Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы для тематического подхода



В западной культуре и образовательной системе используется аналитический подход почти к каждому предмету и понятию. И поскольку к большинству предметов приме­няется подобный метод, то и христиане, похоже, автоматически соглашаются с тем, что если кто-то действительно хочет знать Библию, он должен анализировать и классифицировать каждую часть Слова Божьего.

Да, в наших занятиях в определенной степени необходим анализ, но гораздо более необходимо видеть Слово Божие как единое целое. Такой, так называемый, целостный или обзорный метод изучения и преподавания Священного Писания был назван синтетическим подходом для того, чтобы отличать его от аналитического метода. При синтетическом методе приоритет отдается изучению общего, а затем рассматривается частное, в отличие от аналитического метода, при котором сначала рассматривается частное, а лишь затем общее.

Представьте себе, что вы стараетесь научить туземца делать часы и чинить их. Если он никогда не видел часов и не представляет, для чего они нужны, он сочтет невозможным понять положение и назначение каждой отдельной детали. Наиболее разумным в данном случае будет показать ему целые часы. После этого мы можем показать ему мелкие детали и объяснить назначение каждой из них в работе всего часового механизма. Точно так же мы должны подходить к преподаванию Священного Писания, поскольку общее рассмотрение создает основу для более детального, аналитического исследования.

Необходимость синтетического обучения Священному Писанию прежде тематического наглядно доказана опытом моего друга-миссионера, собиравшегося на Филиппины. Когда он вернулся в свою церковь, чтобы подготовиться к отъезду и дождаться отправ­ления, пастор попросил его провести занятия по изучению Библии для взрослых. Миссионер решил начать с Бытия и, сделав обзор Ветхого Завета, перейти к Новому Завету. Спустя некоторое время, встретив меня в Маниле, мой друг рассказал: "Чем больше я учил, тем с большим волнением и энтузиазмом меня слушали. Хотя эти люди много лет посещали нашу церковь, им никогда не преподавали Библию хронологически и методом обзора. В конце одного из занятий некая слушательница спросила: "Почему наш пастор нас никогда так не учил? Я всю жизнь слушаю проповеди, но только сейчас я начинаю воспринимать Библию, как единую книгу!"

Обычно молодые христиане многие годы бьются над тем, что не могут ясно воспри­нимать Библию как единую книгу. Боль­шинство проповедников редко, если когда-либо вообще, преподают Слово Божье на истори­ческой и хронологической основе в контексте всей Библии. Проповеди по отдельным текстам и темам сводят понимание Слова Божьего к знанию разрозненных фрагментов и стихов. В то время как при обзорном изучении Ветхого и Нового Заветов Библию можно рассматривать как единую книгу.

Изучению библейские тем должно отводиться важное место в нашей учебной программе, но такие занятия следует проводить с теми, кто уже изучал Священное Писание как единое целое. Если мы примем подобный подход за основу, то и тематические занятия, когда они будут необходимы, окажутся более эффективными. Та часть, которую мы изучаем на основе тематического метода, будет ясно восприниматься и оцениваться в контексте всего Божьего откровения?

Тематическое изучение обычно носит вспомогательный характер. Это видно из служения пророков, которых Бог призвал для того, чтобы напомнить Израилю о праведности и святости законов, которые последовательно давались ему через Моисея. Значительная часть пророческих учений связана с темой непокорности Израиля и Иудеи и предупреждениями Господа о грядущем суде, если они чистосердечно не раскаются и не послушаются явленного им Божьего откровения. Тематические писания пророков, имеющие профилактический характер, в действительности прерывают прямую линию последовательного Божьего откровения, указывающего на Христа, грядущего Царя и Его царство.

Тематические занятия следует проводить тогда, когда имеют место неверные толкования или нарушения Священного Писания, или когда нужно выделить или разъяснить какое-то отдельное учение. Если в церкви возникает какое-либо осложнение, проповеднику следует временно переключиться на тематическое, корректирующие обучение.

Послания Павла к Коринфянам пред­ставляют собой еще один пример темати­ческого, корректирующего обучения. Прежде всего, Павел напоминает коринфянам о том, чему он их уже учил как сути откровения, которому они должны верить и следовать. Вначале он учил коринфян так же, как и в любом другом месте. Его обучение основы­валось на ветхозаветных Писаниях (Деян.18:4,5; 1Кор.10:1,11). К этому он добавляет учения, данные Господом Иисусом Христом во время Его пребывания на земле (1Кор. 11:23). Его наставления дополняются откровениями Святого Духа, начиная со дня Пятидесятницы (1Кор.2:1-13). И вот на этом полном откровении основывает Павел свое корректи­рующее тематическое обучение с целью исправления положения церкви в Коринфе.

Таким образом, мы видим, что корректирующее тематическое обучение становится более понятным, когда ему предшествует главная модель последова­тельного откровения. Поскольку Бог открывал все Свои учения постепенно и последовательно, поэтому самым простым и ясным методом изучения какого-либо отдельного учения является рассмотрение его развития от Бытия до Откровения.

Если, например, необходимо изучить вопрос о браке и семье, то нет лучшего способа, чем начать с Бытия, как это сделал Иисус, отвечая на вопросы о браке (Мф.19:3-6). Напомнив нашим слушателям о Божьем предназначении брака и семьи, о чем сказано в Быт.2, мы затем можем в хронологическом порядке обратиться к другим Писаниям, в которых также говорится о семье и браке. Мы можем учить по Втор.24:1, где Моисей позволил непокорным израильтянам отойти от идеального образца брака и семьи, данного Богом, а затем по Мф.19, где Иисус разъясняет эту часть из Второзакония. И наконец, мы должны рассказать о наставле­ниях апостолов по этому вопросу, которые вновь подтверждают Божий замысел и образец брака и семьи.

А теперь, представьте себе церковь, где основной метод преподавания – постоянное обучение Слову Божьему, как единой книге. Проповедники с соблюдением методических требований рассказывают обо всем Слове Божьем, чтобы верующие все лучше и лучше понимали целостность Божьего откровения, как в Ветхом, так и Новом Заветах. Но время от времени в церкви неизбежно возникают проблемы и при таких обстоя­тельствах необходимо отойти от обычной учебной программы и обратиться к корректирующему тематическому обучению. Если Слово Божье последовательно преподавалось как единое целое, то будет относительно просто провести необходимое корректирующее тематическое обучение по многим частям Священного Писания. И преподаватель Библии сможет спросить тех, кто усвоил общую композиционную струк­туру Библии: "Помните, что мы учили в такой-то части Писания относительно того-то и того?" А так как слушателям Священное Писание преподавалось на обзорной основе, то наставник сможет приводить цитаты из различных частей Слова Божьего в качестве авторитетных аргументов при тематическом корректи­рующем обучении.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...