Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч



Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный напринципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной

модели.

Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально- декоративную, станковую и т. н. скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и

долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов, для обработки дерева — преимущественно фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы,

гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.

Театр

Театр (от греч. thйatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства.

Театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его

национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает

обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за

гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего

мира человека, его устремления.

Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей,

мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического

действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров,

раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы

людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра

требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих

интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение

в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он

располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения,

выразительности, воздействия на массового зрителя.

Основой театрального представления является драма. Литературное

произведение театр переводит в область сценического действия и

специфической театральной образности; характеры, конфликты драмы получают

воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь - важнейшее средство,

которым вооружает театр драма. В театре слово также подчиняется законам

драматического действия. В одних случаях он превращает речь в средство

бытовой характеристики персонажа, в других - раскрывает через словесную

ткань роли сложные конфликты сознания и психологии героя. Речь на сцене

может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как

разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как

размышление героя, его "внутренний монолог" и т. д.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее

художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под

руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными

усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих

других. В основе спектакля лежит режиссёрская интерпретация пьесы, её

жанровое, стилистическое решение. Действие спектакля организовано во

времени (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения) и в

пространстве (разработка сценические площадки, принцип её использования,

мизансцены, декорации, движение и пр.).

Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве которого

воплощена суть театра.: способность захватывать зрителей художеств.

зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим

процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её

толкования режиссёром - постановщиком спектакля. Но и в системе строго

организованного спектакля актёр остаётся самостоятельным художником,

способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать на сцене живой

человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой психологии.

Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал К.

С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны деятельности

актёра.

Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в

разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера

персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической

выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра

знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

В музыкальном театре действие воплощается средствами музыкальной

драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы - наличие ясно

выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе

противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия

драм. замысла. В каждом из видов музыкально-сценического искусства эти

общие закономерности находят специфическое преломление соответственно

природе их выразительных средств: в опере происходящее на сцене действие

выражается музыкой, то есть пением действующих лиц, а также звучанием

оркестра; в балете роль, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и

пантомиме. Вместе с тем и в том и другом случае музыка является главным

обобщающим средством, связывающим все элементы драмы воедино. В оперетте,

представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое значение

имеют куплетная песня и танец. Выразительные средства драматического,

оперного и хореографического искусств, эстрадной и бытовой музыки

используются в жанре мьюзикла.

Музыка

Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства,

который отражает действительность и воздействует на человека посредством

осмысленных и особым образом организованных звуковых последований,

состоящих в основном из тонов. Музыка — специфическая разновидность

звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь,

инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность

выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и

служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем

она существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой

деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни,

музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и

временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в

исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны. В каждом

музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений

и горизонтальных последований — его форму.

В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния

и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном

содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой

музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт

внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их другим членам общества

прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой —

адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми

его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами,

взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения.

Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны

интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов).

Это позволяет данному виду искусства раскрывать не только психологические

состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не

переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций

музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко

распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).

Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей,

композиторы часто выходят за пределы так называемой чистой

(инструментальной непрограммной) М., обращаясь к слову как носителю

конкретного понятийного содержания (вокальная и программная

инструментальная М., см. Программная музыка), а также к сценическому

действию. Благодаря синтезу со словом, действием и др. формируются новые

типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном

сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами синтеза, а за

тем переходят в «чистую» М. как носители тех же понятий и идей. Для

выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в

общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или

наигрыши, ставшие «музыкальными эмблемами» каких-либо понятий) или же

создают собственные, новые «музыкальные знаки» (например, лейтмотивы). В

итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое,

лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее

близка ей лирика.

Материальным воплощением содержания музыки, способом его существования

служит музыкальная форма — та система музыкальных звучаний, в которой

реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые

в отдельности, музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными

возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение

удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или

разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или

холода, темноты или света и т. д.) и простейшие пространственные

ассоциации.

В каждом музыкальном произведении из отдельных элементов его формы в

процессе их объединения и соподчинения складывается общая структура,

состоящая из нескольких частных структур. К последним относятся структуры:

мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая,

динамическая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами

которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами и стадиями их

изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы

являются материальными носителями музыкальных образов.

Музыка обладает своей структурой. Так, в развитой музыкальной культуре

творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть

дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания: лирическая,

эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая

и т. д.; в ином аспекте — серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По

исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте —

сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным

дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для

камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с другими видами

искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная

инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.

Музыка вне синтеза — вокализы (пение без слов) и «чистая» инструментальная

(без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и

концертную, вторая — на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из

образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть

дифференцирована и далее.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...