Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмерджентная теория



Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

Сознание представляет собой интегративное явление, то есть его можно и нужно рассматривать с системно-структурной точки зрения. Здесь сознание выступает как внутренний мир человека. Это есть мир субъективной реальности, субъективной рефлексии. Некоторые мыслители до сих пор отождествляют всю субъективную реальность человека, всю психику с сознанием. Однако это не так, поскольку психика включает в себя наряду с сознанием и бессознательное.

В сознании можно выделить три основные сферы: познавательную или когнитивную, эмоциональную, мотивационно-волевую.

Сознание – это прежде всего знание, со(совокупное) – знание. Без знания нет сознания.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, процесс познания(этапы, уровни) и результаты познавательной деятельности человека. Познавательные способности – это прежде всего чувственно-сенситивная, состоящая из способностей к ощущениям, восприятиям и представлениям, и абстрактно-мыслительная деятельность. На основе этих способностей, а также интуиции, корни которой лежат в бессознательном, создаются чувственные и понятийные образы, образующие предметно-содержательную основу мышления. Само же мышление есть процесс оперирования чувственными и гносеологическими образами с целью выработки новой познавательной информации.

Помимо названных в состав познавательных способностей входят память и внимание. Внимание есть сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте; благодаря вниманию определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Память есть способность к воспроизведению прошлого опыта, способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Эмоциональную сферу составляют чувства (радость, горе, любовь и т.д.), аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.д.), страсти и эмоциональное самочувствие, или настроение (веселое или подавленное), стрессовые состояния, элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, и т.д.) Эмоции – это отражение объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело. В эмоциях предметы отражаются не в виде образа, не понятийно, не сами по себе, а в отношении к человеку, обществу, их потребностям, интересам и идеалам.

В мотивационно-волевой сфере представлены мотивы, интересы, потребности субъекта в единстве со способностью достигать цели. Понятие воли определяется как способность к осуществлению цели, к преодолению препятствий на пути ее достижения; воля есть решимость совершать те или иные действия.

Таковы основные сферы сознания. Их взаимосвязь в реальном сознании дает целостность, интегрирующим ядром которой выступает мышление. Мышление пронизывает всю эмоциональную сферу, переживания, мотивы, выступая ведущим фактором поведения человека. В свою очередь, эмоции как переживание познанного способны рождать новые потребности, мотивы, а воля – вести к достижению нового знания; именно воля, думается, и определяет активный характер сознания. Воля выступает связующим звеном между познанием, эмоциями и практической деятельностью человека.

Как уже отмечалось, сознание в собственном смысле слова не исчерпывает всего богатства внутренней психической жизни человека. Наряду с сознанием во внутреннем мире человека существует еще уровень бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкт –это совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному данного вида, возникающих в ответ на раздражения из внешней среды и из внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.

Структуры бессознательного различаются, помимо прочего, по по степени своей близости к сознанию. Выделяется также такой уровень бессознательного как подсознательный: в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма. Автоматизмы – это сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под его контроля. Например, навыки езды на велосипеде, прием пищи и т.д.

Одним из первых бессознательным занялся З.Фрейд (1856-1939). Опираясь на ряд экспериментов и фактов Фрейд пришел к выводу о существенно важной роли бессознательного. Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З.Фрейдом метод обнаружения комплекса, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим. Составными элементами фрейдовского психоанализа были представление о сексуальном (по преимуществу) характере вытесненного, а также методика свободных ассоциаций и толкование снов как средства обнаружения конкретных структур бессознательного, вызвавших болезнь.

Психика человека, по З.Фрейду, имеет сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно»- это глубинный слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. «Я»- сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я»- это внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая установки общества, своего рода моральная цензура.; это, так сказать, социальность внутри сознания человека. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно».

Возникает вопрос: исчерпывается ли психическая реальность индивида сознанием и бессознательным?

Здесь имеет право на существование мнение о том, что субъективная реальность человека имеет такие подструктуры как «Самосознание» и «Сверх-Я».

Считается, что если сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает своим объектом свое сознание. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания и т.д. Максимально адекватное отношение к себе – это высший уровень самооценки.

3-й вопрос.

Всей материи присуще свойство родственное с ощущениями свойство отражения. Отражение возникает в процессе взаимодействия разных тел (слово тело взято в самом широком смысле) или отдельных сторон одного тела. В то же время отражение не является целым взаимодействием, Отражение есть часть взаимодействия, состоящая в способности одного тела воспроизводить особенности и свойства другого тел или нескольких тел.

Это означает:

Во-первых, содержание отражения объективно, поскольку связано со свойствами отражаемого объекта. Нужно отметить, что в процессе отражения есть отражаемый объект и отражающее тело. Выделение этих сторон отражения носит чисто условный характер, и сделано это для удобства познания сути отражения. На самом деле, в реальности такое различение сторон отражения невозможно. В реальности одно и тоже тело выступает в роли отражаемого и отражающего одновременно; во-вторых, содержание отражения субъективно, поскольку связано со свойствами отражающего тела; в-третьих, содержание отражения более или менее совпадает со свойствами отражаемого тела. Следовательно, тезис агностицизма о непознаваемости мира является несостоятельным.

Формы отражения в неживой природе в целом сводятся к информационно-энергетической, которая выражается в «следе» оставленном одним предметом в ходе его воздействия на другой предмет.

В живой природе формы отражения менялись в зависимости от эволюции организмов. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость как избирательная реакция на внешнее воздействие. Эта форма возникает вместе с появлением простых одноклеточных организмов. С возникновением позвоночных животных появляется чувствительность как способность животных отражать действительность на уровне ощущений, восприятий и представлений. Ощущение есть отражение отдельных, поверхностных сторон предметов. Например, с помощью зрения. Восприятие есть отражение предмета в целом. Например, с помощью всех органов чувств. Представление есть воспроизведение в памяти ранее полученной информации.

С совершенствованием мозга высших животных возникает психика как способность высших животных на основе чувственных восприятий приспосабливаться к окружающей среде.

Э





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2023 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...