящееся в нем (12-18 стихи)

Ветхозаветный закон о лжепророках предостерегает нас от уклонения в том или ином

виде суеверия (приметы, гадания и т.п.), и указывает на необходимость сохранения

чистоты религиозной истины.

О ложных пророках и ложных знамениях и чудесах Христос говорит: "Тогда если кто

скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте! Ибо восстанут лжехристы

и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно,

и избранных" (Мф. 24, 23-24).

И тогда, как и в ветхозаветные времена, эти ложные знамения и чудеса будут

испытанием истинности веры и любви к Богу (2 Фес. 2, 12).

7. Законы о судьях и правителях (Втор. 16, 18-20; 17, 2-20)

Глава 16, 18-20: Из повествования книги Исход (18, 13-26) видно, что Моисей, по

совету тестя своего Иофора, поставил тысяченачальников, сто,

пятидесятиначальников и письмоводителей для разбора обычных дел и тяжб между

евреями.

Но ввиду скорого поселения евреев в земле обетованной Господь указывает новое

устройство суда, соответствующее условиям оседлой жизни народа. Теперь судьи и

книгочии должны быть поставлены "во всех градах", то есть по селениям. Иудейское

предание говорит, что каждое значительное селение выбирало семь судей, к которым

присоединялось два левита. От судей этим законом требуется справедливость,

нелицеприятие и бескорыстие.

Глава 17, 8-13: Во время странствования по пустыне высшей судебной инстанцией,

решавшей спорные дела и тяжбы, был Моисей. Но впоследствии для израильтян,

поселившихся в земле обетования после смерти великого пророка, такою инстанциею

должны быть судьи, "в месте, еже изберет Господь Бог призвати имя Его тамо", то

есть в едином, избранном Самим Богом месте богослужения. Во главе этих судей

должен стоять священник. К этой высшей судебной инстанции евреи должны были

обращаться и в случаях особо сложных и запутанных дел, когда судьи селения

затруднялись решением в их и имели противоречия (слав. "словеса судная во градах

твоих" - стих 8), вероятно, и недовольные решением первичной инстанции могли

обращаться все же к высшему судилищу. Ведению этой инстанции подлежали дела

уголовные (слав. "между кровию и кровию"), дела об оскорблениях (слав. "между

лиц язвою и язвою"), вообще судебные тяжебные дела (слав. "между прением и

прением").

Так как в важных случаях священник решал дела по непосредственному откровению

Господа, то поэтому решение его было окончательным, и человек, дерзко (слав.

"гордости") не подчинившийся этому решению, должен быть наказан смертью.

Стихи 14-20

Моисей предвидит время царского правления в Израиле и дает народу указания

относительно избрания царя и его деятельности. Законодатель запрещает этим

высшим правителям народа умножать коней (потому что в древности на Востоке кони

употреблялись не для работы, а для войны и пышности), уклоняться в многоженство

пример пагубного влияния многоженства - мудрейший из царей Соломон, который был

совращен своими женами-иноплеменницами в идолослужение), умножать богатства (ибо





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.041 с)...