Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспроизведение музейных предметов



Воспроизведения музейных предметов, выполненные с целью демонстрации в экспози­ции в случае невозможности или нежелательности экспо­нирования подлинника, подразделяются на

копии,

репро­дукции,

макеты,

модели,

муляжи,

слепки,

голограммы.

Как правило, все они включаются в фонд научно-вспомогатель­ных материалов. В отдельных случаях точное воспроизве­дение недоступного или утраченного музейного предмета приобретает статус так называемого «вторичного оригинала» и может быть включено в основной фонд музея. Предпо­лагается, что такой предмет должен и способен выполнять функцию первоисточника.

Копия. Когда необходимо по возможности наиболее точно воспроизвести черты конкрет­ного оригинала, создать его имитацию, выполняется копия. Термин «копия» чаще всего применяется по отношению к произведениям искусства и письменным документам. Копия может быть выполнена в материале, отличном от материала подлинника (например, римские копии греческих мрамор­ных статуй часто выполнялись в бронзе), и иметь иные раз­меры. Современные копии музейных предметов, выполнен­ные, как правило, с целью заменить в экспозиции предмет, который по какой-либо причине не может экспонироваться, следует отличать от копий, выполненных достаточно дав­но, с тем, чтобы повторить, «растиражировать» произведение искусства. Если в первом случае копия входит в фонд науч­но-вспомогательных материалов, то во втором копия может иметь значение подлинного музейного предмета и памятника культуры. Такие копии широко известны со времен антично­сти. Римские копии греческих статуй, «списки» чтимых икон, копии прославленных произведений искусства, выполненные нередко крупными мастерами, обладают значительной му­зейной ценностью.

Авторские повторения, реплики. В особую категорию выделяют копии, выполненные самим автором произведения; их называют «авторскими повторениями», или «репликами».

Новодел. Термин «но­водел» употребляется обычно по отношению к воспроиз­ведениям утраченных памятников материальной культуры, чаще всего - к архитектурным памятникам, деталям инте­рьера, мебели. Нередко новодел даже не является копией, а выполняется по аналогии. В ансамблевых экспозициях му­зеев новоделы нередко изготавливаются для докомпоновки ансамбля недостающими предметами, важными для целост­ности впечатления.

Репродукция. Копия, выполненная с применением множительной техники, носит название «репродукция». Стремление вос­производить прославленные произведения искусства и таким образом знакомить с ними достаточно широкий круг людей восходит к XVI в. В это время в Европе была изобретена гравюра резцом, и тиражирование стало возможным. Вос­произведение живописного полотна в технике гравюры само по себе было сложным искусством, и прославленные граве­ры достигали в нем виртуозности. Не вызывает сомнения, что оттиск эпохи Возрождения является подлинным музей­ным предметом и должен входить в основной фонд любого музея. Репродукции XIX в., выполненные в технике ксило­графии и литографии, также могут обладать существенной музейной ценностью и, как правило, признаются музейны­ми предметами. Современные репродукции выполняются при помощи совершенной множительной техники и способны с большой точностью воспроизводить оригинал, оставаясь, тем не менее, научно-вспомогательными материалами, вве­дение которых в экспозицию должно проводиться с большой осторожностью.

Макет и модель. Когда необходимо воспроизвести внемузейные объ­екты, которые принципиально не могут быть перенесены в музей, но демонстрация которых чрезвычайно важна, из­готавливают макет или модель. Макет является трех.мер­ным изображением подлинника, воспроизводящим, как правило, его внешние формы с допустимой долей условности и в со­ответствующем масштабе. Чаще всего объектами ма­кетирования становятся здания, сооружения, ансамбли, ар­хитектурно-планировочные комплексы, территории. Макеты входят в фонд научно-вспомогательных материалов, однако со временем они могут приобретать историческую и мемо­риальную ценность и переходить в разряд музейных пред­метов.

В отличие от макета модель должна демонстриро­вать устройство и функции воспроизводимого объекта. Осо­бой категорией являются действующие модели, создаваемые для демонстрации процесса или функционирования какого-­либо сооружения, системы и нередко представляющие собой достаточно сложные технические устройства. В модели наи­более существенна демонстрация принципа действия объек­та, его функциональной структуры; поэтому внешние формы могут воспроизводиться с достаточной долей условности.

Модели появились в России с самых первых лет зарождения музейного дела. Более того, сложился специ­альный тип музейного учреждения, комплектовавший моде­ли и носивший название «модель-камеры». В основанную в 1709 г. модель-камеру Адмиралтейства Санкт-Петербурга по указу Петра I переда вались модели всех строившихся кораблей вместе с их чертежами. Модель-камера Вольного экономического общества хранила коллекцию моделей сель­скохозяйственных орудий, использовавшуюся для научных занятий членов общества, а в XIX в. - и для распространения новейших технических достижений среди российских зем­левладельцев.

Муляж. Еще одним видом воспроизведений является муляж, с достаточной степенью точности воспроизводящий внешний вид предмета. Муляж, как правило, делается в масштабе 1: 1, повторяет форму и цвет оригинала. Он может изготав­ливаться как из того же материала, что и воспроизводимый предмет (например, муляжи книг), так и из другого. Тер­мин «муляж», как правило, применяется к воспроизведениям сравнительно небольших предметов: домашних вещей, пись­менных документов, а также природных объектов. Муляжи входят в фонд научно-вспомогательных материалов. Однако иногда муляжи, изготовленные для демонстрации объектов, которые не могут храниться в музее, и при этом выполнен­ные с большой точностью и мастерством, также приобретают значение музейных предметов. Характерным примером яв­ляется коллекция муляжей грибов в Биологическом музее им. Тимирязева.

Слепки. Слепки - это копии трехмерных объектов, изготавли­ваемые контактным путем. Чаще всего слепки делают с про­изведений пластического искусства или с объектов природы. Как и другие воспроизведения, слепки входят в научно­-вспомогательный фонд; но постепенно, благодаря обретению ими исторической функции и ее усилению, появляется воз­можность говорить о присущей им музейной ценности, и они переходят в разряд музейных предметов (например, коллек­ция слепков с памятников античности и Возрождения, выпол­ненная для музея слепков И. Цветаева и составляющая ныне часть собрания Государственного музея изобразительных ис­кусств им. А. С. Пушкина). Слепки-копии не следует путать со слепками, которые изначально имели высокую мемори­альную или иную ценность, обусловленную их генетической функцией (посмертные маски великих людей; оттиски руки Петра Первого, хранящиеся в ряде музеев).

Голограммы. Голограммы - трехмерные иллюзорные воспроизведе­ния музейных предметов, получаемые при помощи специальной техники и воспроизводимые в натуральную величину под воз­действием света. Точность воспроизведения, удобство хра­нения и простота перемещения такого рода изображений.

Подделка. Воспроизведение предмета является подделкой, ес­ли оно было выполнено с целью выдать его за подлинник. Засоренность музейных фондов подделками, многие из ко­торых выполнены на столь высоком уровне, что отличить их от оригиналов крайне сложно даже знатокам, представляет собой признаваемую музееведами и музейными работни­ками всего мира проблему. Однако в некоторых случаях подделка обретает особую музейную ценность именно благо­даря той цели, с которой она была выполнена. Так, древние фальшивые монеты выделяются в нумизматических коллек­циях в отдельную группу, и нередко их стоимость бывает выше стоимости подлинных монет того же времени. Особая музейная ценность в данном случае приобретается благодаря особенностям генетической и исторической функций монет.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...