Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 10. Философия экзистенциализма



Ведущая идея. Поворот в рассмотрении проблемы бытия от вопроса «что есть бытие?» к вопросу о смысле бытия. Бытие человека существует как бытие-в-мире, его фундаментальными свойствами являются вопрошание о смысле своего существования, осмысление мира как того места,
в котором являет себя человеческое присутствие и, наконец, трансцендирование как способность к преодолению наличных границ бытия.

Важно знать. В самой экзистенциальной философии выделяется два направления. Во-первых, атеистический экзистенциализм, представленный такими авторами, как М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар. Во-вторых, религиозный экзистенциализм – К. Ясперс, Г. Марсель, М. де Унамуно, П. Тиллих.

В экзистенциальной философии М. Хайдеггера получает свое выражение антропологическая парадигма философского мышления (Кьеркегор, Ницше), основным мотивом которой явилась экзистенциальная аналитика человеческого существования. Немецкий мыслитель понимает человеческое бытие как присутствие, онтологической особенностью которого является то, что оно всегда понимает свое бытие, осмысляет его, т.е. бытие по своей сути герменевтично.

Обратившись к тексту Хайдеггера «Бытие и время», попытайтесь понять, чем отличается человеческое бытие от всякого другого типа бытия
в мире, и обозначьте основные экзистенциалы, в которых обнаруживает себя Desein. Временность и историчность бытия. Почему Хайдеггер обнаруживает подлинность человеческого бытия в его движении к смерти? Обратите внимание, что фундаментальная онтология Хайдеггера выявляет два основных способа присутствия в мире: бытие неподлинное – das Man («Люди») и бытие индивидуальное, личное. Как Хайдеггер понимает das Man и как возможно обретение индивидуального присутствия?

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Бытие как личностный индивидуальный проект. Почему у Сартра существование предшествует сущности? Свобода как безусловное основание человеческого существования, как возможность экзистенциального преображения бытия. Философия Сартра обнаруживает парадоксы свободы, показывая как в этом фундаментальном для человека опыте сопряжены долженствование и ответственность. Обратившись к текстам Сартра, раскройте различные формы отношения Я
и Другого (любовь, мазохизм, самообман и т.д.).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются философский замысел и основная интенция экзистенциализма? На каком основании экзистенциалисты предпринимают критику классической философии?

2. В чем проявляется преемственность экзистенциализма по отношению к «философии жизни»? Как соотносятся между собой «жизнь» и «экзистенция»?

3. Определите основные принципы и понятия, с помощью которых Хайдеггер осмысляет человеческое бытие: временность, историчность, смысл.

4. Почему Сартр определяет человеческое существование как бытие
в проекте? В чем философ видит основание человеческой свободы, и как решается философом проблема Я и Другого?





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 410 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...