Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Единичное и общее



Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным.Общее-то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям.

Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет. Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами - неповторимое.

2) Явление и сущность.

Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.

39. Философские понятия «причина» и «следствие».

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

40. Философские понятия «сущность» и «явление».

формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к по­нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

С точки зрения диалектики, всякая сущность является: любое явление существенно. Если явление противоречит сущности, то имеет место видимость.

41. Философские понятия «содержание» и «форма».

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. С т. зрения диалектики, всякое содержание оформлено, а всякая форма всегда содержательна. Даже безсодержательность – это неадекватное содержание какой-либо формы.

42. Философские понятия «необходимость» и «случайность».

« Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование.

Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств.

С точки зрения диалектики необходимость проявляется через цепочку случайностей, случайность – форма проявления необходимости.

43. Философские понятия «возможность» и «действительность».

Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета или явления та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью.

Различают абстрактную и реальную возможность, которая непосредственно переходит в действительность.

44. Проблема истины в философии: основные подходы и точки зрения.

Истинаэто адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект та ким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания кон­кретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная исти: на», «относительная истина», «конкретность истины».

Объективная истина — это содержание человече­ских знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Она су­ществует потому, что объективным является матери­альный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в по­знании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а целиком обусловлен влиянием на него внешнего мира. Это независимое от нас содер­жание наших знаний и является объективной истиной.

Истину нельзя понимать как готовое знание, неиз­менное и данное раз и навсегда. Истина, по выраже­нию Гегеля, не является отчеканенной монетой, она

'---не дается в готовом виде, и ее нельзя в таком виде положить в карман. Истина является бесконечным процессом приближения к объ­екту, который сам находится в развития. В этом пла­не любое знание, зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне, является непол­ным, неточным, в определенной мере односторон­ним, то есть на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с от­носительной истиной. Относительная истина — это такое знание, которое в принципе правильно, но не­полно отражает действительность, не дает ее всесто­роннего, исчерпывающего образа.

Абсолютная истина — это полное, точное, исчер­пывающее отражение объекта в сознания субъекта; в широком понимании — абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, ни­когда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания.

Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина — это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных ус­ловий, в которых эти явления развиваются. Совре­менный материализм исходит из того, что абстракт­ной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает, что необходимо учитывать границы приме­нения результатов познания и уточнять их. Незнание или игнорирование этих пределов превращает наши знания в ошибочные.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...