Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правосознание



Правосознание как один из видов общественного сознания представляет собой психическое отражение правовой действительности, т.е. совокупность идей, взглядов, суждений, представлении, требований, убеждений, мнений, оценок, эмоции, настроений чувств, и т.п. относительно субъективных прав и обязанностей, объективного права, а также опосредующих их социальных институтов (государства, правопорядка, юридически значимого поведения и т.п.).

Правосознание (наряду с юридическими текстами - источниками права в формальном смысле - и правоотношениями) является одной из форм объективации, внешнего бытия права. Правовая норма фиксирует социально типичные, "нормальные" (а потому и должные) модели, эталоны поведения, которые реализуются в жизнедеятельности людей (в правоотношениях). Деятельность же, как известно, невозможна вне регулирующей роли сознания. Поэтому нормативно предписанные образцы поведения должны, с одной стороны, отражать и аккумулировать предшествующий опыт правового общения (по сути они - результат оценки определенных отношений как должного, нормального, правильного или наоборот - девиантного, ненормативного), а с другой - быть акцептованы, восприняты правосознанием. В противном случае они не воплотятся в сущее, т.е. не станут нормой. Таким образом, правовые нормы и субъективные права и обязанности всегда представлены в форме правосознания.

Правосознание - сложная многомерная целостность. Образующие его содержание взгляды, суждения, требования, оценки, настроения и т.д. (на протяжении многолетней истории исследования общественного сознания так и не удалось выявить и однозначно определить его однородные элементарные «частички») принято структурировать по различным основаниям.

В зависимости от уровня отражения правовой действительности различают теоретическое и обыденное правосознание. Теоретическое правосознание формируется на базе специально научного изучения права и взаимодействующих с ним социальных явлении. Оно являет собой систематизированное знание, обобщение закономерностей социально-правового развития в виде юридических теории, концепции, доктрин и т.п. Обыденное правосознание складывается в процессе практической деятельности субъекта и служит ему повседневным средством ориентации в окружающей среде. В сравнении с теоретическим обыденное правосознание не низшее (ущербное, ложное), а просто "другое". У него другие (чисто практические) механизмы формирования и функционирования.

Специфика способа отражения права предопределяет выделение правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология - сфера рационального отношения к праву и опосредующим его институтам, в ее основе - правовые знания и навыки правового общения. Правовая психология - чувственное восприятие правовой действительности, слагающееся из эмоционально окрашенных оценочных суждений, настроении, мнений, переживаний. При этом правовую идеологию не следует отождествлять с теоретическим правосознанием, а правовою психологию - с обыденным, ибо в процессе эмпирического освоения действительности происходит не только чувственное, но и рациональное отражение права, накапливаются определенные знания, вырабатывают поведенческие навыки и стереотипы. В свою очередь, специально научное познание права часто бывает сопряжено с его эмоциональной оценкой.

Если избрать основанием структурирования субъекта-носителя правосознания, целесообразно рассматривать:

общественное правосознание - правовые знания, представления, чувства, настроения, функционирующие на уровне общества в целом;

индивидуальное правосознание - правосознание конкретного человека;

групповое правосознание - специфика отражения правовой действительности, характерная для определенных социальных групп как реальных (различные формальные - трудовые, учебные, воинские и т.п. - и неформальные коллективы), так и условных (подростки, молодежь, государственные служащие, юристы, правонарушители и т.п.).

Сосредоточив внимание не на качественных, а на количественных признаках субъекта носителя, можно вычленить массовое и специализированное правосознание. Массовое правосознание отличается социальной типичностью всех образующих его элементов, их признанием, санкционированием определенной социальной общностью, а также непосредственной направленностью на практическую деятельность. По сути это достаточно широко распространенное обыденное правосознание. В свою очередь, специализированное правосознание - правосознание определенных условных социальных групп.

Для целостной характеристики правосознания любого субъекта-носителя используется философская категория состояние, которая фиксирует момент устойчивости в изменении, развитии, движении объектов в некоторый данный временной интервал при наличных условиях. Всякое состояние объекта описывается совокупностью принадлежащих ему свойств и отношений, причем включает их качественные и количественные определенности и их изменение, выражающееся через относительно устойчивое, сохраняющееся. Применительно к правосознанию под состоянием понимаются его конкретные проявления в зависимости от того, какие идеи, взгляды, представления, чувства, мнения, оценки и др. элементы занимают в данный момент доминирующее положение в нем. То или иное состояние пронизывает все содержание правосознания, придавая ему соответствующее качество. Оно является как бы своеобразным

«интегралом», «сплавом» всех других его «структурных подразделений» и играет главную роль в детерминации деятельности субъекта.

Для описания аналогичных процессов на уровне индивидуального сознания используется термин установка. С момента ведения в арсенал социологии и социальной психологии установка рассматривается как складывающееся на основе опыта субъективное состояние личности, связанное с ценностью, смыслом, значением для нее того или иного объекта, способствующее ее адаптации к окружающей среде и побуждающее действовать (направляющее ее активность) в определенной ситуации в отношении определенных объектов определенным образом. Другими словами, установка - это готовность к определенной форме реагирования на объект и на ситуацию.

Данный феномен (его исследователи пользуются разными наименованиями, выделяя таким образом различные смысловые оттенки: установка (set, attitude), направленность, диспозиция, опережающее отражение и т.п.) присутствует в функциональной структуре любой деятельности, в том числе и в деятельности совокупного социального субъекта, где она предстает как обобщенная (слагающаяся из множества индивидуальных) фиксированная социальная установка.

В 40-х годах XX века американским исследователем М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура социальной установки (attitude), включающая когнитивный (осознание объекта и ситуации), аффективный (их эмоциональная оценка) и конативный (собственно поведенческая установка, готовность реагировать) компоненты. В дальнейшем, несмотря на серьезную критику, невозможность четко выделить указанные компоненты и установить корреляцию между ними эта схема (соответствующая трем наиболее общепризнанным функциям сознания - познавательной, оценочной, регулятивной и традиционному членению психических процессов на познание, эмоции и волю) явно или скрыто, порой с незначительными модификациями используется практически во всех исследованиях индивидуального и общественного сознания (в то числе и правосознания) и даже нашла экспериментальное подтверждение.

Содержательное "наполнение" компонентов состояния правосознания (правовой установки личности) разнится в зависимости от типа правопонимания, которого придерживается исследователь. Приверженцы легистского (законнического) позитивизма, сводящие право к закону и иным властным предписаниям, исходящим от государства, изучают законосознание т.е. знание законов и других нормативных актов, отношение к ним и умение действовать в соответствии с предписываемыми ими правилами. Сторонников социологического позитивизма в первую очередь интересует осведомленность о реально существующем правопорядке (принудительно поддерживаемой системе общественных отношений), его оценка и степень адаптации к нему. Исследователи, придерживающиеся этического правопонимания, сосредоточивают внимание на функционирующих в обществе представлениях о справедливости и оценках (исходя из этих представлений) действующей нормативной системы. Наконец, с точки зрения собственно юридического (либертарного) правопонимания правосознание образуют притязания на свободу и формальное равенство в социальном общении, восприятие этих принципов как основополагающих для позитивного права (законодательства) и готовность

строить отношения в соответствии с ними.

В самом общем виде состояние правосознания (индивидуальная правовая установка) может определяться как правопослушание или правовой нигилизм.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...