Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема соц. прогресса в социологии



Изменения в обществе происходят не хаотично, а имеют определенную направленность, оно развивается от простого к сложному, прогрессивно, поступательно. Критерии соц. прогресса у различных социологов далеко не одинаковы, но почти все из них видели, что с каждой новой исторической эпохой человечество поднимается на все более высокую ступень познания природы, развития орудий труда, удовлетворения своих потребностей. Человечество находится не в прошлом, а в будущем, к которому надо стремиться.

В обществе действуют не только прогрессивные, но и консервативные и реакционные силы, стремящиеся повернуть развитие назад. История знает застойные, даже попятные периоды. Но общая линия исторического развития на длительный период доказывает положительную направленность этого развития.

В связи с этим возникает сложный вопрос: каковы критерии соц. прогресса и могут ли они носить объективный характер? Нередка позиция, согласно которой критерии соц. прогресса носят не объективный, а чисто субъективный характер. Однако это не совсем правильно, существует общечеловеческий критерий общественного прогресса – степень объективного соответствия или несоответствия общественного строя подлинной природе человека, его потребностям и интересам свободного и всестороннего развития личности.

Для каждого, кто признает объективный и поступательный характер общественного развития, кто признает личность самоцелью такого развития, только то соц. изменение может быть признано прогрессивным, которое отвечает гуманистическому критерию общественного прогресса, приближает человечество к гармонии личности, общества и природы.

Не все социологи признают поступательный, прогрессивный характер развития общества. Шпенглер исходил из цикличного общественного развития народов и их групп, в рамках которого они проходят два предопределенных основных этапа – восходящая и нисходящая ветви развития. Дальнейшее развитие эта концепция культурно-исторических типов развития получила развитие благодаря Тойнби.

На своеобразной позиции находился Сорокин, у которого речь шла об идеальных социокультурных суперсистемах, различающихся мировоззрением. Он не отрицал общественного прогресса и вел речь о формировании, а в перспективе утверждение новой единой цивилизации в масштабах всего человечества. Это нашло свое отражение в возникновении и расширении влияния концепции современного глобализма.

Глобализм – современное человечество рассматривается не как обособленные страны, а как единое целое, новая соц. суперсистема, все структурные элементы которой находятся во взаимосвязи. Глобализация мира обусловлена постоянно прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Успех и решение глобальных проблем современности оказывается во всевозрастающей зависимости от активности и согласованности действий всех стран и народов мира.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...