Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Прощение является одним из важнейших элементов милосердия Прощение должно проявляться в способности человека не отвечать злом на злое отношение к себе
Этика любви повелевает прощать обиды, но при этом прощать необходимо не только того, кто признался в своем проступке и просит прощения, но и любого другого совершившего злодеяние против вас
Смысл милосердного прощения заключается не просто в забвении причиненного зла, так как забыть можно через презрение или полнейшее равнодушие к совершившему зло или стремившемуся к этому Только тогда прощение является милосердным когда человек отказался от мщения и примирился со случившимся
Прощение является забвением обиды и согласием на мир То есть при прощении человек признает другого и при этом принимает его, располагаясь к нему В требовании прощения предполагается и другое человек не имеет права судить других людей окончательно, а также навязывать им свое мнение
В этом своем выражении этика милосердия представляет собой будоражащий парадокс для морального сознания как прощать то, что воспринимается как непростительное9 Можно с усилием воли простить обиду, которую нанесли человеку Как можно простить того, кто обидел твою мать, жену, детей, друзей9 Таким образом, напрашивается вывод, что требование прощения обид противоречит заповедям любви про-
Добрый и воспитанный человек при всех своих достоинствах не является совершенным Нравственного совершенства невозможно добиться только благодаря воспитанию мало для этого характера или благоприятных обстоятельств Нравственное совершенство является результатом целенаправленных усилий человека по саморазвитию, стремления соответствовать тому образу совершенства, который содержится в нравственном идеале
Мораль может быть представлена как одна из сторон (один из моментов) Духовной жизни, но при этом она является механизмом одухотворения человека Однако понятие духовности не вполне ясно и нуждается в дополнительных прояснениях
Духовность разумно представлять в виде обращенности человека к высшим ценностям, среди которых следует отметить идеал как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу — одухотвориться
Не всегда существующие культурные нормы являются духовными Весь культурный опыт включает и культуру речи, и письмо, и спорт, и этикет, и наслаждение, и зарабатывание денег, и получение прибыли и т д Поэтому культуру нельзя считать безусловно духовной без обращенности к идеалу
Духовность находит свое проявление в противостоянии природному Духовность может быть обнаружена и в противостоянии социаль-
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ЭТИКЕТА |
' 5 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКЕТА 52
Этикет можно подразделить на речевой и неречевой Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения человека к другим людям Он проявляется в вербальной форме в речи, способе обращения и приветствия, умении вести беседу и диспуты, искусстве высказывать критическое замечание, говорить комплименты Этот вид этикета очень важен, так как человека на протяжении всей жизни сопровождает слово От того, как человек говорит, зависят его деловые и личностные контакты Неречевая форма этикета состоит из поступков и действий, с помощью которых человек проявляет уважительное отношение к окружающим людям Все действия, поступки, манеры человека характеризуют его уровень воспитания и культуры, степень уважения к окружающим Проявление этикета в разных социальных и профессиональных группах определяется по-разному Поэтому этикет принято разделять на следующие его виды 1) дипломатический, 2) придворный, 3) воинский, 4) общегражданский При этом этикет может разделяться на группы в зависимости от профессиональной деятельности человека По этому признаку отличают этикет юриста, врача, педагога, депутата министра и т п Одни поведенческие правила характерны для всех, другие же отражают опре- |
С глубокой древности люди выработали некоторые социальные нормы поведения, которые дают возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться Этикетом определялся круг возможных действий и поступков людей, которые принадлежали к тем или иным общественным слоям и имели различное социальное положение Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты Так появился этикет, который был необходим в придворных кругах, высших общественных слоях
Этикетом называется принятый в обществе порядок поведения, который включает в себя систему правил, определяющих внешнее выражение отношений между людьми Он проявляется в обхождении, обращениях и приветствиях поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека
Этикет является неотъемлемой частью культуры поведения Это правила поведения, установленные обществом или определенной социальной группой Каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный колорит в общепринятые поведенческие позиции Каждый общественный слой отражает в поведении свое социальное положение
29
ности Социальность может быть бездуховной, так как она спонтанна, корыстна, адаптивна
Это противостояние способствует появлению внутренних противоречий психологического свойства В сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей Но не всегда иноположенные (и противопоставленные) каждодневности ценностные представления и нормы являются духовными Преодоление природных факторов, обыденного может выражать и духовность, если это не проявляется в уходе от действительности
Бегство от реальности может проявляться в бегстве через наркотическое опьянение, в минимизации человеком своей жизненной активности, в творчестве как проявлении своей активности, в возведении иллюзорного мира, через отшельничество или бунтарство
Опыт показывает, что «уход», чем бы он ни был обусловлен, не является проявлением духовности При этом всякое альтернативное поведение отношении повседневности может порождать несправедливое ощущение духовности
Преодоление существующей рутины повседневности нельзя осуществить через обращение к другой повседневности, так как это также является уходом
Таким образом, духовность достигается путем полного отречения человека от действительности через приобщение к духовным нормам, аскетичный дар себя окружающим
щай обиды, нанесенные тебе, но не допускается прощение обид, нанесенных другу Но и такое противоречие является мнимым прощение не должно быть истолковано как попустительство, ведь оно есть нечто, в чем нельзя уступать
Высшей степенью всепрощения является проявление любви к своим врагам Но и тут может возникнуть вопрос как любить своих врагов, любя ближних7 Но в христианской этике заповедью любви к врагам как бы разъясняется и дополняется заповедь любви Причем любовь к врагам иногда считают чуть ли не самым главным проявлением любви И это вовсе не случайно Ведь еще не известно, кто окажется твоим врагом Вероятно, что им окажется и ближний
Так как нравственность понимается как путь преодоления обособленности, разобщенности между людьми, то любовь к врагам и должна являться первичной, так как ненависть — самое крайнее выражение обособленности и разобщенности между людьми
Любовь к врагам конкретизируется в двух основных требованиях
1) люби даже того, кого ты считаешь врагом,
2) никого не считай своим врагом
Только люди, которые обладают сильным духом и достигли высокого уровня нравственной высоты, выражающейся в сострадании к врагу, способствуют прекращению войны (ссоры), преодолению вражды и примирению
деленный вид деятельности Подвиды этикета могут быть определены характером ситуации в которой находится человек в гостя*, в ресторане, в офисе и т д
Однако все эти структурные деления условны Они носят теоретический характер, так как практически правила разных видов этикета выступают в неразрывной связи Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета Данная структура способствует наиболее прочному усвоению множества правил этикета и является кратким выражением его содержания
Среди огромного количества правил этикета есть два правила, пронизывающие все поведение человека и придающие ему высоконравственный характер
1) не ставить другого человека в неудобное
положение При невозможности этого избе
жать необходимо как можно реже это делать,
2) поступать с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой
В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость Вежливый человек всегда доброжелателен, исходит из признания достоинства человека и желания ему помочь Вежливость помогает снять недовольство, снизить уровень обиды, установить взаимопонимание между участниками сложного общения
В жизни общества этикет играет важную роль он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации Более того по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека
Этикет призван создавать условия, благоприятные для общения и совместного существования людей, которые различаются по национальному, социальному, половому положению, взглядам, образованию Этикет дает возможность узнать, как принято вести себя в конкретной социальной группе как поступать в той или иной возникшей ситуацией как строить отношения и общение с близкими друзьями коллегами по работе Незнание норм этикета не позволит добиться успеха в профессиональной деятельности
Этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения а эстетика поведения — его необходимое условие
Следование правилам этикета всегда связано в человеческом сознании с гармонией и общественным порядком При этом он демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества
Таким образом, этикет призван выполнять в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную функции
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 919 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!