Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 3. Мифология и религия как формы общественного сознания



Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антилопий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Религия является одной из наиболее распространённых форм общественного сознания, то есть таким духовным образованием, которое отражает общественное бытие, существующий мир - природу и социум. Религию можно определить как систему воззрений человека и вытекающих из этих воззрений действий по отношению к тому, что представляется человеку сверхъестественным, выходящим за рамки привычного. Как правило, религией называют веру в существование сверхъестественных сил и существ, воплощённых в образах богов, духов и т.п. Само слово «религия» происходит из латинского языка и образовано от глагола "religare” – «связывать», «объединять». Существует множество определений религии. Их можно разделить на две группы: теологические и светские (философские и научные). В большинстве случаев теологи определяют религию как переживание человеком присутствия в мире божественного начала и стремление к соединению с этим началом.

Основные монотеистические религии – христианство, ислам, иудаизм – обладают общностью происхождения, вследствие чего они имеют значительное сходство в принципах вероучения, догматики и культа, отличающие их от прочих религий. К таким принципам относятся единобожие, креационизм, провиденциализм, принцип Откровения. Перечисленные выше монотеистические религии принято называть авраамическими, по имени одного из значимых основоположников иудаизма, почитаемого также в христианстве и исламе. Также эти религии часто называются религиями Книги (Писания), поскольку в них велика роль священных текстов, которые также имеют сходные черты (Ветхий завет Библии в иудаизме, Ветхий и Новый заветы в христианстве, Коран в исламе). Весьма распространённым является деление религий на национальные и мировые. Национальными называют те религии, которые вырастают из культуры какого-либо одного народа, отражают особенности его менталитета и восприятия мира, и получают распространение преимущественно у представителей одного этноса. К национальным религиям относятся языческие культы древности, индуизм, синтоизм (религия японцев), иудаизм (религия евреев). Исповедание этих религий людьми иной национальности чрезвычайно затруднено. К числу мировых относятся три религии (в порядке их исторического возникновения) – буддизм, христианство, ислам. Вероучение мировых религий утверждает, что истина может быть открыта каждому, исповедующему принципы этих религий, вне зависимости от национальной принадлежности верующего. Как ярко написал апостол Павел в одном из посланий, «нет ни эллина, ни иудея … ибо все вы одно в Иисусе Христе». Мировые религии ставят своей задачей распространение в как можно большем числе стран, приобретение как можно большего числа адептов (у национальных религий такой задачи изначально не было). Мировые религии делают акцент на том, что может объединить людей из разных концов земного шара. Именно мировые религии в большей степени ищут философское обоснование своих принципов. Поэтому данные религии оказали значительное влияние на развитие философии. Такая этимология слова «религия» была предложена христианским богословом 3 в. Лактанцием и стала самой распространённой. Марк Туллий Цицерон (1 в. до н.э.) в трактате «О природе богов» пытался произвести слово «религия» от латинского "relegere” – «перечитывать», а Аврклий Августин в труде «О граде Божием» - от глагола "reeligare” – «предизбирать».

Вопрос 4. Структура религии: представления, настроения, действия,организации.

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе религия как относительно самостоятельное образование еще не выделилась. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, она вместе с тем все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, складывались связи этих элементов. Как было сказано, в ставших религиях выделяются религиозное сознание, деятельность, отношения, институты и организации.

1.РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д.

2. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Виды деятельности

В религии развертывается соответствующая деятельность. Последняя представляет собой «движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций.

Культ

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — уход, почитание). Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности — эстетические, потребность в общении и др.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание.

З.РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения —внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возможен субъективно полагаемый смысл, однако по объективному содержанию они нерелигиозны.

Свойства религиозных отношений

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

4.РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для «ориентации» во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, «Банк святого духа» в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и др.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования.

Виды и строение религиозных организаций

Складываются учреждения и в религии — внекультовые и культовые. К внекульто-вым отнесем звенья управления внекуль-товой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат, епископат.

5. Секуляризация и клерикализм.

Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.

В приложении к обществу, в настоящее время термин «секуляризация» используется в нескольких значениях. Часто под секуляризацией понимается уменьшение религиозности населения, выражающееся в снижении посещаемости культовых сооружений, отходе от строгого следования религиозным обрядам, распространении атеизма и т. д.

Некоторые социологи используют термин «секуляризация» в другом значении: как переход от религиозного регулирования общественных и государственных институтов к рационалистическому обоснованию их деятельности. При таком определении рост индивидуальной религиозности не противоречит секуляризации — до тех пор, пока религия остаётся свободным выбором индивида, а государственные органы не обосновывают свои решения религиозными нормами. Например, усиление религиозности в связи с массовым распространениемпротестантизма в Южной Корее и Латинской Америке и ростом христианского фундаментализма в США не является отходом от секуляризации.

В качестве примеров В. И. Гаражда выделяет три вида теории секуляризации:

1. Секуляризация как утрата «священного».

2. Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой.

3. Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменения входе социальных перемен.

Гипотеза секуляризации, возникшая в середине XX века, утверждает, что со временем религия будет полностью вытеснена из жизни общества наукой и техникой. Более мягкая версия данной гипотезы состоит в том, что религия не исчезнет полностью, но утратит своё влияние. Согласно этой точке зрения, умалчивание или негативное изображение религиозных деятелей и религиозных практик в средствах массовой информации являются внешними признаками секуляризации. Многие исследователи, придерживающиеся гипотезы секуляризации, указывают на то, что она порождает целый ряд социальных и психологических проблем, ведущих к распространению апатии, цинизма, чрезмерному стремлению к приобретению и потреблению материальных благ в ущерб духовным ценностям. Секуляризация также способствует распространению атеизма в его различных формах: от активного отрицания Бога и ценности религии в светском гуманизме до пассивного безразличия членов религиозных организаций к религиозной морали.

Клерикализм (лат. clericalis — «церковный») — политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. В более узком, экклезиологическом смысле — организация церковной жизни, предполагающая господство сословия клириков (профессионального духовенства). Наиболее ярко представлен в Римско-католической церкви. Следует отличать от теократии. Противоположный термин — секуляризм.

Носителями клерикализма выступают духовенство и связанные с церковью лица. Клерикализм использует в своих целях не только церковный аппарат, но и различные клерикальные организации, клерикальные политические партии, а также созданные при ближайшем участии церкви профсоюзные, молодёжные, женские, культурные и прочие организации. Клерикальные партии возникли вместе с парламентаризмом, хотя клерикализм, как мировоззрение и политический идеал, несравненно древнее.

В 2007 году группа академиков написала коллективное письмо против роста клерикализма в современной России. Например, ввод курсов по изучению религии в школьное образование нередко именуют клерикализмом. Другими примерами клерикализма называются передача государственной собственности в распоряжение церковных организаций, а также финансирование церкви и её служителей за счет государства. Также существует мнение, что рост клерикализма может способствовать межконфессиональной розни. Либеральные оппозиционные партии предостерегают, что принятие законов за оскорбление религиозных чувств и формирование православных дружин и патрулей может привести к построению клерикально-полицейского государства.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...