Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Познание. Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е



Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Разумеется, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако научное познание, возникшее на определенном историческом этапе, осуществляется все же не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество. Таким образом, с гносеологической точки зрения субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования. При этом понимающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Творчество есть специфически человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество есть созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С кибернетической точки зрения, творчество есть постановка и решение нестандартных задач.

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Проще говоря, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека. Но в любом случае объект познания существует автономно, как нечто дистанцированное и не зависящее от субъекта познания. Это значит, что ученый, даже если он изучает субъективный мир личности, всегда отдает себе отчет в том, что он должен выявить нечто присущее самому объекту, но не может произвольно навязывать объекту свои собственные мнения. В этом плане объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

Объект опосредуется предметом познания, который представляет его с определенной точки зрения, в определенном теоретико-познавательном ракурсе. Предмет познания – это определенное видение и понимание объекта исследования. В системе связи субъекта и объекта познания центральная роль принадлежит познавательному образу. Познавательный образ – это результат отражения какого-либо объекта в сознании человека.

Знание – это достоверная, проверенная информация о предмете. Вера – это мнение, представление, принимаемое без обоснования, без доказательств. Поэтому именно вера всегда противостояла знанию. Однако отношения между верой и знанием гораздо сложнее.

Прежде всего, следует различать два типа веры. Первый тип – вера как верность богу. Второй тип – вера психологическая уверенность в правильности своих мыслей, в содержании своих высказываний. Такая вера играет важную роль в обыденной жизни, как и в научном познании. Она связана с неоднозначностью разнообразных жизненных ситуаций и с необходимостью принятия волевых решений. В ситуациях выбора человек опирается на свою веру в успех задуманного предприятия, в себя и в свои способности. Следовательно, вера помогает действовать в условиях неопределенности, а также выступает одним из мотивационных механизмов личности.

Сложнее обстоит дело с религиозной верой. Она также должна опираться на знание – знание особого типа, со своими традициями, стилем мышления, канонами. Теологическое знание помогает правильной интерпретации религиозных текстов, их адаптации к здравому смыслу, борьбе с еретиками. В рамках союза религиозной веры с разумом и развивается первоначально философская мысль.

Эмпиризм и рационализм – это противоположные концепции в гносеологии. Они расходятся в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Дидро, Д. Юм, Д. Беркли) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы познания являются определяющими в получении научной информации. Для них чувство более достоверно, чем логические формы. Рационалисты (Д. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. По их мнению, органы чувств дают лишь поверхностную и иллюзорную информацию, а подлинную научную истину можно установить лишь на основе строго логического анализа. Как видим, и эмпирики, и рационалисты – крайности в гносеологии, возникшие на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума.

Первая ступень познания – это ступень чувственная, т.е. познание с помощью органов чувств. Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности. Оно непосредственно отражает какую-либо одну качественную сторону предмета и возникает на основе воздействия внешнего предмета на органы чувств. Главная особенность ощущений – их односторонность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (о звуке, цвете, величине и т.п.). Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. Восприятие – это целостный, синтетический образ внешнего предмета. Представление – это чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий. Главная их особенность: они активно формируются человеком при отсутствии непосредственного контакта с внешним предметом. Представление – это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. Поэтому образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвлеченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

Все чувственные образы не существуют без человека и вне него. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в этих образах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта. Однако с помощью лишь органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность человек преодолевает с помощью логического (рационального) мышления.

Рациональное познание отличается опосредованностью, а также обобщенным и абстрактным характером. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции, благодаря которым и становится способен проникать в сущность изучаемого объекта.

Рациональный образ существует в форме мысли о предмете. Различают: предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляется в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим).

Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это обобщенный рациональный образ предмета, это логическая абстракция, которая лишена чувственности;

Суждение – это логическая связь понятий, с помощью которой предмету приписывается (или отрицается) некоторое свойство;

Умозаключение – это получение нового знания на основе сопоставления нескольких суждений. Благодаря умозаключениям человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным, и он становится в некоторой степени независимым от опыта.

Основа единства чувственного и рационального познания является практика. Практика – это чувственно-предметная деятельность человека по познанию и преобразованию окружающего мира. В практике человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно. Практика включает в себя четыре основных вида деятельности: производственную практику, социальную практику (преобразование и развитие социальных институтов и отношений), эстетическую практику (преобразование мира по законам красоты) и научно-экспериментальную практику.

Истина есть единство, тождество объективного и субъективного. Истина – это адекватное, верное знание действительности, но не сама действительность. Истина никогда не дается людям сразу и целиком, поэтому выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это исчерпывающее знание, полностью и точно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Относительная истина – это знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием объекту. Иначе говоря, относительная истина – это лишь частично верная истина, ведь она приближенно и неполно соответствует действительности. Это знание, подлежащее изменению и развитию. В каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Через сумму относительных истин познание устремляется к абсолютной истине как своему пределу. Таким образом, взаимосвязь абсолютной и относительной истины выражает процессуальный, динамический характер познания.

Критерий истины – это некий эталон или способ ее проверки. Он должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) он должен быть независим от проверяемого знания; 2) он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его. Таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности, независимости от человеческого сознания. Практика соединяет человека с объективной реальностью. В то же время осуществление практики зависит от знаний.

Однако значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям: неразвитость техники, неспособность управлять какими-то природными явлениями и т.п. В результате далеко не все поддается проверке на практике. Вместе с тем известная неопределенность практики как критерия истины, проблематичность и неокончательность подтверждения истинности любого знания – это благо для научного прогресса. Ситуация проблематичности создает предпосылки для критики и развития теории. Пересмотр устоявшегося знания – залог движения науки вперед. К тому же имеются и другие критерии истины, например, логичность и внутренняя непротиворечивость теории и др.

На базе всех этих гносеологических конструктов разворачивается познавательная деятельность человека. В силу ее социальности и сложного, многоуровневого характера она невозможна без таких процедур, как интуиция и творчество, объяснение и понимание. В самом сжатом виде понимание – это субъективация какого-либо знания, освоения информации индивидом, которое происходит на базе перекодировки информации, ее упрощения и отсылки к предшествующему опыту. Объяснение – это, наоборот, объективация знания, перевод личностного понимания на общедоступный уровень. Эти процессы дополняют и обосновывают друг друга, содействуют передаче и распространению знаний в обществе. Благодаря им познание приобретает социальный и одновременно глубоко личностный характер.

Процесс познания не ограничивается только сбором фактов на чувственном уровне и их рационально-логическим анализом. Мощным и до конца еще неизученным инструментом человеческого познания является интуиция. Интуиция означает неконтролируемый самим человеком процесс мышления, некий скачок в логическом рассуждении, который совершается на подсознательном уровне. Используя данные познания, человек не только адаптируется к миру, но и активно изменяет его, т.е. творит свой собственный мир, мир культуры и человеческого духа. Творчество в самом общем виде означает постановку и решение нестандартных задач.

Наука

Наука – основная форма познавательной деятельности, направленная на получение, а затем и практическое использование человеком нового знания.

Первая, отчетливо выраженная форма науки появляется в античной культуре. Она возникла в рамках античной философии и занимала подчиненное место. Основной стиль научного мышления данного периода требовал доказательств мысли, логических построений, поиска всеобщих абстрактных понятий. Опыт, эксперимент, технические изобретения стоят намного ниже чем философии. Данную фазу можно назвать латентной фазой науки. Для данного периода характерны: вращенность науки в философию, подчинение целям философии, более низкая социокультурная ценность. В дальнейшем античная наука органически влилась в культуру Ближнего и Среднего Востока.

В Европе с возникновением христианства появляется так называемый теологический рационализм. В рамках средневековья были продолжены слабые занятия математикой, механикой, астрономией которые не выходили за рамки античных достижений, многие из которых были к тому же утеряны.

Эпоха Возрождения меняет статус науки. Восприятие природы как сферы деловой активности и появление новых античных переводов дает возможность роста новых традиций.

Новое время дает возможность для развития естествознания. Складывается новый тип рациональности для которого характерны: установка на объективированное, без личностное знание, признание авторитета опыта и эксперимента, математический способ описания. Первой и главной специальной наукой становится механика. Сама наука становится все более профессиональной отделяясь от философии, теологии и алхимии. В XVIII веке возникают научные академии, которые получают официальный статус, государственное признание, создают уставы. Появляется новый социальный слой – ученые, имеющие собственную идеологию. Она имеет две функции: внешнюю – направленную на укрепление социального статуса и защиту интересов научного общества и внутреннюю – традиции, ценности.

В XIX веке наука вступает в зрелую стадию своего развития. Начинается классический этап ее развития, характеризующийся ростом естественно научных теорий: математики, биологии, электродинамики, химии, физики. Появляются специализированные высшие учебные заведения ориентированные на подготовку специалистов технического профиля. Изменяется социальный статус ученых, их профессия становится платной.

В конце XIX века начинается подготовка нового этапа в развитии науки – т.н. Большой науки – т.е. слияния науки и государственной политики. Наука становится социально-политической силой определяющей ход современности. Она перестает быть нейтральной, милитаризируется, порождает научную бюрократию.

Важнейшая особенность научного познания - ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность человека и их исследование.

Вторая отличительна черта научного познания – нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.

Хотя наука и образует единую систему знаний, о мире и его законах, она, в то же время, разделяется на множество отраслей знаний, или частных наук. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе или естествознание, науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные), о познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика), технические науки. Каждая их этих отраслей знаний может быть подвергнута еще более мелкому делению (естественные – физика, биология, гуманитарные – литература, история и т.д.)

При классификации наук можно выделить два крупных типа:

1. Фундаментальные (нет прямой ориентации на практику).

2. Прикладные (применение результатов для решения конкретных производственных и социально-практических проблем)

Особую сторону развития науки представляют ее социальные функции:

1. Культурно-мировоззренческая функция включает в себя период становления науки как социального института, оспаривающего у теологии право на формирование мировоззрения. На современном этапе наука стала решающей инстанцией в вопросах мировоззрения человека. Ответы, даваемые наукой на эти вопросы, стали элементами общего образования, а также составной частью культуры общества.

2. Функции науки как непосредственной производительной силы. Процесс превращения науки в производительную силу зафиксирован К.Марксом. Суть ее заключается в том, что происходит постоянное практическое использование научных знаний, появляются новые отрасли деятельности.

3. Наука как социальная сила. В условиях научно-технического прогресса научные данные находят свое применение в разработке масштабных программ социального и экополитического развития.

Критерии науки:

1. Объективность – познание предметов так как они есть, вне субъективного взгляда индивида.

2. Рациональность – доказательность, приведение необходимых обоснований по которым содержание становится истинным.

3. Нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.

4. Система знаний – упорядоченность по особым принципам.

5. Проверяемость – обращение к наблюдению, практике, логике.

Иногда в критерий включают истинное знание и этим ограничивают науку, ведь в науке много гипотез из которых в дальнейшем возможно сформировать максимально достоверное знание – теорию. Такое знание и есть цель науки.

В структуре научного знания выделяют два уровня:

1. Эмпирический – здесь преобладает живое созерцание, или чувственно е познание. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Чувственная форма познания включает в себя ощущения (субъективный образ объективной реальности), восприятие (целостный образ внешнего предмета), представление (целостный чувственный образ предмета, возникший на основе предшествующих ощущений).

Основными методами эмпирического познания являются: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение. Исходной целью эмпирического уровня научного познания и его основной формой является факт (наше знание о реальности).

2. Теоретический – преобладает рациональное, живое созерцание становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Основная форма теоретического научного познания – теория (обобщенное и систематизированное знание о законах некоторого класса объектов).Теории предшествует гипотеза (научно обоснованное предположение о закономерной связи, допускающее принципиальную эмпирическую проверку). Основные методы теоретического уровня научного познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Основные функции теории: синтетическая, объяснительная, методологическая, предвидения, практическая. Основания научного знания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания. Идеалы и нормы исследования выражают ценностные и целевые установки науки. Этот блок включает основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы доказательности об обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания.

Научная картина мира предполагает реальное изображение Вселенной. Учитывая тот факт, что наука – явление развивающееся, то научная картина мира до настоящего времени дважды претерпела значительные изменения.

Первый этап: научная картина мира, основанная на идеях И.Ньютона (1643-1727) и Р. Декарта (1596-1650), получившая название ньютоновско - картезианской. Мир представлялся как рационально-механистический, единый и единственный, подчиненный строгим законам.

Второй этап – начало 20 века, когда были сделаны открытия, в корне изменившие картину мира. К таким открытиям относятся теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда, работы Бора и др. Эти исследования показали, что мир гораздо разнообразнее и сложнее, чем представлялось механистической науке. Исчезает жесткое различие между материей и пустотой, появляется предположение о том, что время способно замедляться, а пространство – искривляться. Современная картина мира динамична и противоречива, в ней больше вопросов, чем ответов.

Философские основания науки – крупнейшие открытия в конкретных науках способствуют интенсивному развитию философии. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Философское мировоззрение воздействует на позиции ученого, его отношение к миру и познанию. Философские идеи обосновывают идеалы и нормы науки, содержательные представления научной картины мира, обеспечивают включение научного знания в культуру.

Важнейшей характеристикой науки является ее динамика. Развитие науки предстает как сложный диалектический процесс, имеющий определенные этапы (миф – логос – наука классическая – наука неклассическая – наука постнеклассическая). В современной западной философии проблема развития научного знания наиболее ярко представлена в эволюционной эпистемологии (Ж.Пиаже) и постпозитивизме (К.Поппер).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 505 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...