Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трагическое и комическое



Трагическоекатегория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимость ю, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке. Чаще всего источником трагедии становится противоречие между порывом к свободе и возможностью добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление. Трагическое (по схеме) имеет сходство с возвышенным. Та же победа духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями заканчивается неудачей или осуществляется ценой гибели героя.

В античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример – трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи средневековой трагедии – святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления. Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности. В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами. И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто заканчивается смертью, трагическое искусство оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает их на борьбу со злом. Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью.

Противовесом трагического в жизни и в искусстве выступает комическое. Комическоекатегория эстетики, отражающая неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоционально насыщенная форма их критики. Комическое (по схеме) означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, занудно-необходимого, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка. Полная победа таких явлений характеризуется как низменное и вызывает осуждение, а их неопасное преобладание комично и вызывает смех.

Оттенки комического многообразны: это юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур, гротеск. Комедийный смех не только отрицает и разрушает то нелепое и злое, которое им обнаружено, но и утверждает определенный положительный идеал, т.к. осмеянное перестает быть страшным или дискомфортным.

Основные сферы эстетической деятельности

Необходимым элементом эстетической культуры является эстетическая деятельность. Ведь эстетическое отношение к действительности представляет собой не только созерцание и оценку, но и некую форму практики. Эстетическая деятельность многообразна, она не сводится только к созданию произведений искусства.

Эстетика природы

В сегодняшнем мире немаловажное значение приобретает и эстетическое начало в деятельности по отношению к природе. Красота окружающего мира с давних пор поражала воображение человека и привлекала внимание художников. Но на современном этапе прекрасное отношение к природе подразумевает не только любование ею, но и гармонизацию взаимодействия: бережное использование, ненавязчивое изучение. Эстетически выверенным становится отношение кприроде не как «внешней среде», а отношения с природой как живого с живым.

Эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку по мере их материального и духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Красота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления природа была настолько неприступной и чуждой, что оставалась закрытой для эстетического освоения. Красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в природных явлениях положительного человеческого содержания. Красота природы воспринимается в рамках господствующего эстетического идеала. Если в XVII-XVIII вв. при французском дворе сформировался идеал «подстриженной», «украшенной» природы, что нашло отражение в искусстве классицизма, то под влиянием Ж.Ж.Руссо сложился идеал гармоничной и умиротворенной природы, противостоящей искусственности и порочности цивилизации. Романтическое искусство начала XIX века воспевало, напротив, дикую, необузданную природу, противостоящую обыденности буржуазной жизни.

В ХХ веке под влиянием экологических проблем эстетическая значимость природы была вновь переосмыслена, появились основы экологической эстетики. Она утверждает, что подлинное чувство прекрасного рождает не внешняя красота природы, не знание законов ее функционирования, а красота процесса гармонического взаимодействия человека с окружающей средой.

Природа как эстетический объект обладает самоценностью, и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, если оно порождено не деятельностью человека, а есть лишь следствие естественного нарушения жизненных процессов: заболевания животных и растений, разрушения в результате стихийных бедствий. Таким образом, объективным источником ощущения красоты в природе выступает гармоническая взаимосвязь ее явлений. Нарушение этой взаимосвязи, пресекание жизни порождает ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого. Воспитание эстетического отношения к природе – своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду материальным эгоистическим потребностям.

Эстетика труда

Трудовая деятельность – важнейший вид общественно значимой активности человека. Именно в труде и через труд человек получает наиболее широкие возможности ощутить себя участником общественного бытия, испытать чувство гордости и радости за красиво сделанную работу, насладиться красотой произведенного продукта.

Труд и человеческое понимание красоты с давних пор связаны друг с другом. Человеку с давних времен свойственно стремление к доведению до совершенства производимых изделий. Пожалуй, именно орудия труда стали первыми вещами, которые человек подвергал эстетическому совершенствованию, старался сделать их максимально удобными, легкоуправляемыми и высокопроизводительными. Все эти компоненты входят в понятие красивой вещи, являются эстетически значимыми.

В середине XIX века рядом представителей эстетической мысли было выдвинуто требование эстетического освоения условий и продуктов материального производства, создание «производственной эстетики», «эстетики труда». В частности, ее проявлением стало возникновение дизайнапроектирования эстетического облика промышленных изделий. Творческая деятельность дизайнеров призвана обеспечить высокую функциональность изделий в соответствии с общественными потребностями. Однако красота вещи не сводится к высоким потребительским качествам, она связана с духовным удовлетворением от вещи, которое способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы.

В круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям. Эстетика предполагает формирование социально-эффективной, экологически безопасной и экономичной производственной и предметно-бытовой среды.

Прекрасными могут быть не только результаты труда, но и сам процесс. Не случайно мы с восхищением наблюдаем за действиями человека, мастера своего дела, и говорим, что он «красиво работает». Красота в труде возникает не только из-за его морального «желания работать», трудолюбия, но и благодаря умению работать, сноровке, целесообразности действий. Такая работа оказывается не только эффективной, но и радостной, самоценным занятием, которому человек может предаваться «из любви к искусству».

В комплекс требований к современному процессу производства эстетика включает наработки эргономикинауки, изучающей трудовые процессы с целью создания оптимальных условий деятельности человека при обязательном обеспечении необходимых удобств, сохранении здоровья и работоспособности работника.

Наконец, предметом анализа эстетики труда являются эстетические требования к культуре производства, которые придают последнему не только материальное, но и духовно значимое наполнение. Эстетические достоинства производимых изделий предполагают соответствие их формы духовным ориентирам общества и человека.

Воплощение эстетического идеала в изделиях материального производства обладает рядом особенностей. Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации. В этих характеристиках – мера проявления полезности, целесообразности и красоты. Во-вторых, важно совершенство производственного исполнения изделия, качественная реализация дизайнерского замысла, художественно-конструкторского проекта. В третьих, изделие в композиционном отношении должно являть собой органическую связь пропорционального, масштабного и ритмического строя с системой унификации его отдельных узлов и деталей. Эстетически значимыми являются такие его свойства как вариативность элементов формы, позволяющие гармонично сочетать изделия с другими предметами.

Задачи технической эстетики не ограничиваются соответствующим оформлением продуктов труда. Большое значение имеют разработки по созданию оптимальных условий для творческого высокопроизводительного труда. Достижение этой цели эстетика связывает с активным внедрением в труд художественного начала. К оформлению производственных помещений и разработке новых инструментов привлекаются художники-конструкторы, учитывающие рекомендации физиологов, врачей, гигиенистов и других специалистов. Как показывают многочисленные исследования, соблюдение эстетических рекомендаций позволяет достигать весомого роста эффективности производства, эстетизирует его, делает производственную среду более человечной, приносящей людям радость.

Отдельно следует упомянуть красоту интеллектуального труда, для которого эстетика мышления является несомненным признаком истинности.

Эстетика быта и человеческих отношений

Эстетическая организация быта является проявлением человеческого стремления к красоте во всех сферах жизни. В то же время, наличие красивых вещей в окружении человека эстетически воспитывает его, делает его жизнь более гармоничной. Украшая свое жилище, одежду, предметы обихода, люди руководствуются эстетическими представлениями, характерными для общества, в котором они живут, тех социальных групп, к которым принадлежат. Бытовое же неустройство и варварство – признак упадка элементарной культуры, эстетической в том числе.

Организация и содержание досуга, которые являются важной составляющей бытовой сферы, также имеют эстетические параметры. Легковесные развлечения, потребление продукции массовой культуры свидетельствуют, в том числе и об упадке эстетического вкуса населения. Эстетика досуга подразумевает не только посещение учреждений культуры и общение с искусством. Пропорциональность, гармоничность, целостность – это те характеристики прекрасного, которые должны отличать любой фрагмент нашей жизни, где бы мы его ни проводили. Вовремя лежать на диване и вовремя чистить картошку может быть не менее важно для прекрасной жизни, чем посещать театры и презентации, стремясь к «красивой жизни».

Еще одна чрезвычайно значимая сфера проявления эстетического отношения – сфера общения, в которой эстетические критерии неотъемлемы от нравственных. Красота поведения предполагает проявление симпатии, доброжелательности, уважения к человеческому достоинству. Эстетическое начало присуще и нашему повседневному поведению, что проявляется в культуре межличностного общения. Вежливость и этикет необходимы не только из моральных соображений. Они способствуют красивым отношениям между людьми, отношениям, построенным не из чувства долга, а из стремления к прекрасному в общении.

В деловом общении эстетические критерии подразумевают создание благоприятного психологического климата, корректность в отношениях, их функциональную упорядоченность, способствующую укреплению социальных связей и повышению эффективности деятельности трудового коллектива.

В неформальном личном общении людей (в семье, в кругу друзей и близких) эстетической значимостью обладает умение общаться, не подавляя личности другого. Эстетически значимыми являются также используемые средства и способы коммуникации, прежде всего язык, интонации, мимика, жесты. Особенно важна культура выражения чувств, умение контролировать психологические состояния. Вступая в общение, друг с другом, люди должны уметь находить эстетически значимые формы выражения основных человеческих смыслов и ценностей.

Освоение личностью духовного богатства, опыт профессиональной и общественной деятельности создают необходимую базу для полноценного гармоничного общения с другими людьми. При этом, чем больший объем культуры общества войдет в арсенал личности, тем богаче и ярче станет не только содержание его общения, но и его форма, тем эстетичнее способы его осуществления. В деле приобщения человека к эстетическому богатству мировой культуры наибольшую роль играет искусство.

Разновидностью эстетической деятельности является художественное творчество, профессиональное и любительское. Создание произведений искусства представляет собой высшую форму эстетической деятельности.


ТЕМА 4. ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ

Лекция 4. Искусство как высшая форма эстетической деятельности

Основные понятия:

искусство; художественный образ; эстетическая функция; гедонистическая функция; функция социальной коммуникации; познавательная функция; функция предвосхищения; воспитательная функция; общественно-преобразующая функция; функция внушения; гуманизирующая функция; виды искусства; архитектура; архитектура малых форм; архитектура монументальных форм; садово-парковое искусство; жанр; изобразительное искусство; живопись; монументальная живопись; станковая живопись; пейзаж; натюрморт; сюжетно-тематическая картина; портрет; миниатюра; графика; станковая графика; прикладная-печатная графика; скульптура; монументальная скульптура; станковая скульптура; скульптура малых форм; барельеф; горельеф; контррельеф; фотография; декоративно-прикладное искусство; литература; эпос; лирика; драма; музыка; синтетические искусства; театр; кино.

Эстетическая природа и специфика искусства

Понятие «искусство»

1. В широком смысле слова понятие « искусство » означает всякое мастерство, искусно выполненную деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает их древнегреческого слова «тэхне» – искусство, мастерство.

2. Более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество, как было показано в предыдущей лекции, проявляется в различных сферах эстетической деятельности: в отношении к природе, на производстве и в быту.

3. Особым видом социальной деятельности является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности, – таков третий и самый узкий смысл слова «искусство». Он и станет предметом нашего рассмотрения.

Художественный образ

Специфика искусства определяется тем, что результатом деятельности в этой сфере является художественный образ. Когда мы общаемся с произведением искусств а, формы, краски и звуки воздействуют на органы чувств, т.е. на тело, влияние же на душу оказывает художественный образ. Образ – форма мышления в искусстве, он представляет собой единство чувства и мысли, это впечатление, оказываемое произведением искусства, его смысл.

С одной стороны, образ возникает как особое метафорическое, ассоциативное отражение действительности, когда сквозь единичный объект проступают типические черты явления. Такой плод вымысла получает самостоятельное существование, кажется живым и подлинным. Так литературные персонажи подчас воспринимаются как реальные люди, и даже автор романа с изумлением наблюдает, что «вытворяют» сотворенные им герои.

С другой стороны, создаваемые художественные образы несут на себе печать неповторимой индивидуальности их создателя, носят глубоко личностный характер. Такие личностные факторы как особенности и масштаб таланта, творческий опыт автора, связь с определенной культурной средой, мировоззрение художника детерминируют многие особенности художественной образности.

С третьей стороны, значимость образу придает не только индивидуально-личностная, но и общественно значимая его составляющая. В акте творчества духовная личность как бы отделяется от эмпирической личности, очищается от всего мелочного и случайного и становится выразительницей всеобщих человеческих ценностей и смыслов.

Итак, художественный образ – это конкретно-чувственное и, в то же время, обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора и имеющее общественную значимость.

Функции искусства

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил мировое наследие художественной культуры. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Люди ценят образы искусства за то, что они доставляют нам наслаждение: радуют глаз, ласкают ухо, но самое главное – радуют душу своей гармонией, возвышают ее, когда мы приобщаемся к творческому полету гения. В этом состоит самая приятная, гедонистическая функция искусства.

Искусство всегда было прекрасным общественным посредником, выполняло функцию социальной коммуникации. Художник стремится донести до людей свои переживания, при этом эстетический объект способен порождать множество «прочтений» своего смысла. Более того, многообразие возможных трактовок свидетельствует о глубине созданного художественного образа. В этом «секрет» произведений, ставших классическими. В их число попадают те, которые способны вновь и вновь пробуждать в людях эстетическое чувство; те, в которых любое поколение может открыть адекватные своим запросам смыслы. Искусство – посредник в коммуникации не только между автором и публикой. Люди с неподдельным интересом поддерживают между собой разговор о музыке, книгах, фильмах, что способствует общению и познанию внутреннего мира окружающих.

Искусство выступает специфической формой познания мира, «мышлением в образах». Выполняя познавательную функцию, искусство несет нам особое знание о мире. Это знание о социальных и духовных процессах подчас глубже научного. По крайней мере, литература знает о душе человека не меньше, а то и больше, чем специальная наука психология. Но дело не только в том, что искусство дает то же знание, что и наука, оно дает ценностно-окрашенное знание, сразу выделяет в нем важное и значимое для людей. Так, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждая об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на ум и чувства людей, воспитывая у нас представления о правильном положении вещей. Эстетически приятное становится для нас символом нравственно-положительного, художественное произведение исподволь внушает определенную ценностную ориентацию. Нельзя переоценить воспитательную функцию искусства.

В истории существовали группы деятелей искусства, которые сознательно стремились формировать общественное мнение и считали художественное творчество лучшей формой пропаганды общественных идей. Такова была литература эпохи «Бури и натиска» в Германии (60-70 гг. XVIII в.), когда романтизм как художественное направление стал средством критики косной немецкой действительности. Аналогичные задачи ставило перед собой русское товарищество художников-передвижников
(XIX в.), чьи полотна стали форменным обличением тяжелого положения простого народа.

Общество в целом также стремится поставить силу искусства на службу своим интересам. Военные марши должны приободрять солдат в трудных переходах (а раньше и на поле битвы). Красота соборов, музыка и пение во время церковной службы должны возвышать душу верующего и укреплять его религиозные чувства. Развешанные по городу плакаты призваны внушать его жителям различные идеи: от патриотических до коммерческих. Реклама так широко использует художественные средства, что сама уже стала претендовать на звание особого вида искусства.

Описанная выше позиция основана на убеждении, что искусство играет в обществе служебную роль, оно должно положительно воздействовать на жизнь, т.е. самая главная его функция – общественно-преобразующая. Те произведения, которые не выполняют этой задачи, не имеют ценности. Они бесполезны, а может быть даже вредны, так как не отвечают господствующим общественным интересам. Подлинное же искусство должно давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала.

Между тем социальные и нравственные идеи, «общественное благо» могут быть результатом художественной деятельности, но не должны быть ее главной целью. Если создатель начинает работать по теории, по заказу, по указке, произведение оказывается «правильным», но зачастую малоинтересным.

Поскольку искусство действует через чувства, разум при этом может и не заметить, какие ценности завладевают душой. Произведение искусства часто словно завораживает нас, выполняя функцию внушения, подсознательного сообщения идей и смыслов.

Страх перед неконтролируемым, «опьяняющим» действием искусства иной раз был так велик, что всякое общение с ним считалось безнравственным. Пуританская мораль (XVII-XVIII вв.) объявляла танцы «бесовскими», стремление украшать жилище – «суетным», отвергала любую литературу, кроме нравоучительной. В рассказе Л.Н.Толстого «Крейцерова соната» развивается идея о том, что иная музыка настолько чувственна, что развращает людей, например, подталкивает женщину к измене мужу. В современном обществе не раз ставился вопрос о том, как защитить нравственное и психическое здоровье людей от разрушительного воздействия иной аудио- и видео-продукции.

Чтобы художественное произведение было эстетически значимым, в нем должно быть запечатлено нечто великое и универсальное, что позволит произведению пережить свое время, а его создателю почувствовать себя творцом непреходящих ценностей. Такие работы оказываются наиболее соответствующим общественным интересам, только не сиюминутным задачам, а глубокой потребности человечества стать совершеннее. Из века в век, несмотря на смену направлений, стилей, приемов, гуманизм оставался смысловым стержнем искусства, искусство выполняет гуманизирующую функцию.

Виды искусства

Виды искусстваэто исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Виды искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительно-выразительных средств и приемов.

Архитектура

Архитектуравид искусства, целью которого является создание зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Архитектура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются польза и красота, техническое и эстетическое начала. Этот вид искусства использует исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов, включающую выбор архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений, формирующих архитектурный стиль той или иной эпохи или национальной культуры.

Наряду с жанрамигражданской и промышленной архитектуры в преобразовании предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных форм»: речь идет о мостах, триумфальных арках, телевизионных мачтах. В разработке пространства городов не меньшую роль играет и «архитектура малых форм» (киоски, урны, тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.) Весьма привлекательные результаты дает и садово-парковое искусство, включающее в себя ландшафтную архитектуру (скамейки, беседки, гроты и т.п.).

Изобразительные искусства

Изобразительными искусствами называются виды художественного творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящие конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. Здесь художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве, но не во времени.

Живопись представляет собой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основным изобразительным приемом является колорит, система цветовых сочетаний. Живопись разделяется на монументальную (роспись фасадов зданий, стен, потолков) и станковую (собственно картины). Основными жанрами живописи являются:

· пейзаж – изображение природы, сельский, городской, индустриальный пейзаж;

· натюрморт – изображение естественных предметов (цветов, фруктов, дичи, рыбы, бытовых вещей);

· сюжетно-тематическая картина – исторического, батального, жанрово-бытового содержания;

· портрет – изображение человека.

Особое место в живописи занимает миниатюра – произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Миниатюры выполняются гуашью, акварелью, эмалью, маслом, лаком, темперой.

Графика основана на однотонном рисунке и использует в качестве изобразительных средств контурную линию, точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения графика делится на станковую, представляющую собой оригинальные произведения, имеющие самостоятельное значение, и на прикладную-печатную (гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д.).

Скульптура воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах. Основные материалы, применяемые в скульптуре: камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию и трактовке образов скульптура делится на:

· монументальную (памятник, монумент, многофигурный рельеф);

· станковую (портрет, жанровые сцены, статуи);

· скульптуру малых форм (игрушки, медали, резьба по камню).

По форме изображения различают:

· объемную трехмерную скульптуру, допускающую измерение по высоте, толщине, ширине и обход со всех сторон;

· рельефно-выпуклые изображения на плоскости, которые подразделяются на:

- барельеф (низкий), применяемый на монетах и медалях);

- горельеф (высокий), используемый в монументальной и станковой скульптуре;

- контррельеф (вогнутый), применяемый на печатях и различных формах.

Фотография – один из новых видов искусства, порожденных техническим прогрессом. Современный фотографический снимок – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта фотографирования, освещения, специального наклона аппарата может создать подлинно художественный образ.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство – один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных как для практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. Большим разнообразием отличаются технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и др.

Литература

Литератураписьменная форма искусства слова – является наиболее аналитическим из всех видов искусства. Литература при помощи своего главного изобразительного и выразительного средства – слова – создает «художественную действительность», живое бытие образов.

Литература делится на три рода:

· эпос;

· лирику;

· драму.

К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. Эти произведения сюжетны, в них действительность и человеческие судьбы раскрываются наиболее развернуто. Специфической чертой эпической литературы является повествование в сочетании с монологами и диалогами персонажей.

К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Предметом выражения в лирике являются внутреннее состояние, переживания и настроения человека. Субъективные переживания, хотя и связаны с мыслями и чувствами самого автора, в поэтическом тексте приобретают общезначимые характеристики.

Драма предназначена для сценического воплощения. Ее жанрами являются: собственно драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др.

Музыка

Музыкавид художественного творчества, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы. Музыкальный звук появился как результат творческой деятельности сознания и общего развития художественной культуры. Интонация является главным выразительным средством музыки. Другими компонентами музыкальной выразительности становятся: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, темп, динамические оттенки, инструментовка.

Жанровое многообразие этого вида искусства складывается из оперной, симфонической, камерной, инструментальной, вокальной, вокально-инструментальной музыки.

Синтетические искусства

Под синтезом искусств понимается органический союз равноправных, самостоятельных видов искусства.

Театр. Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театральный синтез искусства включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр объединяет самые разные жанры: драму и балет, оперу и пантомиму.

Истоки театрального искусства восходят к религиозным образам и карнавальным действиям. Как профессиональное искусство он сложился только в эпоху Возрождения, когда театр становится и зданием, где проводятся представления.

Долгое время главной фигурой в театре был актер, иногда объединяющим началом мог быть автор пьесы (Шекспир, А.Н.Островский). Зрелый режиссерский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко возник в России в самом конце XIX века. В ХХ веке театральная практика пополнилась множеством экспериментальных форм: появился театр абсурда, камерный театр, политический театр, театр улицы и.т.д.

Кино. Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями таких его выразительных средств, как киноизображение и монтаж. Исторически в кинематографе сложились три жанра: игровой (художественный), неигровой (документальный и научно-популярный) и мультипликационный.

В игровом кино художественный образ создается на основе сценария. С помощью специфических средств жизненный материал воспроизводится, создавая иллюзию безусловной реальности экранного действия. Неигровое кино выражает действительность, минуя фабулу и сюжет. Информация здесь обладает наибольшей степенью подобия, реалистичности. Основой поэтики мультипликационного кино являются метафоричность, иносказательность, позволяющие через условности графического или объемного (кукольного) образа создать иллюзию его прямого соответствия действительности.

Все виды и жанры искусств на современном этапе плотно взаимодействуют между собой, что является признаком живого художественного процесса.

Контрольные вопросы по теме №4

1. Какие определения искусства Вы знаете?

2. Каковы свойства художественного образа?

3. Какие функции искусства Вы знаете?

4. Какие виды искусства Вы знаете?

5. Каковы жанры архитектуры?

6. Каковы изобразительные средства графики?

7. Какие синтетические виды искусства Вы знаете?

8. Какой род литературы называется лирикой?

9. К какому виду искусства относится садово-парковое искусство?

10. В каких видах искусства различают монументальную и станковую разновидности?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Эстетические учения в античности.

2. Эстетические учения Византии и в европейском средневековье.

3. Эстетические учения в эпоху Возрождения.

4. Эстетические учения Нового времени.

5. Эстетика в немецкой классической философии.

6. Русская эстетика XIX-ХХ века

7. Проблема элитарного и массового искусства в эстетике
XIX-ХХ вв.

8. Европейские художественные направления в XIX-ХХ вв.

9. Понятие «эстетического».

10. Система эстетических категорий

11. Основные трактовки категории прекрасного.

12. Эстетика природы.

13. Эстетика трудовой деятельности.

14. Эстетика быта, досуга и общения.

15. Понятие «искусство».

16. Специфика художественного образа.

17. Функции искусства.

18. Виды искусства (общая классификация).

19. Специфика изобразительного искусства.


ЛИТЕРАТУРА

1. Авторский курс лекций.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

3. Бесклубенко С.Д. Природа искусства. – М., 1982.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1988.

5. Ванслов В.В. Что такое искусство. – М., 1988.

6. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли ХХ века. – М., 1990.

7. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. - М., 1991.

8. Зись А.Я. Виды искусства. – М., 1979.

9. История эстетической мысли. В 6-и тт. – М., 1984-1987.

10. Каган М.С. Морфология искусства. – Л., 1979.

11. Кондрашов В.А. Этика. Чичина Е.А. Эстетика. – Ростов-на-Дону, 1998.

12. Лекции по истории эстетики (под ред. Кагана М.С.). – Л., 1973-1980.

13. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.. 1965.

14. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М.. 1978.

15. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк эстетической аксиологии. – М., 1994.

16. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. – М., 1979. Этические идеи ХХ века:

17. Эстетика (под ред. Радугина А.А.) – М., 2000.



Учебное издание





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...