Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поздняя схоластика (14 – 16 века)



Уильям Оккам – благодаря владению искусством логики получил титул "Doctor Invinebilies" – "Непобедимый Доктор".

Сформулировал знаменитый принцип "Бритва Оккама": "Сущности не следует умножать без крайней необходимости" или "То, что можно объяснить посредством меньшего не следует объяснять посредством большего"

Жан Буридан – составил руководство по логике "Pons Asinorum" ("Ослиный мост") с помощью которого можно было обучит логическим приёмам даже осла.

Философия эпохи Возрождения (14 – 16 века)

Это эпоха завершения средневековья, заката феодализма и зарождения новых капиталистических отношений, период великих географических открытий, время мануфактур, торговли, личной предприимчивости.

Смена умонастроений привела к секуляризации - освобождению общества от религии и церковной идеологии – культура и наука приобретают светский характер.

Название эпохи "Ренессанс" – означает возрождение античной культуры. Возрождение относится к античности как к идеалу, которым надо и можно восхищаться.

Возрождение в целом было общеевропейским. Однако начало и наиболее яркое его проявление связано с Италией.

Исторические этапы Возрождения:

- Раннее возрождение (14век)

- Высокое возрождение (15век)

- Позднее возрождение (16 – 17 века)

Основные философско - мировоззренческие принципы эпохи Возрождения:

Индивидуализм – превосходство личности. Ценность личности превыше всего. В средние века человек был представителем какой-либо системы. Выше всего ценится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Культ личности в творчестве.

Антропоцентризм (Antropos - человек) – мировоззрение или принцип, согласно которому человек есть центр вселенной, высшая цель мировоззрения. Эпоха Возрождения не устраняет Бога, но он только творец. В эпоху Возрождения происходит реабилитация плоти человека. Человек теперь рассматривается не только как духовное существо, но и как телесное. И тело человека это не только основы души, оно – самоценно. Возникает культ красоты. Живопись, которая должна изображать прекрасное – это главное искусство в эпоху Возрождения.

Гуманизм - мировоззрение или принцип, утверждающий ценность человека, его достоинство, его права и свободы. Возникает светская интеллигенция. Гуманисты-интеллигенты создают новую аристократию – аристократию духа.

Пантеизм – мировоззрение, согласно которому все есть Бог. Это обожествление природы. Христианский Бог утрачивает свой неприродный характер, он как бы сливается с природой, которая в свою очередь обожествляется. Природа представляется живым целым, пронизанным магическими силами, и как следствие из этого, в это время процветает магия и алхимия.

В философии Ренессанса выделяют три периода:

Гуманистический (14 век до середины 15 века). Представители: Данте, Франческо Петрарка.

Неоплатонический (середина 15 до 16 века). Представители: Николай Кузанский, Пико деля Миранделла, Парацельс.

Натурфилософский (16 до начала 17 века).

Представители: Николай Коперник (философ, астроном, гуманист). Он окончательно заменил геоцентрическую картину мира на гелиоцентрическую. Гёте считал открытие Коперника величайшем из всех, которые когда-либо делал человек.

Галилео Галилей (итальянский математик астроном).

Николай Кузанский (Николай Кребз) (1401 – 1464)

Немецкий теолог и философ, видный церковный деятель. Был кардиналом Римской Католической церкви. Занимался медициной, астрономией, географией, математикой.

Основной его труд – "Об учёном незнании"

Главная особенность его философии - мистический пантеизм. Особенно ярко проявился в его учениях о Боге. Бог - абсолютный максимум, он един, единственен и бесконечен. Бог присутствует во всех вещах. Возникновение мира - это результат развертывания. Николай сближает божественное и земное, творца и его творение.

"Бытиё Бога в Мире то же самое, что и бытиё Мира в Боге".

В космологии он выдвинул идею о бесконечности вселенной в пространстве и о том, что Земля лишь одно из небесных тел и не является центром мироздания.

Николай был диалектиком. Открыл принцип совпадения противоположностей (пример с нулём и бесконечностью). Бог - также единство противоположностей. Будучи абсолютным максимумом он ничем не ограничен. Как абсолютный минимум Бог неделим.

В своём учении о человеке Николай называл его микрокосмосом – малым миром, т.к. человек – подобие Бога, а Бог – это Мир. Сравнивая человека с Богом Николай использовал математику: человек – это многогранник, вписанный в окружность, а окружность – божественный мир.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Итальянский философ и мыслитель.

Родился в местечке Иола близь Неаполя, в семье дворянина. Был монахом Доминиканского ордена, но вынужден был покинуть монастырь и уехать из Италии из-за религиозных преследований. 16 лет странствовал по Европе (Швейцария, Англия), преподавал в университетах. В 1592 вернулся в Италию, и был захвачен инквизицией по обвинению в ереси. 8 лет провёл в заключении, но не отказался от своих взглядов, за что и был сожжён 17 февраля 1600 года на площади Росс в Риме.

Сочинения:

- диалоги, поэмы

- "О бесконечности вселенной и мирах".

Философия Бруно:

Главное философское положение – это натуралистический пантеизм. Бог находится везде и повсюду, природа и есть сам Бог и в вещах скрыта божественная сила.

Материальная субстанция обожествлена. Единицей этой субстанции является монада (monos - единица),которая представляет собой духовное и материальное начало одновременно.

Бруно, развивая идею Коперника, пришёл к выводу о бесконечности вселенной и числа миров, что Солнце это лишь относительный центр, а во вселенной нет абсолютного центра.

Философия Нового Времени (с 17 века)

17 век - это век буржуазных революций (Нидерланды, Англия),он ознаменовал переход от феодализма к буржуазному строю.

Развитие буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, но и в сознании людей. Важное место стала занимать наука и экспериментальное естествознание. 17 век называют веком научной революции, а также веком гениев (Кеплер, Лейбниц, Паскаль).

Развитие науки привело к переориентации философии. Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в эпоху возрождения – с искусством, то в 17 веке она опирается на естествознание и точные науки.

На первый план в философии выходит гносеология (теория познания), особенно методология научного познания. "Что значит знать?", "Что лучше и вернее прокладывает дорогу к истине: ощущения или разум, интуиция или логика?", "Каков научный метод исследования и как быстрее достичь результата?"

2 концепции познания:

Сенсуализм (sensus – чувства) – направление в гносеологии, признающее чувства главным источником достоверного знания. Эмпиризм (empiria – опыт) – направление в гносеологии, главным источником знания считающее чувственный опыт: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" (Локк)

Рационализм (raсio – ум) – направление в гносеологии, признающее разум основой достоверного познания: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума" (Лейбниц)





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1095 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...