Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
многообразии форм и структур человеческой организации. Неоднократно это обстоятельство, кстати, приводило антропологов к пессимистичному выводу о невозможности каких бы то ни было теоретических реконструкций. Однако и в тех исследованиях, которые призывали (и призывают) к необходимости синтетических обобщений, выведение закономерностей основывается, как правило, на постулировании той или иной гипотезы и подборе подтверждающих ее примеров. Это типичный и наиболее распространенный путь создания теоретического знания в социальных и гуманитарных науках, в том числе и в антропологии.
Последнее обстоятельство было подмечено еще в XIX в. этнологом Г. Нибуром, которой ратовал за необходимость привлечения максимального количества известных данных:
Многие этнологи пользуются довольно странным методом. У них есть какая-нибудь теория, полученная путем дедуктивных рассуждений, и к ней они присоединяют несколько фактов в виде иллюстрации... Единственно научный метод состоит в том, чтобы собирать беспристрастно факты и исследовать, нельзя ли их подвести под 5/ какое-нибудь общее правило... Но надо также остерегаться, как бы; не впасть в другую крайность. Мы никогда не будем в состоянии «достигнуть истинного понимания фактов без помощи руководящих идей (Нибур 1907: 8-9).
Впервые необходимость создания информационных баз по антропологии была осознана еще в XIX в. (в частности, выдающимся английским этнографом Эдуардом Тайлором (1832—1917), а также уже упомянутым Нибуром, который написал книгу «Рабство как система хозяйства» (рус. пер. 1907). В начале XX в. несколькими этнографическими школами в Европе предпринимались попытки создания этнографических каталогов информации. Однако развитие и расцвет формализованных антропологических исследований произошли только в США. В первую очередь эти работы ассоциируются с деятельностью Дж. Мёрдока, который еще до Второй мировой войны начал осуществлять сбор формализованной информации о культуре и социальной организации народов мира.
В последние несколько десятилетий, особенно в связи с развитием компьютерных технологий, в антропологии осуществлено много различных формализованных кросскультурных исследований*.
При Иельском университете существует специальный центр и создана обширная база этнографических данных (HRAF — Human Relations Area Failes at Yale University). В настоящее время существуют компьютерные версии базы, которые постоянно обновляются. С 1985 г. издается электронный журнал «World Cultures».
* Подробнее о данных методах см.: Коротаев А.В. Формальные кросскультурные антропологические исследования: Наука о культуре и социальная практика. Антропологическая перспектива. М., 1998.
В качестве примера формальных холокультуралистских исследований можно привести исследование взаимосвязи между типом хозяйства и уровнем политической интеграции (Коротаев 1991: 141).
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!