Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 37. Савроматы и сарматы



Савроматы кочевые ираноязычные (по мнению некоторых историков) племена, близкие скифам Северного Причерноморья жившие в VI—IV веках до н. э. в в Подонье и и на территории Нижнего Поволжья. Греческие писатели (Геродот и др.) называли савроматов народом, «управляемым женщинами». Имели своих царей (басилевсов, василевсов), например, Скопасиса (Скопаса) около 512 г. до н. э. в низовьях Дона, отличившегося в войне против Персии, которая пыталась покорить Скифию. Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки на берегах волжских притоков и по реке Маныч. Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами, которые расположены группами (иногда до 100 курганов вместе). Под их насыпями находятся узкие прямоугольные ямы, в которых хоронили простых общинников. Встречаются квадратные погребальные камеры. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дно клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматом является вытянутое трупосожжение, чаще головой на запад. Самым массовым археологическим материальном саврроматской культуры является керамика. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенной является баночные сосуды с прямыми боками. Существовали горшки различных форм. Многие сосуды снабжены ручками. Среди археологического материала много оружия. Основным вооружением был короткий сложный лук скифского типа.

Сарма́ты общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н. э. — IV в. н. э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие, в разное время, лидирующие положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы. В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.[2] Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр. Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура. Одежда.Основной одеждой сарматов были длинные просторные штаны, кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлык).

По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» (Римский географ I века новой эры Помпоний Мела). Жилища Сарматы, посообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» (Помпоний Мела). Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. — начала I века н. э.Страбон: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются»

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою. Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «…у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную» (Корнелий Тацит). Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться». Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...