Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации. 1. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на самые ранние мифологические точки зрения на процесс возникновения человека



1. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на самые ранние мифологические точки зрения на процесс возникновения человека. В мифологии различных народов проблема происхождения человека излагается по-разному:

В античной мифологии человек своим появлением обязан богам Олимпа.

В мифологии Древней Индии утверждается, что люди появились из головы предчеловека, называемого Пурушу.

На смену мифологическим пришли религиозные трактовки происхождения человека. Христианская позиция по этой проблеме сводится к следующим принципиальным положениям:

- человек возникает в результате творения Богом;

- Бог наделяет человека душой и телом;

- душа должна главенствовать над телом;

- в процессе творения Бог наделяет человека свободой воли, поэтому человек несет ответственность за свои действия и поступки.

В науке процесс происхождения человека представлен следующими концепциями:

- Человек возникает в результате эволюции биологических видов (эволюционная теория Ч. Дарвина);

- Человек имеет космическое происхождение (концепция внеземного возникновения человека);

- Происхождение человека связано с энергетическим взрывом (мутационная концепция происхождения человека).

2. Интерес к проблеме человека не угасает на протяжении всей истории философии. При подготовке ко второму вопросу следует обратиться к пониманию сущности человека в истории философии. Ответ на данный вопрос может быть выстроен по-разному: либо по эпохам от античности до современности, либо, систематизировав основные философские трактовки человека, по подходам: биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный, в которых систематизируется понимание сущности человека.

Следует уяснить сущность биологизаторского подхода, по которому главным в человеке является его биологические характеристики, которые неизмены в процессе жизни. Данный подход представлен в волюнтаристи-ческой философии А. Шопенгауэре и Ф. Ницше, психоаналитической философии З. Фрейда, натуралистической философии Нового времени (Т. Гоббс, О. Конт). Социологизаторский подход признаёт главным в человеке его социальные качества и способность человека изменятся в процессе жизни. Данный подход разрабатывает марксизм, экзистенциализм и религиозная философия.

Следует уяснить, что сущность человека заключается в его разумности, биосоциальной и культурной природе. Усваивая ценности эпохи, в которой он живёт, человек способен к саморазвитию не только интеллектуальному, но и нравственному. Человек существо незавершенное, стремящиеся реализовать свои интересы и потребности и одновременно существо деятельное. Деятельность как способ самореализации человека требует осмысления.

3. Биосоциальный подход признаёт, что сущность человека представляет единство биологических и социальных качеств и он способен развиваться в процессе жизни. Эти идеи разрабатываются неомарксизмом, фрейдомарксизмом, философской антропологией ХХ века. Указанная трактовка позволяет осмыслить человека в единстве его природных, социальных и духовных свойств. Человек в действительности существо противоречивое, незавершённое и находящееся в постоянном развитии.

- Сущность человека заключена в его биосоциальности, которая определяет противоречия между телом и разумом;

- это противоречие определяет все взлёты и падения человека. Противоречие заключается в том, что физическое тело человека имеет пространственно-временные ограничения. Это значит, что человек физически находится в определённом пространстве и времени;

- но разум человека, его сознание не имеет пространственно-временных ограничений, то есть, находясь физически на занятиях, в вашем сознании вы можете переместиться в другое время или в другое место. Следует обратить внимание на то, что в жизни человека важную роль играют чувства (любовь, ревность, ненависть), страсти (позитивные и негативные), свобода.

Биосоциальная сущность человека является основой для сущности второго порядка, которая выражается в деятельности человека. Сущность второго порядка может отчуждаться от человека, приобретать самостоятельное значение и оказывать воздействие как на человека, так и на человечество.

Подводя итоги обсуждения биосоциальной сущности человека, можно сделать следующие выводы. Человек – это:

во-первых, – сложное, противоречивое существо, в котором есть родовое начало, присущее всему человечеству;

во-вторых, имеет духовное начало, то есть, единственный из всех живых существ может оценить себя со стороны и создать предметы, не существующие в действительности (мечты, идеалы, планы и т.д.);

в-третьих, непосредственно связан с космосом и испытывает на себе биоритмы развития космоса;

в-четвертых, как биосоциальное существо не может жить и существовать без деятельности.

4. При ответе на последний вопрос необходимо иметь в виду, что в истории философии были выработаны два подхода к определению смысла человеческого бытия: метафизический и субъективистский. Первый утверждает, что существует общий для всех людей смысл жизни, которому должен следовать каждый человек. Субъективистский подход утверждает, что нет общего смысла жизни, а каждый человек сам для себя решает, зачем и для чего он живёт. Следует уяснить, что смысл жизни - это, скорее качественная характеристика человеческого бытия, а не количественная, смысл жизни не в продолжительности ее, а в том как живёт человек, в её полноте и насыщенности. Поиск смысла жизни возникает, как правило, в “пограничной ситуации”, когда возникает угроза существованию человека, а также перед лицом смерти близких людей или своей.

Возможна и другая классификация точек зрения на проблему смысла жизни:

1. оптимистическая точка зрения утверждает, что человеческая жизнь имеет смысл и этот смысл может быть двояким:

субъективное понимание – каждый человек сам решает, как ему жить и в чём он видит смысл жизни;

объективное понимание – существует общечеловеческий смысл жизни, который заключается в продолжении рода и создании материальных и духовных ценностей для последующих поколений.

2. пессимистическая точка зрения, в которой утверждается, что человеческая жизнь смысла не имеет, так как жизнь представляет собой страдание, борьбу с самим собой или окружающими.

3. современная точка зрения утверждает, что жизнь человека имеет смысл, заключённый в самой жизни, в её насыщенности, полноте, в реализации своих знаний, умений и так далее. Жизнь – это не средство по достижению каких-либо целей. Смысл жизни это качественная, а не количественная характеристика, неважно сколько лет живет человек, важно как он живет. Неспособность человека быть значимым для других людей, получить социальное оправдание своей жизни приводит человека к ощущению одиночества и ненужности, то есть бессмысленности жизни

Тема смерти, несмотря на внешнюю непривлекательность, занимает одно из центральных мест. С точки зрения науки смерть есть неизбежный финал любой живой системы, в том числе и человека. Философию же интересует смерть не как физическое явление, а смысл смерти, то есть её значение в системе бытия. Важнейший смысл смерти состоит в том, что сознание её факта неизбежности заставляет человека более осмысленно относиться к жизни. Если жизнь ограничена во времени, то не стоит её тратить на суетные поступки. Важное место в понимании смысла жизни занимает решение вопроса «право на смерть», эвтаназия (греч.euthanaja), то есть безболезненная, тихая, «блаженная» смерть (в особенности обреченного) человека с позиций не только медицинских, философских, но и юридических.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие концепции возникновения человека вы знаете?

2. Что такое онтогенез, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез?

3. В чем вы видите смысл своей жизни?

4. В чем видят смысл человеческого существования различные религиозные конфессии?

5. В чем различие философского и научного подходов к проблеме смерти.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...