Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура и человек



(конспект)

В этой подсистеме сохраняются те же три уровня отношений: практический, практически-духовный и духовно-теоретический.

Практический уровень выражается в реальном созидании человеком «второй природы» – культурных предметов и процессов и в таком же реальном созидании культурой человека.

Практически-духовный уровень – в мифологическом, религиозном, художественном осмыслении культурой человека.

Духовно-практический уровень – в изучении культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании людей, в науке, философии и идеологических учениях).

Таким образом, на всех уровнях существует двусторонняя связь человека и культуры: человек творит культуру и культура творит человека.

Три сферы взаимоотношений культуры и человека организуются оппозицией непосредственное/опосредованное: в самом человеке эти отношения проявляются непосредственно, а вне человека – опосредованно.

Исторические изменения отношений человека и культуры на протяжении всей истории так же незначительны, как изменения самого человека.

Однако есть один аспект, который резко отличает отношения культуры и человека от отношений культуры с другими контрагентами – природой и обществом. Это – разные масштабы понятия «человек»: общее-особенное-единичное.

Общее – человек вообще, человечество, род Homo sapiens.

Особенноетип человека, локализованный во времени и пространстве: первобытный, ренессансный, белый, русский и т.п.

Единичное – конкретная личность: я, ты, он.

В самом широком масштабе проблема взаимоотношений культуры и человека выступает прежде всего в генетическом аспекте.

Этот аспект имеет две ипостаси:

- биосоциокультурная природа человека;

- формирование культурного самосознания.

Становление культурного самосознания прошло несколько этапов:

1. человек не отличал себя от природы (животных, растений, природных стихий), что зафиксировалось в языке: окаменеть от ужаса, озвереть от злости, свить гнездо.

2. осознание качественного отличия живого и неживого, при сохранении веры в своей сущностной связи с животными. Это выразилось в создании фантастических зооантропоморфных образов (сфинксы, кентавры, ангелы, черти и т.п.).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...