Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мифология и религия - истоки философии



Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практически – преобразующее освоение мира предстает в синкретическом взаимоопосредованном единстве.

Миф является духовно – практическим способом освоения форм общественной жизнедеятельности, форм взаимоотношений человека и природы, человека и общества.

Мифы – это обобщенные образы, которые включают в себя не только мир наличного бытия, который часто выступает почему – то враждебным по отношению к человеку, но и мир надежд и желаний, в котором свободно воплощаются интересы родового коллектива. Миф нельзя рассматривать как первичную форму науки или философии. Более того, недопустимо интерпретировать миф как простой вымысел. Мифология как собрание мифов отражает взгляды первобытных людей на явления природы и жизни, ростки научных знаний, религиозные и моральные представления, которые господствовали в родовой общине, и художественно – эстетические чувства людей на начальном этапе своей истории.

Таким образом, предпосылками мифологической «логики» можно считать, во-первых, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и, во-вторых, целостность мифологического мышления, которое неотделимо от эмоциональной сферы. Миф отличается от сказки, поскольку в нем заключена попытка объяснить мир. Он отличается и от легенды, ибо в его основе не лежит конкретное явление.

Существуют космогонические, антропологические, этнологические мифы, отражающие происхождение, упорядоченность мира мифологическими персонажами; календарные мифы, связанные с осмыслением природно–хозяйственных ритмов и циклов смен жизни, выражения их в ритуально – обрядовых формах; эсхатологические мифы как закрепление представления о потустороннем мире, будущем и прошлом; культово–биографические мифы, отражающие жизненные способности мифических персонажей, которые становятся достоянием отдельных индивидов через их ритуально – обрядовое воспроизводство. Существуют мифы, отражающие происхождение людей, деяния богов, историю человечества, превращение неживых предметов в живых людей

(древнегреческие мифы).

Специфика мифологического мировоззрения заключается в том, что все предметы и явления воспринимаются как взаимосвязанные одно с другим. Это значит, во-первых, что качества одних вещей переносятся на других; во-вторых, происходит «очеловечивание» сил природы, отражение их в виде чувственных образов; в-третьих, все действия и поступки воспринимаются как естественные.

Мифологическое сознание практически поставило все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении мира и человека; о его месте и предназначении в мире; о путях и способах возникновения важнейших явлений природы и общественной жизни, культуры и др.

Другим типом мировоззрения является религия. Термин «религия» происходит от латинского religio – благочестие, набожность. Основной особенностью любой религии является вера в сверхприродные силы, в Бога. От фольклорных и литературных образов сверхъестественного религия отличается тем, что провозглашает его (сверхъестественное) реальностью, утверждает возможность влияния его на судьбу человека.

Религия представляет собой комплексное явление, которое включает в себя: идеи, взгляды, представления о сверхъестественном; а так же вызванные ими переживания, чувства, эмоции; соответствующие им культовые действия – молитвы, обряды, богослужения; организации, которые объединяют, направляют и контролируют верующих. Таким образом, религия – это более менее стройная система, которая включает, во-первых, идеи, во-вторых, религиозные чувства, в-третьих, религиозные действия. Религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 –50 тыс. лет назад. В раннем классовом обществе существовали племенные, а затем национально – государственные религии (конфуцианство, иудаизм, индуизм). На поздней стадии исторического развития формируются мировые религии: буддизм (VI – V в. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.).

Мифология и религия являются ранними формами мировоззрения, которые предшествуют философии. Если мифология представляет собой попытку объяснить мир в форме образов, а религия апеллирует к высшей силе, то философия реализует свою мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения и действительности, предлагая систему категорий и законов, которые позволяют познать мир в наиболее общих и принципиальных чертах.

Заключение

С прогрессом общества в философском сознании происходили существенные изменения при сохранении и воспроизводстве некоторых его основополагающих идей. Это справедливо прежде всего в отношении материализма. Крупные, составляющие эпоху открытия в области естествознания, перевороты в технике, радикальные события в истории человечества неизбежно трансформируют материалистическую философию. Ее наиболее известными историческими модификациями явились учение древних философов-материалистов, метафизический материализм XVII—XVIII вв., диалектический материализм.

Материалистические воззрения древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.) в силу неразвитости в те времена научных знаний носили во многом наивный характер. Упорядочивающий принцип бытия, первоначало всего существующего они видели в конкретных природных стихиях (вода, воздух, огонь и др.). Древние материалисты осмысливали мир диалектически, т.е. как целое в его становлении и движении, в постоянном процессе возникновения и исчезновения вещей.

Вторая историческая форма материализма — метафизический материализм XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах и др.). Называется он так потому, что в отличие от древних мыслителей с их идеями качественного изменения и взаимопревращения противоположностей в философии нового времени утвердился взгляд на вещи и их мысленные отражения в понятиях как на неизменные, изолированные друг от друга и раз навсегда данные предметы. К тому же этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку наиболее совершенная тогда наука — механика - служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических), а часто и социальных процессов. Важно и то, что с позиций метафизики оказалось невозможным дать материалистическое понимание общества, человеческой истории.

С именем К. Маркса и Ф. Энгельса связано возникновение в середине XIX в. новой формы материалистической философии — диалектического материализма. Философия марксизма, сохраняя традиции и достижения прежнего материализма, преодолевает его историческую ограниченность. Это касается в первую очередь, фундаментальных проблем онтологии. Диалектический материализм опирается на выводы науки, является теоретическим обобщением опыта развития человеческой цивилизации и культуры. В этой философии слиты в единое мировоззрение диалектика и материализм, приобретший необходимую целостность распространением его на понимание истории общества.


Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 1999.

2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. – М., 1976. – т. 1.

3. Ильин В.В. Философия. – М.: Академический проект, 1999. – т. 1.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

6. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. – Свердловск, 1991.

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М., 1991.

9. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2000.

10. Тормасов Б.А. Философы и философия. – М., 1998.

11. Философия. Учебник для высших учебных заведений // Под ред. Кохановский В.П. – Ростов-на-Дону, 1998.

12. Философия и мировоззрение. – М., 1990.

13. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001. – Ст. «Философия».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...