Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Алые паруса»»



Выполнила: ученица 7 «А» класса

МБОУ лицея №94 Советского р-на г. Уфы

Муфтахова Лия

Научный руководитель:

Ягудина Алла Геннадьевна

учитель русского языка и литературы.

Уфа – 2013 г.

Введение

Пейзаж, который видит перед собой человек, обычно является отражением мира, который скрывается в его душе.

Альберт Санчес Пиньоль. В пьянящей тишине

И так, что же такое пейзаж?

«Это истинная гармония! <…> То, с чем не сравнится никакая живопись, никакая музыка, о чём одной поэзии дано попытаться поведать. Вот что может утишить любую тревогу, вызвать в душе восторг!

Если чаще внимать величию природы, и, созерцая подобный вид, люди будут чаще печься не о себе.»

Джейн Остин. Мэнсфилд-парк

ПЕЙЗАЖ в литературе (франц. paysage – картина природы), тип художественного образа, которым представлена картина открытого пространства. Поскольку основными предметами изображения в литературе являются человек и окружающий его мир, образы природы в произведениях не менее значимы, чем образы людей.

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

А какую роль выполняет пейзаж в произведение? Исходя из этого вопроса была выбрана тема данной работы.

Тема представленной работы - «Роль пейзажа в феерии А.Грина «Алые паруса»».

Объектом исследования была выбрана повесть-феерия А.Грина «Алые паруса»

Предмет исследования: пейзаж как часть художественного мира феерии «Алые паруса».

Цель исследования: определить роль пейзажа в феерии А.Грина «Алые паруса»

Актуальность данной работы определяется полным безразличием, даже игнорированием пейзажных зарисовок при чтении художественной литературы сегодняшним поколением.

1.1 О Грине…

Алекса́ндр Грин (Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский) родился 11 августа [23 августа] 1880, город Слободской, Вятской губернии, Российской империи. Умер 8 июля 1932, город Старый Крым, СССР. Александр Грин -- русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

"...в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия".
А. С. Грин.

Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку «Алые паруса». Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но «Алые паруса» - романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в «Алых парусах» нет – настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства – в " странных летящих душах " автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.

А.Грин - «Странный сказочник», «рыцарь мечты», непонятный, чужой для своих благоразумных и правильных граждан. Он оставил десятки волнующих произведений, возбуждая в людях желание, творить по законам красоты. Страницы гриновских книг заполнены описанием прекрасных морей, залитых солнцем городов, неповторимо интересных людей. Герои его видят и учат видеть, что шум ветра или моря, музыка способны изменить человека. «Человек должен обязательно найти свое Несбывшееся», — считает Грин. «..Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись от своего мира, тягостно спохватившись и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? …Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня…!» Вихров В. Рыцарь мечты / А. Грин. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т.1. С. 3-34.

Я прочитала в интернете статью из православного журнала «Фома» об Александре Грине... Повод интригует: «Алые паруса» - любимая книга множества юных мечтателей. Но есть в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей - молодых и старых. От молодых потому, что они, воспринимая книгу мечтательным сердцем, не ведают особого духовного ключа, указывающего на ее иносказательное значение; а от старых - потому, что, читая сердцем умудренным и усталым, они только лишь отдыхают, возвращаясь к бесценным минутам далекой юности» (мнение священника Пафнутия Жукова. Статья в православном журнале «Фома»)

И еще одна статья из книги «Четыре года следом за Грином» показалась мне интересной: «Грин хорошо знал Библию. Читал. Так же, как запоем читал Ницше, Фрейда, Рибо, Крафт-Эбинга и прочих модных авторов, которые широко переводились в те годы в России (вроде того, как ныне Дэн Браун). Стало быть, Грин искал истину? Или все же находился в состоянии «вечного шатания», блуждания?
Грин автор феноменальный в том, что у него, как у человека абсолютно отсутствовала собственная позиция, собственное мнение, а не то, что вера («...Мы с Ниной верим, ничего не пытаясь понять, так как понять нельзя» — строка из письма Грина к В.П. Калицкой, 1930 г). Вдохновение для творчества он черпал своеобразным способом.
"В периоды безденежья Александр Степанович впадал в тоску, не знал, чем себя занять, и делался раздражительным. Потом брал себя в руки и садился писать. Если тема не находилась, он говорил шутя:
— Надо принять слабительное. Это значило, что надо начитаться вдоволь таких книг, в которых можно было бы найти занимательную фабулу, нравящегося героя, описание местности или просто какую-нибудь мелочь вроде звучного или эксцентричного имени; такие книги давали толчок воображению, вдохновляли и помогали найти героя и тему. Когда зарядка от прочитанных книг была получена, А. С. садился писать."

(Вл. Сандлер «Четыре года следом за Грином»)

1.2 Художественный мир Александра Грина

У каждого человека есть способность мечтать. Если отнять у него эту возможность, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом. Читать Грина нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, он тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Именно по этим причинам в наше время надо читать произведения А. Грина. Ведь если забыть о мечте и перестать мечтать, то жизнь станет совсем неинтересной и скучной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем другими – серыми, скучными, нищими душой.

Александр Грин создал в своих произведениях свой особенный мир. В этом мире веет ветер дальних странствий, его населяют добрые, смелые, веселые люди. А в залитых солнцем гаванях с романтическими названиями – Лисс, Зурбаган, Гель-Гью – прекрасные девушки поджидают своих женихов. В этот мир – чуть приподнятый над нашим, одновременно фантастический и реальный, мы и приглашаем читателей.

Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. Так, природа в произведениях А. Грина являет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе персонажей Грина.

«Все творчество Грина – это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а всё задуманное сбывается. Писателя иногда называли «странный сказочник», однако Грин писал не сказки, а самые что ни есть реальные произведения. Только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия – Ассоль, Грэй, Лисс, Каперна. Всё остальное Александр Степанович брал из жизни. Правда, её он описывал красивой, полной романтических приключений и событий, такой, о какой мечтают все люди.

Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была тяжёлой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам… Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками »».

Амлинский В. В тени парусов // Новый мир. 1980. №10.


Известный писатель Эдуард Багрицкий писал: «А. Грин – один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни»(4.с.393). Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географической карте, но которая – и он это знал точно – существует в воображении всех молодых людей.

К. Паустовский писал, что «после рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви» (5с.6).

Мир художников удивителен, в нем умело перекидываются мосты к небывалому, о котором до поры еще ничего не известно ни в теории, ни в практике человечества. Безусловно, все эти особенности говорят о романтической основе творчества А. Грина. Романтизму Грина не громогласно сказать о себе «мир огромив мощью голоса». Но, не говоря ни слова, писатель открывает его в своих произведениях, одним из которых являются «Алые паруса». «Романтизм, - писал Блок, - есть жадное стремление жить удесятеренной жизнью, стремление создать такую жизнь».

2.1 Наблюдения над пейзажем в феерии А.Грина «Алые паруса»

***

«…В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисс к ночи. «Ты промокнешь, Лири, накрапывает дождь, того и гляди принесешь ливень»». Начало феерии уже в рассказе соседки Лонгрена предвосхищает трудности, сопротивление, конфликты у главных героев «Алых парусов».Холод, ветер, ливень - эти явления природы создают ощущения неуюта, одиночества, предчувствия беды.

Погодная зарисовка бесцветная, скупая, вне пейзажа. Погода серая, пасмурная. Время ночи несет мотив темноты в мире Ассоль.

Писатель рисует образ ветра, открывая нам через него мотив сопротивления.

***

«…Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. Недели на 3 припал к холодной земле резкий береговой норд…».

Автор грубо, но жестко говорит, что весна, хотя и наступила, но это не пробуждение природы, мира: «ранняя и суровая», «как зима», «припал к холодной земле резкий береговой норд(северный ветер)».Эти явления природы развивают мотив одиночества; возникает предположение, что впереди у героев трудности, и они всего лишь начало пути, который стоит преодолеть.

Зарисовки природного явления как предсказание дальнейших событий, очень суровых, настраивая на интонацию грусти.

Образ ветра вновь диктует мотив сопротивления.

Образ ветра – это «резкий» береговой норд, холодный, суровый ветер, как судьба семьи Ассоль.

Мир Ассоль пронизывает ветер - бунтарь.

***

«…Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух»суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам…».

Погода на берегу моря очень суровая, такая погода предвещает опасность. В то же время автор изпользует контрастные цвета: «белый песок – темные кили, вновь образ ветра» - «холодный вихрь» не дает покоя всем.

***

«…только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем, цветами, и тишиной…».

Эта погода в феерии настраивает на романтический лад, и чувствуется, что день начался хорошо. Это картина, рисующая мир Грея, предсказывает светлые, солнечные мечты героя.

***

«…Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.-«Зачем вы приехали? Кого вы ищете?»-спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.-«Здравствуй, Ассоль! - скажет он. -Далеко – далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом…»

Эта пейзажная зарисовка приоткрывает нам завесу будущего.

«…В морской дали под солнцем…»,-сразу представляется спокойное голубое море, пронизанное лучиками солнца, и из-за этого поверхность моря кажется, как из чистого золота. «…Белого корабля…»,-значит мечта чиста, в ней нет ни капли лжи; «без криков и выстрелов»-люди пришли с добрыми намерениями, здесь мечта автора о добре. Я вижу образы величественности, красоты; открываются мотивы удивления, радости, ожидания. Когда читаешь эту пейзажную зарисовку, чувствуешь тепло на душе, хочется мечтать. Мне кажется А.Грин хотел показать нам, что мечты тоже сбываются, это не слова, а еще он показал нам любовь, как в сказке, волшебную.

***

«…Огромный дом, в котором родился Грей, был мрачен внутри и величествен снаружи. К переднему фасаду примыкали цветник и часть парка. Лучшие сорта тюльпанов - серебристо-голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий. Старые деревья парка дремали в рассеянном полусвете над осокой извилистого луча. Ограда замка, так как это был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. Каждый столб оканчивался наверху пышной чугунной линией; эти чаши по торжественным дням наполнялся маслом, пылая в ночном мраке обширным огненным строем…».

Если судить о характере Грэя по его дому, то можно много про него сказать. «…мрачен внутри и величественен снаружи…», - можно сказать, что Грэй замкнут в себе, но из него выйдет настоящий дворянин. «…примыкали цветник и часть парка…»,-по первому впечатлению создалось мнение, что дом мрачен и ужасен, но цветник и парк доказывают, что все-таки замок изыскан. «…лучшие сорта тюльпанов – серебристо - голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью…»,-все-таки цвета тюльпанов больше холодные и величественные, нежели теплые и открытые.

«…старые деревья парка…» - показывают, что дом старый, с историей. «…ограда замка…» - рисует характер хозяев, которые не любят непрошенных гостей.

Открываются мотивы старости, грусти.

Возникает образ мрачности.

Образ цветов, заключенных в ограду, как в тюрьму, рисуют образ Грэя, заключенного, как цветок, в тюрьму - дом. Картина дома с ландшафтом написана, словно живописное произведение.

***

«…Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим напомнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся буг - шприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше буг - шприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмою ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела - взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и крича - но что?..».

Было видно, не зря Грэя привлекла эта картина. Всегда нас привлекают те вещи, которые нам интересны. Ему нравилось море. Оно звало его. Душа Грэя жаждала приключений.

Наверняка автор не зря написал картину словом, как живописным маслом. Он хотел показать, что будет, если Грэй будет плавать на корабле.

«…корабль, вздымающийся на гребень морского вала…», «…струи пены стекали по его склону…»-это показывает, что хозяин корабля не боится опасностей.

«…крылья гигантской птицы…»; «…шел прямо на зрителя…»; «…в последнем моменте взлета…»-эти описания говорят, что корабль под управлением этого капитана может даже лететь. Автор считает, чудеса происходят с теми, кто умеет мечтать и верит в чудеса.

«…паруса, туманно видимые…,полные неистовой силы шторма…» - мы видим, как весь корабль танцует в этом диком танце шторма, даже паруса рвутся в бой со штормом.

«…разорванные облака…»-т.к. в феерии погода штормовая, то автор указывает через гиперболу мощность шторма.

«…он расставил ноги, взмахнул руками…»; «…крайняя напряженность…»-видно, что капитан сопротивляется упрямой и сильной стихии.

«…белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух…»; «…танцующее положение тела - взмах вала…» -сам капитан не прочь посоревноваться в силе со стихией; капитан азартен, танцующее положение тела указывает на изящность.

Мотивы азарта, риска, страха, сопротивления помогают понять картину художника как картину мира, о котором мечтает Грэй.

Опять встает сквозной образ бури,шторма.

***

«…Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус; обезлюдевший корабль с порванными снастями переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи благополучно грузились в одном порту и выгружались в другом; экипаж, сидя за трактирным столом, воспевал плавание и любовно пил водку. Были там еще корабли - пираты, с черным флагом и страшной,размахивающей ножами командой; корабли - призраки, сияющие мертвенным светом синего озарения; военные корабли с солдатами, пушками и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающее вулканы, растение и животных; корабли с мрачной тайной и бунтами; корабли открытий и корабли приключений.

В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом корабля. Его характер определял досуги и работу команды. Сама команда побиралась им лично и во многом отвечала его наклонностям. Он знал привычки и семейные дела каждого человека. Он обладал в глазах подчиненных магическим знанием, благодаря которому уверенно шел, скажем, из Лиссабона в Шанхай, по необходимым пространствам. Он отражал бурю противодействием системы сложных усилий, убивая панику короткими приказаниями; плавал и останавливался, где хотел: распоряжался отплытием и нагрузкой, ремонтом и отдыхом; большую и разумнейшую власть в живом деле, полном непрерывного движения, трудно было представить. Эта власть замкнутостью и полнотой равнялась власти Орфея…».

Этот эпизод показывает мечту Грэя. Все эти схватки, бури, капитаны, корабли - все это восхищало Артура. Он с жадностью читал приключения о капитанах в море, на корабле, все, ради того, чтобы его мечта исполнилась.

***

«…Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали…»

«…Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, а она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю…».

В этом описании А.Грин рисует народ, видящий алые паруса. Женщины шепчутся, мужчины обсуждают неожиданное явление. Никто не верит в появление корабля с алыми парусами. Ассоль, увидев корабль, радуется.

«…пустота знойного песка…» - пожалуй,

лишь эта фраза - скупая зарисовка - открывает картину яркого знойного солнечного дня, минуя подробные описания погоды. Пустота знойного песка показана как земля необитаемая.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 6955 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...