Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: "Немецкая классическая философия



1. Философия истории Гердера. Эммануил Кант.

2. Диалектика Гегеля, Ф. Шеллинг.

1.1. Иоганн Гердер (1744-1803) "Идеи к философии истории человечества" "Письма для поощрения гуманизма".

Философия Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т.е. к автономному использованию сил, которые даны человеку для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга.

История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной системы.

Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим космологическим развитием.

В природном процессе вместо физических законов Гердер видит закон аналогии между человеком (микрокосмосом) и природой (макрокосмосом).

Считал, что развитие Земли, растительного и животного мира невозможно наблюдать прямо, т.к. это развитие растянуто в пределах различий между растительными и животными видами.

Путем сравнения можно реконструировать все развитие (сравнивал растения и животных)

Инстинкты животных развиваются как модификация первоначального инстинкта самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет.

Причина развития заключается в постоянно совершенствующемся, творческом импульсе природы.

Гердер выдвинул идею о взаимосвязи человека и животных. Животные являются для человека меньшими братьями.

Преимущества человека перед животными Гердер выводит из его прямо хождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у человека преимущественное развитие получает зрение, следующее преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии языка.

Человек совершенен по сравнению с животными тем, что он стоит на пограничье двух царств – царства природы и царства "гуманности".

Содержание термина "гуманность" можно определить также как "бого- подобность". Человек является выражением силы всех сил бога.

Эммануил Кант (1724 – 1804). Родился в скромной семье ремесленника в Пруссии. Он рос слабым, хилым мальчиком (Впалая грудь, сутулая спина, несмелый и забывчивый).

После окончания латинской школы поступил в университет на философский факультет. После окончания он становиться любимым преподавателем. С 1771г. Он был профессором с жалованьем, покрывающим все его потребности. Вскоре он был признан первым философом Германии.

Космологический трактат "Всеобщая естественная история и теория неба".

- В нем он выразил предпосылки единства материи и движения.

Выдвигает гипотезу о возникновении солнечной системы, позже ставшую известной как теория Канта – Лапласа (планетная система возникла из первоначальной «туманности»). Высказал идею о существовании Большой вселенной, других галактик вне нашей Галактики

Он полностью отвергал существование Бога, считал, что это заблуждение. Большое внимание уделял теории познания. Считал, что познание тесно связано с опытом.

Согласно Канту, существует два разума: теоретический и практический.

"Критика суждений" – в ней он исходил из предпосылки, что наряду с законами природы, выраженными физикой, существует еще и законы нашей рефлексии природы. К ним относятся дифференциация живой природы на виды и роды, затем представление организма как "внутренней цели", в которой отдельные части являются одновременно причиной и следствием. Кант выразил идею, что "природа не делает скачков".

Второй проблемой эпохи, которую рассматривал Кант, была проблема человеческую свободы. Философ определял свободу как господство людей и их право распоряжаться вещами.

Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое самостоятельно преобразовало свои естественные стремление.

Он выступил против истолкования человека как существа, чей разум связан с необусловленными законами. Человек поэтому не нуждается в религии, он полностью самостоятелен, благодаря чистому практическому разуму.

2. Георг Гегель (1770-1831) – символ классической немецкой философии. Большой вклад внес в развитие диалектики-учения о всеобщей связи и развитии.

Всем явлениям свойственны изменения и развитие. Противоречие – это источник движения всех явлений.

Гегель сформулировал основные категории и законы диалектики.

Создал философскую систему, которую назвал абсолютным идеализмом.

Согласно учению Гегеля, в основе всего лежит "абсолютная идея" или мировой разум. Под ним философ подразумевает духовную энергию, которая присутствует в мире и придает ему органическую целостность и динамику. (Изложил в «Феноменологии духа».)

В скрытом виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления, в том числе и человека, который обладает духовной сущностью. Развитие мира есть становление Духа, в ходе чего Дух воплощает себя в тех или иных сферах действительности.

Гегель разработал теорию развития всемирной истории – европоцентризм. Он полагал, что исторический процесс зародился на Востоке, где появился первый человек, затем история двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже целый слой людей (граждане). В германском мире наступает всеобщая свобода, которая исходит от христианства.

Таким образом, история - это прогресс в развитии свободы, шествие Духа в социальном времени и пространстве.

Вершина движения абсолютной идеи – философия, посредством которой открываются разумность мира и его закономерные связи.

Процесс развития всегда разумен и закономерен, он развертывается от низшего к высшим формам. Движущей силой развития является противоречие, а самому развитию присущи отрицания и скачки (переход от количества в качества).

Фридрих Шеллинг (1775-1854), продолжил развитие диалектического учения. По его убеждению, в природе властвует принцип полярности и градации. Существуют такие противоположные силы, как притяжение и отталкивание, раздражимость и восприимчивость и т.д. Природа – это система ступеней, где высшее закономерно рождается из низшего.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...