1. Восточные славяне в древности
| - Этногенез славян: миграционная, автохтонная теории.
- Славянский язык как молодой язык в семье индоевропейских языков. Формирование праславянского языка под влиянием балтского, иранского языкового мира, влияние протогерманских и протоитальянских диалектов. Первоначальное обитание славян в бассейне Вислы.
- Черняховская культура, разрушенная в ходе великого переселения народов IV-V вв. н.э.
- Готский епископ Иордан подразделял славян на 3 качественно разные группы: венеды, анты, склавены. Археологические исследования последних лет подтвердили данные Иордана.
- Венеды проживали на территории польского Поморья и низовьев Вислы;
- Анты размещались в регионе между Днестром и Днепром (культура пражско-пеньковского типа);
- Склавены проживали в регионе средней и южной Польши, а также на территории Припятского Полесья (культура пражско-корчакского типа).
- По мнению современных исследователей, различные ветви славянства возникли в результате распада этих трех славянских групп в VI-VII вв. н.э. Части этих групп расселялись на территории Восточной Европы в VII-VIII вв.
|
а) Историко-географические аспекты формирования восточных славян
| - к IX в. сложилась этногеография восточных славян. В «Повести временных лет» есть сведения о полянах (район Киева), древлянах (Припятское Полесье).
- На севере восточнославянского мира проживали ильменские словене.
- Между Припятью и Западной Двиной проживали дреговичи.
- их соседями были кривичи (кривичи смоленские, полоцкие и псковские).
- Соседями полян со стороны степи были северяне.
- В бассейне реки Сож проживали радимичи.
- В бассейне Оки – вятичи.
- На южной оконечности восточнославянского мира (почти на побережье Черного моря) – уличи и тиверцы.
- О взаимодействии с другими этносами (балты проживали вплоть до Москвы реки, финно-угры – вплоть до Урала, на юге – ираноязычные племена, т.е. потомки сарматов).
- О синтезе народов и культур (пример – современные Тверская и Ивановская области, в частности, г. Плес).
- VII в., болгары: государства на Дунае и в Волжской Булгарии.
- Хазарский каганат (Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Северное Причерноморье и часть Крыма).
- Варяги, пик набегов которых на Русь пришелся на IX в.
|
б) Общественно-политический строй, экономика и верования восточных славян.
| - Военная демократия.
- Триада власти:
1) князь (с дружиной, где он – первый среди равных),
2) совет старейшин (старцы градские),
3) вече (народные собрания, в которых участвовали представители разных слоев общества).
- Экономика: у восточных славян преобладали скотоводство и промыслы с доминированием землевладения.
- Землевладение носило экстенсивный характер. На севере господствовало подсечное землевладение (под поля устраивались земли, на которых выжигали деревья и кустарники). На юге чаще использовалось трехполье. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.
- Восточные славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не случайно на древнерусском языке слово «скот» означает еще и деньги.
- Добыча рыбы (ловушки, острога).
- Добыча меда диких пчел (бортничество).
- Мед и горячительные напитки из меда – излюбленное питье славян.
- Железоделательное ремесло.
- Гончарное ремесло.
- Кожевенное и ткацкое ремесло.
- Ювелирное ремесло. Сырьем служили монеты, поступавшие в результате обмена с Востока. Ближайшим месторождением серебра была территория Волжской Булгарии.
- Становление путей сообщений позволяло развивать торговлю. Речные коммуникации. Путь из варяг в греки.
- Сухопутный путь: Киев – Владимир – Червень на Краков и далее на Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан с Прикарпатьем, где добывали соль.
- Предметы восточнославянского экспорта:
1) мех,
2) воск,
3) мед.
- Вывозились рабы, добытые в ходе войн, которые велись непрерывно.
- Ввоз предметов роскоши:
1) дорогие материи,
2) украшения,
3) вина.
- Религия – язычество. Поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения (фетишизм и анимизм). Поклонение камням, деревьям, рощам (дуб).
- Тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от животного (поклонялись диким кабанам - вепрям).
|
2. Киевская Русь
а) Динамика формирования союзов племен
| - Появление новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов заключала в себе элементы государственности.
- Один из таких ранних суперсоюзов – союз разноэтничных племен на Северо-Западе Восточной Европы.
- 862 – упоминание в летописи о призвании в Новгород на княжение варяжского конунга Рюрика. (Его княжение 862-879 гг.)
- Рюрик (Новгород), Синеус (Белоозеро) и Трувор (Изборск).
- Другой суперсоюз – в Среднем Поднепровье (треугольник Киев-Чернигов-Переяславль). Его задача – борьба с хазарами, печенегами, варягами.
- Норманнская теория (XVIII в.): Г.Байер, А.Шлецер, Г.Миллер.
- Антинорманнская теория (М.В.Ломоносов).
- Взгляды норвежских, датских ученых (современные).
- Историки о дате образования Древнерусского государства (Киевской Руси):
а) научная традиция: 882 год (появление Олега в Киеве: покорение древлян, северян и радимичей),
б) петербургская научная школа: в IX-XI вв. Русь – совокупность племенных союзов (суперсоюз). С конца XI в. – распад суперсоюза на города-государства.
|
Роль первых правителей в укреплении внутреннего и международного положения Киевской Руси (задачи, итоги).
| Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Ярополк, Владимир I
|
б) Крещение Руси
| - Правление князя Владимира. Его стремление остановить расползание государства (суперсоюза): языческий пантеон, введение в 988 г. христианства (крещение киевлян и далее).
- Социокультурное значение принятия христианства.
- Утверждение христианства огнем и мечом.
|
в) Ярослав Мудрый как политик и деятель культуры
| - Роль Ярослава Мудрого в русской истории: успешная дипломатия, появление первого на Руси письменного свода законов («Русская правда»), шаг к церковной независимости от Византии, возрастание международного авторитета Руси.
- Завещание Ярослава 1054 г.
- Ярослав поручил старшему сыну Изяславу Киев, Святославу дал Чернигов, Всеволоду – Переяславль.
- Внуки Ярослава стали воевать между собой. Ситуация усугубилась победой половцев над Ярославичами в 1068 г. на реке Альте.
- О просветительской деятельности Ярослава Мудрого. Переводы византийских книг, приглашение ко двору зарубежных ученых. Библиотека Ярослава Мудрого.
|
Социальный строй Киевской Руси
| - элита (правящий дом Рюриковичей),
- привилегированные группы (бояре: старшие дружинники, верхи купечества, духовенства),
- свободное население (общинники, ремесленники, торговцы, рядовые дружинники, священники, монахи),
- зависимое население (смерды, закупы, рядовичи, холопы),
- маргинальные элементы (изгои)
|
3. Киевская Русь во второй половине XI- начале XII вв.
| - Князь Владимир Мономах (1053-1125): выступал за единство Руси. Инициатор съезда князей в Любече. Призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г.
- 1097 - княжеский съезд в г. Любече, на котором было принято решение: «Каждо да держит отчину свою».
- Князь Мстислав Великий (1125-1132): присоединил к Киеву Полоцкое княжество, организовал успешные походы против половцев и литовцев, последний великий князь, при котором Русь сохраняла формальное единство.
|