Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие этноса. Предпосылки, черты и этапы формирования русского этноса



Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность:

- самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований;

- территории;

- языка; и

- культуры.

Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).

Рассмотрим формирование русского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой по крайней мере отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: являются гражданами одного государства; имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком, культурой и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X в. православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 998 г. Князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в том числе и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовной русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Последующее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. Были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в смутное время XVI в. или в период революции и гражданской войны начала XX в.). В конце XX в. произошло ее разделение по политическим мотивам на Россию, Белоруссию, Украину в рамках СНГ. Но преимущества сообщества людей, близких по крови и духу, неминуемо заставят политическое руководство этих стран искать и находить формы объединения. Создание Союза России и Белоруссии, его расширение и углубление — убедительное свидетельство целесообразности данного процесса.

28. Национально – этнические отношения в современной России. Объективные тенденции их развития. Национальный вопрос в современных условиях.

Россия - одна из самых многонациональных стран мира. Точное число народностей, проживающих в России, трудно назвать. В 1926 г. в листах переписи фигурировало 194 народа, в 1939 г. - всего 99, в 1989 - 128 народов СССР, а в 1994 г. - 176 народов России. Подавляющая часть - свыше 94% - приходится на долю всего 10 крупнейших по численности народов. Причем в отличие от других стран, например США, где люди разных национальностей имеют свою прародину и для них возможна реэмиграция, что и имело место после великой депрессии 30-х гг., в нашей стране большинство народов являются коренными жителями.

До начала перестройки для нашей страны был характерен высокий уровень национальной терпимости. По данным опроса, в начале 1989 г. одинаково относились к людям любой национальности 77% опрошенных, для 8,6% национальные вопросы вообще были безразличны. Сравнительно высок был и уровень межнационального общения: 84% населения было удовлетворено межнациональными отношениями по месту работы, 44% положительно относились к межнациональным бракам, 55% имели родственников другой национальности, а у 88% были друзья среди лиц другой национальности. В то же время 2,7% отрицательно относились к лицам другой национальности, а 8,7% считали, что в их регионе должны жить только лица коренной национальности.

Однако годы перестройки, появление движений националистического толка, борьба за национальные суверенитеты очень сильно раскачали ситуацию. В ряде республик были созданы вооруженные отряды экстремистских националистических боевиков, которые брали под жесткий контроль поведение населения (Армения, Грузия, Литва, Чечня). Практически везде такая политика привела к серьезным межнациональным столкновениям, к формированию своего рода этнократических государств, где лица нетитульной нации практически не могут получить гражданства и вынуждены эмигрировать (Эстония, Латвия).

В нашей стране представлены все мировые религии. Это тоже отражается на характере взаимоотношений между народами. Часто межнациональный конфликт на поверку оказывается межконфессиональным. И наоборот: для разжигания межнациональных конфликтов используется принадлежность соперников к разным религиям. В США существуют две основные религии: католики и протестанты христианского толка. А сколько конфликтов, вплоть до гражданской войны, имели в своей основе межконфессиональные противоречия.

Межнациональные отношения всегда усложняются при разном уровне экономического и культурного развития наций. К примеру, в начале ХХ в. русская, украинская, латышская нации уже сложились, узбеки, башкиры, казахи, таджики еще не консолидировались. Малочисленные народы Сибири и Крайнего Севера, а их 28, находились на патриархальном уровне развития, не имели письменности.

Кроме того, приходится считаться и с особенностями расселения, и с численностью тех или иных народов. Одно дело, если народ проживает компактно на исторически сложившейся территории, и другое, если он живет вперемешку с другими народами, например евреи, курды, греки и др. В конце 20-х гг. было принято решение о создании Еврейской автономной области. Ее, в принципе, надо было создавать в Одессе или Бердичеве, Киеве. Но там государственность другого народа. Отыскали свободную территорию на Дальнем Востоке, откуда казаки после гражданской войны ушли в Китай, образовали Еврейскую автономную область. Сейчас в Еврейской автономной области проживает только 3% титульного народа.

Большие трудности возникают при попытках восстановить национальную государственность поволжских немцев, крымских татар. В годы войны их насильно выселили с традиционных территорий проживания за сотрудничество с фашистами, без разбора кто прав, а кто виноват. Безусловно, это преступление перед народами и необходимо восстановить справедливость. Но надо относиться к решению национальных вопросов спокойно, не использовать их для нового разжигания страстей.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 8646 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...