Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ведущая идея. Основная проблема античной философии – проблема бытия. Бытие понимается как смысловое основание существования всякого сущего, в том числе и человека, и условие понимания сущего как сущего. Поэтому обратите внимание на то, что в античной культуре складывается определенная традиция, согласно которой человеческий мир онтологически не самостоятелен, свое основание он получает в другом мире – в мире истинного бытия, который задает человеку определенный способ мысли и способ действования.
Важно знать. Впервые проблема бытия возникает в античной философии, которая видит бытие как смысловой предел, как начало, позволяющее быть всему, что есть. И неслучайно, поэтому проблема бытия начинает рассматриваться в контексте первоначала, которое обсуждают представители милетской школы. Первоначало – это то, что порождает все и присутствует во всем. Постарайтесь здесь ответить на вопрос, в чем смысл обращения человека к бытию? Бытие как специфический предмет рассмотрения философии было впервые осмыслено Парменидом как неизменное и постоянное начало сущего, как то, что, если воспользоваться словами Хайдеггера, «держит на себе сущее». Обратите внимание на два тезиса Парменида: «Бытие есть, небытия нет» и «Бытие и мысль тождественны». Какие следствия для философии и науки вытекают из этих тезисов Парменида? Важно, что бытие здесь держится усилием человеческой мысли, открывается человеку в опыте понимания. Как Вы думаете, почему именно мысль открывает человеку область бытия?
Далее полезно будет сопоставить онтологическую концепцию Парменида с пониманием бытия у Гераклита. Если основатель западной онтологии (Парменид) мыслит бытие как неизменное, тождественное, умопостигаемое начало, то эфесский мыслитель (Гераклит) представляет его как подвижное, противоречивое, находящееся в вечном становлении начало мира.
Новый ракурс в античной мысли открывает Сократ, обращаясь к проблеме познания. Всякая мысль есть мысль о Едином, о бытии. Обратите внимание на два узловых момента. Во-первых, познание есть личностный акт (здесь постарайтесь понять, в чем заключается принцип майевтики, о котором говорит Сократ). Во-вторых – познание связано не только с тем, что Я постигаю ту или вещь, но с тем, что одновременно Я постигаю и самого себя в качестве мыслящего Я, т.е. познание всегда оборачивается самопознанием. Подумайте, в чем смысл парадоксального высказывания Сократа: «Я знаю, что Я ничего не знаю».
Вопросы для самоконтроля
1. Какова специфика ранней греческой философии? В чем смысл обращения к проблеме бытия? Какие вопросы пытались решить первые философы, обсуждая данную проблему?
2. Объясните, почему бытие и мышление тождественны у Парменида, почему быть и мыслить – это одно и тоже?
3. Какие новые проблемы открывает школа софистов в философии. Почему Сократ считает, что всякий опыт познания есть опыт самопознания. Как связано знание и сознание у Сократа?
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!