Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки



Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

1. Закон —это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой дея­тельности высшего органа государственной власти (пар­ламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим орга­ном, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т.д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую по­требность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию закона. В самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в ав­торитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защи­ты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императи­вом для законодателей любых государств. Степень со­блюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в уп­равлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лиша­ются возможной опасности волюнтаризма, грубых втор­жений в сферу личного со стороны власти. Такое вторже­ние невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, ко­торые в отдельных случаях получают дальнейшую кон­кретизацию и развитие в подзаконных актах.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важный отношения.

Признаки закона:

1) Принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) В идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) Обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) Регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения

Данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

1) По их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

3) По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); 4) По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

4) По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, кодификационные и иные законы.

  1. Право в системе социальных норм.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Право – один из элементов социальных норм регулирования (регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами).

Право и мораль (система принципов, понятий, основанных на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношении людей).

Правовые нормы формируются в законодательной и правоприменительной практике. В отличие от норм права мораль формируется в духовной сфере, не институционализирована (не связана со структурой организации общества). Моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде понятий, идей, оценок. Они обеспечиваются влиянием общественного мнения (здравым смыслом). Моральные нормы неоднородны. Они не всегда соответствуют нормам права.

Право и обычаи (общественные правила, возникшие в результате постоянно повторяющихся образцов поведения). Соблюдение обычаев – не менее императивное требование, чем соблюдение норм права.

Содержание обычая:

– нормативное описание поведения, социальная фиксация – привычка;

– правовые нормы поддерживают полезные (с точки зрения общества и государства) обычаи и вытесняют неуместные;

– правовые нормы безразличны к большинству обычаев (связанных с межличностными отношениями).

Право и корпоративные нормы (правила поведения, издаваемые в организованных сообществах, направленные на обеспечение организации и функционирование сообществ).

Корпоративные нормы по формальным признакам похожи на правовые нормы (текстуально закреплены, принимаются по процедуре, систематизированы). Они не являются общеобязательными, не обеспечиваются государственным принуждением. Они регулируют отношения, не урегулированные юридически.

В системе социальных нормативных регуляторов правовые нормы только один из элементов (необходимое условие эффективности – взаимодействие права с другими социальными нормами).

Право и религиозные нормы (церковь отделена от государства, но не отделена от общества, с которым она связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью).

Она оказывает воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма.

Право и политические нормы (правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики, участников политического процесса, политических отношений).

Правовые нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений. В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых.

Право и политика – взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. Преобладающая часть всей внутренней и внешней политики государства реализуется через право, законы, а они выступают выразителями и проводниками этой политики.

  1. Сущность и социальное назначение права.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.

В юр. лит-ре сложилось 2 главных подхода к определению сущности права:

1) право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения, подавления;

2) право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества.

Сущность права содержит 2 стороны:

- общесоциальную (право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов и взаимных уступок ) и классовую (это воля господствующего класса).

Сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос-м принуждением.

Две стороны: формальная, содержательная. Право – соц регулятор.

Сущ-ет классовый и надклассовый подход. Классовый подход позитивного права наиболее ярко выражен в марксиско–ленинском учении о позитивном праве. Он наиболее выражен в советской ТГП. С этой точки зрения право как и гос-во является классовое (Маркс и Ленин связывали с расколом общ-ва на классы). Существование права связывалось только с классовым общ-ом. В коммунистическом т.е. безклассовом общ-ве отмирает не только гос-во но и право. Надклассовый (общесоциальный, общечеловеческий) подход в понимании сущности выражен в различных немарксиских теориях права: теория естественного права, юр-го позитивизма, теория нормативизма, психологическая теория, социологическая и др.

Общесоциальная роль права также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В праве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

  1. Функции права. Понятие, система, формы реализации.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юр. литературе классифицируют функции на:

1) - внутренние и внешние.

Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:

- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;

- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий;

- информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения.

Специально юр. функции делятся на:

2) - регулятивную и охранительную.

Регулятивная ф. вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.

Регулятивная ф. делится на: статистическую и динамическую.

Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений.

3) Выделяются также: компенсационную, ограничительную и восстановительную функции.

Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д.

Восстановительная ф. – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д.

  1. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая)

Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в т.ч. в санкционируемых ею обычаях).

Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на положительное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права. 1-ая треть XIX века – Германия, представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса).

Закон – не единственный и не основной из источников права. На первом месте – обычай.

Положительная роль – привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологическую и социологическую теории).

Психологическая теория права. Начало XX века Германия (Кнапп) и Фрнация (Тард), Россия (Петражицкий). Различается позитивное право (официально действующее в государстве) и интуитивное право (его истоки – в психологии людей, они складываются из того, что люди, их группы и объединения переживают как право). Позитивное право, выражаемое в законах мало доступно гражданам. С интуитивным правом люди постоянно сталкиваются.

Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые). Императивная эмоция – одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности. Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция – переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности.

Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое права, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей – столько может быть и интуитивных прав. Под правом Петражицкий понимает правосознание и правоотношения.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права. Начало – категорический императив Канта как общеобязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (способствовала упрочению, выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом).

Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Они формально устанавливаются государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

Социологическая теория права. (Эрлих) живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Марксистская теория права. Право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации.

  1. Соотношение источника и формы права.

Согласно общераспространенному значению термина "источник" в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой является власть государства, реагирующая на потребности общества, развитие общественных отношений и принимающая соответству­ющие правовые решения.

Источник права – форма выражения государственной воли, форма, в которой содержится правовое решение государства. С помо­щью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую зак­лючены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкциони­рованный обычай и договор. В отдельные исторические пе­риоды источниками права признавали правосознание, пра­вовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древняя форма права – правовой обы­чай (правило, которое вошло в привычку народа и со­блюдение которого обеспечивается государственным принуж­дением). Он признается источником права тог­да, когда закрепляет уже давно сложившиеся отноше­ния, одобряемые населением. В рабовладельческих и фео­дальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и дру­гой способ санкционирования государством обычаев – от­сылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в прида­нии нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой пози­ции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут скла­дываться и нормы законов.

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

  1. Правовой обычай и правовой прецедент.

Правовой обычай – правило поведения, сформировавшееся в результате постоянного повторения в течение определённого времени и признанное государством.

Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права. Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм:

– в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта;

– в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая.

Текст обычая не фиксируется в нормативно-правовых актах. Если это происходит, то уже нельзя говорить о правовом обычае как об источнике права – его замещает нормативно-правовой акт, частью которого и становится норма обычая.

Признаки правового обычая:

локальный характер заключённых в нём норм (норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку);

имеет юридическую силу (защищается возможностью применения мер государственного принуждения);

не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политике в данной области правового регулирования (последний вопрос решается правоприменительным органом);

существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц.

Сфера действия правовых обычаев – семейное, земельное, наследственное право. Этот источник права сохраняет значительный удельный вес в рамках таких правовых семей как мусульманская, дальневосточная и правовых систем стран Центральной Африки и Океании.

Правовой (юридический) прецедент – действие или решение государственного органа по поводу конкретного дела, однажды имевшее место и в дальнейшем служащее образцом для подражания при аналогичных обстоятельствах.

Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.

Правовой прецедент как источник права обладает следующими чертами:

множественность (в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов);

казуистичность (прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации);

противоречивость (прецедент обладает наибольшей устойчивостью и долговечностью);

гибкость (позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере).

Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела – это и есть норма права, заключённая в решении.

  1. Нормативный правовой акт: понятие, виды.

Данный источник права занимает первое место по применяемости, что связано с удобством его использования. Иногда право в целом сводят к законодательству, то есть к совокупности нормативно-правовых актов.

Нормативный правовой акт письменный акт-документ, содержащий правовые нормы и принимаемый в определённом порядке уполномоченными на то органами. Нормативный правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию.

Нормативные правовые акты подразделяются на виды в зависимости от их юридической силы: законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом процедурном порядке высшими органами государственной власти (парламентом, монархом) или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы подразделяются на:

– конституцию (основной закон) (система норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности государственной власти, её территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством (может существовать как в писаной, так и неписаной форме, т.е. либо в виде единого кодифицированного акта, либо в виде совокупности нормативных правовых актов, судебных прецедентов и правовых обычаев));

– конституционные законы (направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции – органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них));

– текущие законы (принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам).

По способу оформления законы подразделяются на: кодифицированные и некодифицированные.

Подзаконные нормативные правовые акты имеют меньшую юридическую силу, принимаются, в основном органами исполнительной власти и не должны противоречить законам.

Подзаконные нормативные правовые акты подразделяются (в зависимости от круга адресатов и принимающих органов) на следующие виды:

– внешнего действия (имеют достаточно широкий круг адресатов и принимаются, как правило, такими органами как президент и правительство (нормативные указы Президента и постановления Правительства));

– внутреннего действия (имеют значительно более узкий круг адресатов (работники министерства или ведомства) и принимаются органами отраслевого управления (инструкции и приказы)).

Культура античного полиса и становление первых форм теорет науки

В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др. Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай.Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Др. Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций.

В античности наука сущ-ла как результат происшедшего в рабовладельческой формации разделения умственного и физ труда. Становление науч, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Использование знаний – ручные орудия труда.

С тех пор до самой индустриальной революции главной функцией науки было объяснение, а ее основной задачей - познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой являлся сам человек. Но тем не менее длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности.

Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общества вообще не могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно позже, например, генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную структуру научных знаний, и научных учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования духовной жизни общества, культуры и практики общения.

В Новое время развивается процесс размежевания между традиционной философией и частными науками. Процесс дифференциации идет по трем направлениям:

1. отделение науки от философии

2. выделение в рамках науки ряда частных наук - механика, химия, физика…

3. выделение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, логика …

Поворотным пунктом в указанном процессе послужил 18в.- пер.пол.19в., когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, и, с др.ст., обособление отдельных отраслей внутри философии было доведено до отрыва их друг от друга (воззрения Канта).

Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - сперва очень малочисленной - группы людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача - познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям современного производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научные знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. В самом процессе труда от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...