Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жанристы 50-60-х гг



Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Михаил Петрович [17(29).9.1835, Петербург,-7(20).1.1914, там же], русский живописец. Сын П. К. Клодта. Учился у А. А. Агина и в АХ (1852-61, с перерывом) в Петербурге. В 1857-60 работал в Париже. Пенсионер петербургской АХ в Мюнхене (1862-65). С 1895 - действительный член АХ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Автор сентиментальных жанровых композиций, проникнутых состраданием к людскому горю. Произведения: "Рыбаки финны" (1855), "Больной музыкант" (1859), "Последняя весна" (1861) - все в Третьяковской галерее; "Чёрная скамья" (1871, Русский музей, Ленинград).

Чернышев Алексей Филиппович (1824 - 1863) - живописец-жанрист, сын оренбургского мещанина, еще в детстве упражнялся в рисовании под руководством сперва старика иконописца, а потом - одного из своих родственников. Начальник Оренбургского края В.А. Перовский, обратив внимание на 17-летнего юношу, отправил его в 1841 г. в Санкт-Петербург и способствовал ему поступить в Академию Художеств пенсионером общества поощрения художников. В академии Чернышев был учеником профессора М.Н. Воробьева и вначале занимался пейзажем, но затем обратился к изображению бытовых сцен.

Много работал с натуры. Введенный своими опекунами в богатые дворянские семьи, делал много портретно-жанровых зарисовок, изображая семейные группы за столом, на прогулке и т.д. С 1848 г. развитие его дарования быстро двинулось вперед: получив в этом году малую серебряную медаль за "Вид в Финляндии", он через год после того был награжден большой такой же медалью за "Домашнюю сцену из финляндской простонародной жизни", а еще через год удостоен малой золотой медали за картину "Прощание уезжающего офицера с его семейством" и, наконец, в 1851 г. выпущен из академии с званием классного художника и большой золотой медалью, присужденными ему за написанную по программе картину: "Обручение". Все эти произведения, а также картина "Шарманщик", находившаяся на академической выставке 1852 г. (теперь она в московском публичном музее), в особенности же занимательные, бойкие изящные рисунки Чернышева, выказывавшие его ум и тонкую наблюдательность и расходившиеся в большом количестве по альбомам Высочайших особ и любителей художеств (они приобрели ему звание придворного рисовальщика с жалованием по 600 рублей в год), позволяли ожидать от него в будущем произведений еще более мастерских. К прискорбию, эти ожидания не оправдались. Как питомец академии, удостоенный большой золотой медали, Чернышев в 1853 г. отправился для дальнейшего своего усовершенствования в Италию с содержанием от правительства и поселился в Риме. Здесь он продолжал трудиться, но уже не с прежними усидчивостью и успехом. Причиной тому начало постигшей его тяжкой болезни - размягчения мозга. Удручаемый ипохондрией, ослаблением зрения и ревматическими болями, он искал исцеления в Вене, на севере Франции и в Швейцарии, но напрасно: недуг неудержимо подтачивал его натуру и вместе с тем убивал его дарование. Исполненные в чужих краях картины Чернышева, "Римские пифферари перед Мадонной" (находится в московском публичном музее), "Нападение итальянских бандитов на дилижанс", "Рыбный рынок в Бретани' и другие были значительно слабее его прежних работ. Несмотря на то, академия, по возвращении его в 1860 г. из-за границы, возвела его за них в звание академика. После того он все более и более утрачивал способность к труду и, постепенно угасая, был, наконец, помещен в петербургское заведение Штейна для душевнобольных, где и умер.

Шильдер Николай Густавович [1828 - 13(25).3.1898, Петербург], русский художник-жанрист. В 1850-х гг. учился в петербургской АХ у Б. П. Виллевальде. Академик с 1861. Под влиянием П. А. Федотова обратился к созданию произведений, посвященных "маленькому человеку", сюжет в которых Ш. разрабатывал с некоторой прямолинейностью и демонстративностью ("Искушение", 1856 или 1857, Третьяковская галерея, Москва; "Насильный брак", Русский музей, Ленинград).

Лит.: Савинов А. Н., Н. Г. Шильдер. 1828-1898, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века, М., 1958.

Волков Адриан Маркович (1829—1873) — живописец-жанрист, получил образование в Имп. академии худ., где состоял в числе учеников проф. Ф. А. Бруни и вначале приготовлялся быть историческим живописцем, во перешел к живописи сцен народного быта и в 1858 г., за картину "Обжорный ряд в СПб.", был награжден мал. зол. медалью и званием классного художника. За "Прерванное обручение" (наход. в Третьяковской гал., в Москве) получил в 1860 г. золотую медаль, установленную для отличившихся в экспрессии. Кроме масляных красок, много работал акварелью.

Якоби Валерий Иванович [3(15).5.1834, деревня Кудряково, ныне Татарской АССР, - 13.5.1902, Ницца], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1856-61) у А. Т. Маркова (в 1861-69 пенсионер АХ в Западной Европе); преподавал там же (1878-89). Академик с 1868, профессор с 1871. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники), исключен в 1872. В ранний период создавал выдержанные в бытописательском духе изображения характерных русских народных типов ("Разносчик фруктов", 1858). В своём наиболее значительном произведении, обличительной по направленности картине "Привал арестантов" (1861), первым из русских художников обратился к теме царской каторги и ссылки, расправы над передовой русской интеллигенцией. Со 2-й половины 70-х гг. писал главным образом исторические картины, обычно поверхностно-иллюстративно, внешне занимательно решая сюжеты преимущественно из русской истории ("Шуты при дворе императрицы Анны Ивановны", 1872; все упомянутые картины в Третьяковской галерее, Москва).

Неврев Николай Васильевич [1830, Москва, - 3(16).5.1904, имение Лысковщина, ныне в Витебской области], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1856). Преподавал там же в 1887-90. Член (с 1881) Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В 1860-х гг. создал свои лучшие жанровые картины, для которых характерны обличительная острота, убедительность социальных характеристик и подробная разработка сюжетных ситуаций ("Торг", 1866; "Воспитанница", 1867; "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие"). С 1870-х гг. писал преимущественно исторические картины ("Княжна П. Г. Юсупова перед пострижением", 1886; все названные произведения - в Третьяковской галерее). Писал также портреты.

Прянишников Илларион Михайлович [20.3(1.4). 1840, село Тимашово, ныне Калужская области, - 12(24).3.1894, Москва], русский художник-жанрист, действительный член петербургской АХ (1893). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко, преподавал там же в 1873-94. Ученики: В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Творчеству П. присущи обличительные тенденции, меткость социальных характеристик ("Шутники. Гостиный двор в Москве", 1865; "Спасов день на Севере", 1887, - обе в Третьяковской галерее; "Порожняки", 1871. Харьковский художественный музей). П. - автор картины "В 1812 году" (вариант 1874 в Третьяковской галерее), раскрывающей народный характер Отечественной войны 1812 года. Писал также лирические охотничьи сцены.

Пукирев Василий Владимирович [1832, с. Лужники, ныне Тульской области, - 1(13).6.1890, Москва], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1847-58) у С. К. Зарянко, преподавал там же (1861-73; профессор с 1863). В 1850-е гг. работал над портретами, позже обратился к жанровой живописи (работал также над историческими картинами, иллюстрациями). Наиболее значительное произв. П. - "Неравный брак" (1862, Третьяковская галерея); картина с её обличительной заострённостью, горячим протестом против бесправия женщины и превращения брака в коммерческую сделку имела большой общественный резонанс. В числе др. обличительных произведений П. - картины "Сбор недоимок" (1869-70), "Потрава" (1870).

Юшанов Алексей Лукич (1840-1866?) – русский художник. Единственная сохранившаяся картина – это «Проводы начальника» (1864). Есть здесь перекличка и с «Приездом гувернантки» Перова, и со «Сватовством майора» Федотова. Юшанов активно заимствовал художественные открытия Федотова – характер персонажей выражается через жесты и позы.

Перов Василий Григорьевич [21.12.1833 (2.1.1834) или 23.12.1833 (4.1.1834), Тобольск, - 29.5(10.6). 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы], русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступила (1846-49; с перерывами) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-61) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. Пенсионер АХ (1862-69, до 1864 в Париже). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники).

- автопортрет

- приезд становго на следствие

- первый чин – связь с федотовым

В начале 60-х гг.- метод описательной критики П. создал ряд обличительных жанровых картин: подробно рассказывая о несложных будничных событиях, усиливая и заостряя (вплоть до гротеска) социальные характеристики персонажей, П. указывал на конкретных носителей общественного зла в крепостнической России. Стремясь преодолеть пестроту академической живописи, П. в этих картинах использовал коричневые и серые цвета, которые сближал друг с другом посредством светотени.

- Крестный ход на пасху

- проповедь на селе. Дети слушают, барин спит, его жена кокетничает.

- чаепитие в мытищах.

Пенсионерство в Париж. Работы отмечены растущим интересом к человеческой индивидуальности, тягой к тональному колориту. решение колористических проблем – гармония общего тона

- савойар. Просит разрешения вернуться из пенсионерской поездки.

Во 2-й половине 1860-х гг. критические тенденции в творчестве П. реализуются в произведениях, проникнутых сочувствием и состраданием к нищему, обездоленному люду. В картинах, ставших лаконичнее по композиции, выдержанных в единой серовато-коричневой гамме, большое значение приобретает пейзаж, получивший "социальный" характер и создающий общий эмоциональный строй произведения.

- 65г. проводы покойника.. выразительное молчание. Пейзаж важен. Мотив диагонального движения. Горе вдовы. Гармония цвета.

- тройка. 66

- монастырская трапеза. 65

- чистый понедельник.

- 66 приезд гувернантки в купеческий дом

- 67 утопленица

- учитель рисования

- у шлагбаума. Проблема мимики человеческого лица.

- 68 последний кабак у заставы. Одна из лучших работ. Жанр сворачивается и превращается в пейзаж. это картина большого эмоционального напряжения, необыкновенно цельная по своему художественному решению. На окраине города, у последнего кабака, остановились двое запряженных саней. Крестьянка ждет своего загулявшего мужа. Последняя улица убегает вдаль, к заставе, за которой начинается мир деревни. Пейзаж проникнут чувством тоски и одиночества.. краски картины, передающей вечерний сумрак, звучат приглушенно. Общий серо-коричневый тон объединяет их гамму. Глухо звучит красное пятно платка крестьянки и красно-коричневый в полумраке круп лошади. Лишь занесенные снегом окна трактира освещении изнутри тревожным светом и холодно-желтая полоса заката догорает у горизонта за столбами заставы, открывая безбрежную даль.

Во 2-й половине 1860-х гг. П. создал ряд картин, близких по жанру к портрету, в которых стремился передать индивидуальные качества людей из народа, их способность глубоко мыслить и чувствовать ("Фомушка-сыч", 1868, "Странник", 1870,- обе в Третьяковской галерее).

В начале 70-х гг. в поисках положительных героев П. работал над портретами представителей передовой русской интеллигенции, подчёркивая в них творческое начало. Для портретов П. характерны объективность отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека (портреты: А. Н. Островского, 1871, В. И. Даля и Ф. М. Достоевского - оба 1872: все три - в Третьяковской галерее).

В 1870-80-х гг., в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, П. испытал идейный кризис (в 1877 порвал с передвижниками): от обличительных жанровых тем он перешёл преимущественно к бытописательским "охотничьим" сценам ("Птицелов", 1870, "Охотники на привале" и "Рыболов" - обе 1871; все три - в Третьяковской галерее), а также к исторической живописи, потерпев в ней ряд творческих неудач ("Суд Пугачева", 1875, Исторический музей, Москва). Художественная загрузка не такая глубокая и интенсивная.

- суд Пугачева.

- на рыбной ловле

- 81 никита пустосвят. Выстроена тяжело, неудачно.

- эскизы к сказке «снегурочка»

- возвращение с похорон. Характерное, горькое.

Соломаткин Леонид Иванович [1837, Суджа, ныне Курской области, - похоронен 6(18).6.1883, Петербург], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855-60) и в петербургской АХ (1861-66). Работал в Петербурге. Испытал влияние В. Г. Перова и жанристов 1850-х гг., изучал в Эрмитаже произведения "малых" голландцев.

Работам С., неоднократно повторявшего некоторые свои картины (в основном о жизни городских низов и быте опустившейся художественной среды), присущи наряду с острой жизненностью лубочный гротеск в характеристике персонажей, резкий рисунок и тёплый насыщенный колорит, нередко яркий и напоминающий пёструю раскраску народных картинок ("Именины дьячка", 1862, "Свадьба", 1872, обе - в Третьяковской галерее).

Не рисовал. Работал только маслом. Нет представления об античном искусстве.

- 60г постой войск.

- именины дьячка. Примитивистская работа.

- канатоходка. Близко к «Миру искусства»

- городовые – христославы. 67. Несколько вариантов. Разные композиции.

- петрушка

-фонарщик





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...