Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекции по дисциплине 3 страница



В отличие от Западной Европы, испытавшей в раннее средневековье упадок городов, в Византии они по-прежнему процветали, были центрами образованности, искусств и ремесел. Александрия и Антиохия, Бейрут, Дамаск, Афины, Никея, Фессалоника, Трапезунд прославились своими достижениями. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.

Привычная нам поговорка «Ученье свет, а неученье – тьма» была помещена византийским богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в начале его труда «Источник знания». Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с уважением, хотя понимали науку как чисто умозрительное знание в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. Науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание, а практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и юриспруденция.

Система образования сохранила преемственность от античности. Были начальные двух-трех годичные школы, где детей учили читать, писать и считать, а также школы грамматики, в которых желающие продолжали свое образование. Для продолжения образования существовал важный стимул: в империи с централизованным управлением и бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться серьезной должности.

В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. - своего рода университет, имевший два факультета - юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа.

С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. Учителя церкви, так называемые «Великие Каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-V в., Иоанн Дамаскин - в VIII в. в своих многочисленных трактатах и проповедях систематизировали православное богословие. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных. В области знания, которые были необходимы для решения богословских вопросов, византийцы внесли большой вклад. Ими в борьбе с ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология - учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразная эстетическая теория.

К XI в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов, и прославился множеством изобретений, в частности светового телеграфа и хитроумных механизмов, поражавших иностранцев в императорском дворце в Константинополе.

Интересный памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой «Геопоники» - составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.

Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В XII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя. Состав «греческого огня» держался в глубокой тайне. Позднее установили, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в борьбе с арабами.

В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т.е. «плававший в Индию) в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. Косьма Индикоплов оставил отчасти приукрашенное описание животного и растительного мира, торговых путей и населения Аравии, Восточной Африки, Индии.

Взлет творческой мысли в арабских странах эпохи средневековья определялся религиозными и политическими факторами: созданием и распространением на обширных территориях исламского владычества.

С VIII по XII в. в арабском мире, сначала на востоке, а потом и в западных частях, в частности в Испании, начинается развитие наук. Прежде всего, развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Мировоззрение средневековых арабов проявлялось в распространении своеобразных наук, соединяющих положительные опытные знания с мистикой и суевериями: астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т.д.

Представители стран ислама освоили интеллектуальное наследие Греции и Рима. Такая преемственность была подготовлена предыдущими контактами цивилизаций Востока и Запада во времена империи Александра Македонского и Великого Рима, а затем Византии. Вполне закономерно, что исламские мыслители и ученые ориентировались на авторитеты Аристотеля, Птолемея, Страбона, римских энциклопедистов. Кроме того, использовались достижения индийской науки. Так, в начале IX в. Магомет Ибн Муса аль Хорезми (Альхорезми) переработал математические труды Брамагупты. Затем переводчики и переписчики превратили имя Альхорезми в термин «алгорифм», или «алгоритм», означающий систему последовательных операций для решения тех или иных задач. Название труда Ибн Мусы «Алгебра» дало имя целой науке (сначала оно означало «дополнение»). Автор подчеркивал практическую пользу математики (в частности для измерений земли).

В начале VIII века приглашенные халифом греческие мастера возвели в Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сей день остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большим почитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой; здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги. Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весила книга; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя или найденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона врачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали арабские астрономы - их главной задачей было научиться определять, в какой стороне находится Мекка - именно в эту сторону должны были склоняться правоверные при молитве. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известный европейским переводчикам как Алгорисмус - от его имени происходит слово “алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими. Однако главным занятием арабских мудрецов были поиски эликсира жизни и философского камня, который позволял превращать ртуть в золото.

Автор выдающихся трудов по астрономии, естествознанию Бируни высказал свои взгляды на природу и познание: описал круговорот воды в природе, чувства человека (подчеркивая, что его главнейшее качество, отличающее от животных, - разум).

Среди плеяды мыслителей и ученых арабского Востока XI в. особенно выделяется Ибн Сина (Авиценна) - подлинный ученый-энциклопедист, автор сочинений в области философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Однако наиболее он был знаменит своими трудами по медицине. Ибн Сина отмечал три различных состояния человеческого тела: здоровье, болезнь и промежуточное. В процессе лечения больного, по его мнению, были важны три основных момента: режим, лекарственное лечение и различные процедуры (банки, пиявки, кровопускание и пр.). Одним больным он рекомендовал общие хирургические операции, другим - физические методы лечения: гимнастические упражнения. Прославивший Ибн Сину медицинский трактат «Ал-Канун фи-Тибб» («Канон») стал научной энциклопедией всех медицинских знаний той эпохи.

Завоевав Пиренейский полуостров (VIII в.), арабы основали здесь Кордовский эмират. Именно отсюда распространялись в Западной Европе сочинения мыслителей античности. В Кордове была создана богатейшая библиотека. А в конце X в. аль-Мансур, или Альманзор, объединил под арабским владычеством всю Испанию, что способствовало расцвету экономики, науки и культуры.

В XII в. Раймонд Толедский основал школу переводчиков. Их деятельность способствовала тому, что ученые Запада смогли лучше ознакомиться с трудами, созданными на Востоке. Идеи арабских мыслителей, творчески воспринявших учение Аристотеля, в Средние века начали распространяться по Европе. Под арабским влиянием распространились в средневековой Европе астрология и алхимия. И если с первой вели постоянную борьбу отцы церкви, то алхимические идеи и навыки применялись в монастырских подвалах, где проводились разнообразные опыты с целью создания философского камня.

В Европе в эпоху раннего средневековья («темные века») - в конце V-VII вв. - было заложено начало европейской цивилизации, которая произросла на почве взаимодействия наследия античного мира, точнее распавшейся цивилизации Римской империи, порожденного ею христианства, и с другой стороны - племенных народных культур варваров.

Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась «матерью всех наук», диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. «Математические дисциплины» - арифметика, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.

Начиная с Х-ХП вв. в Западной Европе начинается рост городов, ремесленники, объединенные в цеха, начинают переходить от производства товаров «на заказ» к работе на рынок, развиваются товарно-денежные отношения, что приводит даже к отмене в ХIV в. в ряде стран крепостной системы. В это время начинают зарождаться элементы капиталистической экономики – рынок рождает спрос и предложение. Ускорителем этого процесса стали Великие географические открытия, которые привели к «революции цен», - обилие заморского золота привело к подорожанию товаров и выгодности их производства. Эта ситуация стимулировала изобретение новых механизмов (часы, мельницы, доменная печь, печатный станок, порох и др.) и создание эффективных производственных структур (мануфактура).

Искорки древних знаний издавна сохранялись в монастырях, где монахи переписывали старые книги и учили молодых послушников латинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латынь была единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно было научиться латыни: сначала выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоить азбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению и немного - счёту, в этом и заключалось тогдашнее образование. Грамотные люди, само собой, считались монахами, их называли клириками, они носили тонзуру и пользовались большим уважением, клирик мог стать священником или писцом у графа - если только вёл достойную монаха жизнь, то есть не вступал в брак. С давних времён учёные монахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних знаний и составляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магических свойствах чисел и немного - о медицине или географии. В VII веке Исидор Севильский написал двадцать томов “Этимологии”, а столетием позже Беда Достопочтенный составил обширную “Церковную историю Англии”.

Император Карл Великий в подражание древним создал свою Академию – но это был всего лишь маленький кружок ученых монахов, здесь сочиняли латинские стихи и вели летописи. Из этих летописей видно, что тогдашние грамотеи представляли землю плоской, в виде огромного диска, окружённого океаном. Край земли терялся во мраке и был населён чудными племенами - одноногими людьми и людьми-волками. Легенда говорит, что в X веке молодой монах Герберт отправился в поисках знаний в Испанию; он учился “запретным наукам” у одного арабского мудреца, а потом соблазнил его дочь и с её помощью похитил тайные книги. В этих книгах было написано, что земля имеет форму шара, что числа можно записывать с помощью особых значков-цифр, и ещё многое другое. Впоследствии монах Герберт рассказывал обо всем этом людям и за свою учёность был избран папой под именем Сильвестра II - но мрак невежества был столь густым, что слушатели Герберта мало что поняли из его рассказов, и франки по-прежнему считали землю плоской.

Мусульманская Испания была для европейцев ближе, чем Константинополь, поэтому они ездили в Испанию, где учились у арабов тому, что те позаимствовали у греков. После того, как христиане отвоевали у мусульман столицу Испании Толедо, им достались богатые библиотеки с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймунду призвал учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и еврейскими мудрецами перевели эти книги - среди них был медицинский трактат Ибн Сины (Авиценны), философские манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудии Ибн Хайана (Гебера), а также арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея. В Испании европейцы познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическими часами, перегонным кубом для получения алкоголя. Труды переводчиков продолжались в течение всего XII столетия, и всё это время грамотеи Европы тянулись в Испанию за новыми книгами. Учёных подталкивало нетерпение их учеников - ведь в XII веке в Европе открылась тяга к знаниям, выросли торговые города, и купцы не могли обойтись без образования. В городах появились “общие школы”, доступные не только для монахов; в этих школах преподавали “семь свободных искусств”, распадавшихся на “тривиум” и “квадриум”. “Тривиум” - это были “грамматика”, “риторика” и “диалектика”, а “квадриум” состоял из “арифметики”, “астрономии”, “музыки” и “геометрии”, причём “астрономия” в действительности была астрологией, а “геометрия” - географией. В арифметике большую часть курса занимало истолкование тайного смысла цифр, а вершиной премудрости считалось деление многозначных чисел. Под риторикой разумелось искусство составлять письма, грамоты и юридические документы - это была очень важная для горожан наука, которая со временем легла в основу всего высшего образования.

С XI в. начинается подъем средневековых школ, система образования совершенствуется. Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские. С ростом городов, с появлением слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские, городские - частные, а также гильдийские и муниципальные школы. Учащимися нецерковных школ были бродячие школяры - ваганты или голиарды, происходившие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира. Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Школа не делилась на начальную, среднюю и высшую, а религиозное по содержанию и форме образование носило словесно-риторический характер. Начатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.

В XII-XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство в культурой Востока, прежде всего, с византийской и арабской, послужили стимулами развития знаний и совершенствования образования. Кафедральные школы в крупнейших городах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты (лат. universitas - совокупность, общность). В XIII в. такие высшие школы сложились в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других городах. К концу XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Крупнейшим университетом был Парижский. Студенты Западной Европы устремлялись также для получения образования в Испанию. Школы и университеты Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги и Валенсии давали более обширные и глубокие знания по философии, математике, медицине, химии, астрономии. Университеты были настоящими питомниками знаний, играли важную роль в развитии средневековой Европы.

В XIII в Западной Европе зарождается интерес к опытному знанию. До этого времени существовало знание, основанное на чистом умозрении. Однако жизнь требовала не иллюзорных, а практических знаний. В XII в. наметился прогресс в области механики и математики. В Оксфордском университете переводились и комментировались естественнонаучные трактаты ученых древности и арабов. Роберт Гроссетест сделал попытку применить математический подход к изучению природы.

В XIII в. оксфордский профессор Роджер Бэкон исследует природу, отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. Он утверждал, что можно сделать самодвижущиеся суда и колесницы, аппараты, летающие по воздуху или передвигающиеся по дну моря или реки. Бэкон не раз осуждался церковью и сидел в заточении.

«Познавательным энтузиазмом» были охвачены различные слои общества. В Сицилийском королевстве, где процветали различные науки и искусства, широко развернулась деятельность переводчиков, обратившихся к философским и естественнонаучным сочинениям греческих и арабских авторов.

Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый «Салернский кодекс» Арнольда да Вилланова. В нем даются разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий и т.п.

Алхимиками, занятыми поисками «философского камня», способного превратить недрагоценные металлы в золото, побочно был сделан ряд важных открытий - изучены свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, получены различные сплавы и химические соединения, кислоты, щелочи, минеральные краски, создана и усовершенствована аппаратура и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.д.

Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках. Все это имело важное значение для подготовки Великих географических открытий.

2) Важнейшее значение для развития экономики Средневековья имело совершенствование двигателей – вместо биологических (сила человека и животного) начинают использовать водяные и ветряные двигатели. Их энергия использовалась через сложные системы передаточных устройств в металлургии (меха повышали температуру в доменной печи и получался жидкий чугун, железо), для подъёма грузов, при работе толчейных устройств (получение пороха и бумаги) и т.п.

Главными потребителями возросшего количества железа и меди стали военные, точнее – огнестрельное оружие, заимствованное европейцами у арабов (а те – у китайцев). В ранее Средневековье военное применение железа тоже было велико – рыцари заковывали в латы не только себя, но и лошадей (в Х в. стали применяться подковы для лошадей).

В развитии строительных технологий Средневековья большое значение имел переход от романского к готическому архитектурному стилю. Первый был основан на использовании громоздких строительных конструкций – толстые стены, приземистые арки, небольшие окна-бойницы). Готический стиль – это совершенствование конструкций стен и сводов за счет использования своеобразных каркасов – контрофорсы, аркбутаны, нервюры и др., что облегчало сооружения, позволяло строить их в высоту а десятки метров (высота башен собора Парижской Богоматери – 72 м).

Средневековье – это и важный шаг в развитии информационных технологий. Из Китая через арабов в ХП в. в Европу пришла технология производства бумаги, вместо дорогого пергамента (кожи). Из «Поднебесной» пришло и книгопечатание. Ещё в VI в. в Китае изобрели ксилографию – гравюру на дереве. В ХI в. Би Шэн изобрел глиняные литеры. В 1445 г. немец Иоганн Гутенберг изобрел собственный печатный станок, который позволил тиражировать не только религиозную литературу, но и научно-технические сочинения.

Таким образом, Средневековье – это время некоторого отката от достижений науки и техники Античности, накопление сил, - и новый качественный скачек в развитии европейской индустриальной цивилизации, которая стимулировала общемировой научно-технический прогресс.

Техника средневековой Европы характеризуется в начале указанной эпохи (в первые ее века) почти катастрофическим упадком по сравнению с уровнем, достигнутым античностью, но она все же была выше техники разлагавшегося родового строя варварских государств.

Затем (с XI-XII вв.) начинается ее медленный, но неуклонный подъем, переходящий к концу рассматриваемого периода за рамки достижений греко-римского мира и создающий предпосылки для еще более высоких ступеней развития ее в последующий период формирования капиталистического производства.

В то время как рабский способ производства ставил непреодолимые границы развитию производительных сил общества и не позволял технике выйти за весьма узко-очерченные пределы, в феодальном способе производства заложена была основа для развития техники в новые формы и для качественных сдвигов внутри нее. Существование наряду с феодальной собственностью единоличной собственности на орудия производства создавало при феодализме объективную заинтересованность крестьянина в сельском хозяйстве и, в особенности, ремесленника в промышленности в совершенствовании их приемов и средств труда. Как бы медленно ни совершались движение средневековой техники, для нее была открыта конечная возможность создания более высокого технического базиса, чем тот, который лежал в основе античного способа производства, возможность перерастания в технику капиталистическую. В феодальную эпоху мы видим, поэтому «Дальнейшее улучшение плавки и обработки железа; распространение железного плуга и ткацкого станка; дальнейшее развитие земледелия, огородничества, виноделия, маслоделия; появление наряду с ремесленными мастерскими мануфактурных предприятий…». Наибольшие достижения средневековой техники имели место в текстильном производстве, металлургии, военном деле и водном транспорте.

В XIV—XV вв., в результате изобретения переделочного способа получения железа (из чугуна) и возникновения доменного производства, совершается настоящий переворот в металлургии, оказавший огромное влияние на технику горнозаводского дела. В том же XIV в. изобретение огнестрельного оружия вызвало настоящую революцию в военной технике европейских государств и в социальных отношениях феодального строя (исчезновение рыцарства как особой военной группы). Введение в практику компаса о корне изменило весь характер мореплавания и подготовило почву дли перехода от морской торговли к океанической. Наконец, изобретение в середине XV в. книгопечатания имело неисчислимые последствия для прогресса культуры, для разрушения средневековой схоластической науки и ее идеологической опоры — католической церкви.

В сельском хозяйстве важнейшими достижениями было повсеместное распространение водяной мельницы с нижнебойным колесом (а затем изобретение верхнебойного колеса), переход к трехполью и плужному земледелию

В ремеслах ручная система техники породила (в XII—XV вв.) на отдельных своих участках примитивные ремесленные машины (сукновальни, гидравлические молота, сверлильные станки, бумажная толчея). Несмотря на ничтожное развитие механики, завоеванием средневековья являются часы с гирями.

Для изобретений, сделанных в средине века, характерным является то, что, появившись в том или ином месте, они, при слабом развитии обмена и отсутствии культурных связей между отдельными районами, часто не входят в общее употребление. «Пока сношения ограничиваются непосредственным соседством, каждая местность должна самостоятельно делать то или другое изобретение; достаточно простых случайностей, вроде вторжения варварских народов или даже обыкновенных воин, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми производительными силами и потребностями да необходимости начинать все сначала. Только в последние века рассматриваемого периода, в связи с ростом внутренних и внешних торговых связей, создается возможность использовать изобретения, появляющиеся в одних местностях, другими областями, благодаря чему эти локальные технические достижения становятся достоянием более или менее крупных (территориально) участков общественного производства.

Другой характерной чертой средневековой техники является ее грубо-эмпирический характер, объясняемый господством цеховых правил и традиций и почти полным застоем естественнонаучного мышления до XV в. Значительным препятствием к внедрению в производство изобретении была в феодальном ремесле упорная борьба цехов не только против всяких «новшеств», но и против простой рационализации производственного процесса, так как последняя посягала на веками освященные установления. Являясь сначала важным рычагом промышленного прогресса, цеха превращаются, в конце концов, в тормоз технического развития, препятствуя, в частности, переходу к мануфактурным формам производства.

Суммируя характеристику технической базы феодального способа производства в Западной Европе, необходимо подчеркнуть, что его основными чертами являются примитивность техники земледелия и ремесла, объединение всего производственного процесса в руках одного лица (мастера), владеющего всеми средствами труда, зависимость качества работы от личного искусства ремесленника и его «карликового инструмента (Маркс). Само ремесло превращается при этом в привилегированный институт, в замкнутую цеховую организацию, окутанную целой системой регламента и кастовых предрассудков. Из фактора прогресса эти условия, на этапе разложения феодальных отношений, превращаются в препятствие для дальнейшего движения техники. Роль традиции, рутинных приемов работы, переходящих из поколения в поколение, обусловливает медленность эволюции орудий труда. Раз найденные формы работы надолго становятся неизменными, строго канонизированными в тех или иных звеньях производственного процесса. Однако самый характер феодального ремесла, основанный (в отличие от ремесла античной эпохи) на соединении ремесленника с собственными орудиями производства, являясь залогом развития общественного разделения труда, определяет конечный прогресс техники, возможность выхода из рамок феодальной замкнутости и перехода на новый этап раннекапиталистических форм техники.

Эта тенденция находит свое выражение в последние столетии ремесленного периода (XIV—XV вв.) в объединении разнородных ремесел в одной мастерской и в появлении различных механизмом (сверлильных аппаратов, проволочных машин, токарных станков, бесконечной цепи, ременной передачи, маховых колес), имеющих, правда, еще незначительное распространение, но важных с точки зрения будущих линий развития техники. В недрах феодального производства постепенно созревают, таким образом, материальные предпосылки для возникновения капиталистической мануфактуры.

Лекция 5. Становление науки и техники в средневековой России.

1) Особенности социально-экономического уклада славян и почва для появления научных знаний.

2) Основные технические достижения.

В VI-VП вв. славяне начали переселяться в район р. Днепр, при этом они переходили на оседлый образ жизни, а главным занятием становилось земледелие. Природные условия (лесная зона) способствовали утверждению подсечно-огневой системы возделывания земли. В степной зоне использовался перелог. Лишь в ХШ-ХIV вв. внедряется более рациональная система трехполья. Славяне выращивали просо (основная культура), ячмень, горох, технические культуры: лен, конопля. Основные сельхозорудия – соха (плуг появился только в ХIV-ХV вв.), сер, цеп (для обмолота зерна) и т.п. Мельница начала вытеснять зернотерку лишь в ХIV в.

В ранний период ремесленное производство носило характер домашнего промысла. Но с конца Х века у городов появляются ремесленные посады. Центральную часть города занимала крепость феодала – детинец (позднее – кремль). Стены городов делали из врытых в землю бревен – частокол, потом – из деревянных срубов, засыпанных грунтом – ряж, китай. Дерево было главным стройматериалом. Из него делали не только дома, но и мостовые и самотечный водопровод.

Наиболее почитаемые ремесленники – это кузнецы (ковали), которые получали железо сыродувным способом и обрабатывали его методом ковки. Главное устройство для получения высокой температуры, необходимой кузнецам (и гончарам – для обжига керамики) – горн, который раздувался мехами. Славились также литейщики цветных металлов и ювелиры, работавшие с золотом, серебром, эмалями (финифть) и т.д.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...