Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в



Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке 18 в., связанной с преодолением феодальных дословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры эпохе присущ антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия). Вольтер, Гете, Юм, Смит.

Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни.

**Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность.

**Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство - это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать договор уже не как единовременный акт образования государства, но как принцип функционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последовательном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека

*****

13. Значение немецкой классической философии и её основные достижения.

Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775- 1854), Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и Л. Фейербах (1804-1872). Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала:

1) высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания (здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки);

2) преддверием неклассического типа философствования, поскольку ряд ее положений (критицизм Канта по отношению к разуму, диалектика Гегеля, антропологизм Фейербаха) стали основанием для развития новых философских стратегий.

Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объек-тивной действительности, и обосновывает необходимость кри-тического исследования самого разума как источника познания.

Идеалистическая диалектика Гегеля стала наиболее грандиоз-ным проектом Н. К. Ф. и философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории.

*****

14. Русская философия: основные темы и тенденции развития.

Философская мысль в России стала кристаллизацией духовных интенций русской культуры.

Именно с христианством связаны первые философские поиски православнорусской культуры. На протяжении практически тысячелетнего развития Руси (10-19 вв.) философское знание было подчинено религиозной практике.

В этот период оформляются базовые мировоззренческие установки:

• онтологизм (рассмотрение мира не в его пассивной подчиненности человеку, но как сферы осуществления Божественной Премудрости, Софии);

• антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности, акцент на ее подвижническом статусе в мире;

• подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда);

• эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного, обновленного светом Божественной истины и справедливости;

• мессианизм («Москва - Третий Рим», хранитель истинной веры и гарант будущего спасения человечества)

**Середина 19 века:

Западники (радикальные: Белинский, Герцен, Огарев, умеренное: Грановский, Анненков, либеральное - Кавелин, Корш) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепостного права), развития наук и образования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты.

Славянофилы («старшие» - Киреевский, Хомяков, «младшие» Аксаков, Кошелев, «поздние» - Данилевский, Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума, что привело к разрыву органичных'связей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую историю, они считали, что Россия как хранительница Православия, Самодержавия и Народности (общинности, нравственности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.

Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г.

*****





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...