Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В защиту богословия 3 страница



[135] Штильмарк А. Р. Церковь и черносотенцы. Письмо соратнику Николаю Ведерникову // Черная Сотня. Православная патриотическая газета. Спецвыпуск. - М., 1998, №1

[136] Свт. Григорий Богослов. Слово 21 // Творения. Троице-Сергиева лавра, 1994, т. 1, с. 319

[137] Свт. Григорий Богослов. Слово 3 // Творения, т 1 с. 36

[138] Прп. Петр Дамаскин. О целомудрии // Творения.Киев, 1905, с. 304

[139] Булгаков С. Н. Свет невечерний. - М., 1994, cc. 14-15

[140] Аксючиц В. Под сенью креста. - М., 1997, с.8

[141] Там же, с. 8

[142] Там же, с. 30

[143] Там же, с. 520

[144] Там же, с. 378

[145] Там же, с. 339

[146] Там же, с. 501

[147] Там же, с. 337

[148] Там же, с. 339

[149] Там же, с. 341

[150] Там же, с. 339

[151] Там же, с. 327

[152] Цит. по: Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. - М., 1994, с. 298

[153] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. - Рига, 1937, т. 2, с. 929

[154] Письма Елены Рерих 1929-1938. - Минск, 1992, т. 1, с. 301

[155] См.: Карташев А. В. Вселенские соборы. - М., 1994, с. 353

[156] Там же, с. 354

[157] Грамота императора Юстиниана к святому Собору об Оригене и его единомышленниках // Деяния Вселенских Соборов. - Казань, 1889, т. 5, с. 256

[158] Послание свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского, Шестому Вселенскому собору // Деяния Вселенских Соборов. - СПб., 1996, т. 4, cc, 155-156

[159] См.: Правила святых апостол, святых Соборов, Вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями. - М., 1876, с. 439

[160] Деяния Вселенских Соборов. - СПб., 1996, т. 4, с. 501

[161] Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993, с. 863

[162] Цит. по: Медведев И. П. византийский гуманизм. Л., 1976, с. 55

[163] Аксючиц В. Под сенью креста. Сс. 525-526; с. 99

[164] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. - Рига., 1937, т. 2, с. 106

[165] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 303-304

[166] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 115

[167] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 83

[168] Шапошникова Л. Огненное творчество Космической Эволюции // Рерих Е. И. У порога нового мира. - М., 1993, с. 8

[169] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 83

[170] Письма Елены Рерих 1929-1938. - Минск, 1992, т. 2, сс. 337-338

[171] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 527

[172] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 641

[173] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 541

[174] "Энтелехия - низшая, животная или вторая, душа, которой обладают все живые существа. Это первая стадия воплощения духовной монады" (там же, cc. 553-554)

[175] Там же, cc. 331 и 532

[176] Там же, cc. 546-547

[177] Там же, с. 378

[178] Выбор. Литературно-философский журнал русской христианской культуры. - М., 1988, №№ 4-5

[179] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 33

[180] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М., 1998, с. 29

[181] "Ибо так говорит мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором, и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь"" (Ис. 8,11-12)

[182] "Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город" (Мф. 23, 34)

[183] Лосский В. Н. Предание и предания // Лосский В. Н. По образу и подобию. - М., 1995, с. 142. Подробнее этаже мысль о необходимости различать православное вероучение от фольклорного псевдохристианского язычества проводится в статье С. С. Аверинцева "Христианская мифология" (Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1998, т. 2). К сожалению, в церковной среде эта статья известна в основном благодаря недобросовестной критике ее в статье протоиерея Сергия Антиминсова (К вопросу о "христианской мифологии" // Москва. - М., 1993, №10). Если Аверинцев с самого начала подчеркивает, что он противопоставляет христианскую доктрину и миф, который складывается в народном творчестве вокруг церковного учения, то его критик в порыве любообличительной страсти не замечает этого фундаментального противопоставления аверинцевской статьи: "Название статьи говорит уже о многом, "Христианская мифология" - как мог писатель-христианин поставить эти два слова рядом? Неужели для него христианство - это миф?" (с. 189). В итоге оказывается, что для протоиерея Сергия Антиминсова нормой православности предстает вера в существование кентавров (с. 190): усомниться в существовании сих персонажей - раз уж они присутствуют на страницах некоторых вариантов "Жития" прп. Павла Фивейского - значит прослыть модернистом и еретиком

[184] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - Париж, 1983, cc. 3-4

[185] "Через год он снова приехал в Минводы с тещей, помазал маслом из лампады больные глаза тещи и засыпал их землей с могилки старца, свято веруя, что это принесет ей исцеление" (Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 167)

[186] Этот рассказ Достоевского восходит к "Житию св. Петра, бывшего мытарем" (память 22 сентября). Петр в своем допокаянном житии однажды с озлоблением метнул хлеб в нищего... Впрочем, эпизод с вытягиванием из огненного озера в церковном "Житии" отсутствует

[187] В декабре 1997 г. в московском храме Св. Троицы что на Воробьевых горах у свечного ящика произошла весьма показательная беседа. Зашедшая старушка спросила хозяйку свечного ящика, как надо отмечать сороковой день. В ответ же услышала: "Надо поставить хлеб и воду. Душа прилетит, захочет напиться - вот надо, чтобы для нее все было готово". Когда бабушка, благоговейно выслушавшая весь этот рассказик, идущий от анимистических верований неолита, ушла, приходская богословица громко вздохнула: "Ну ничего-то не знает народ. Всему-то их учить надо!" Вообще-то еще в Ветхом Завете об этом сказано: "Сласти, поднесенные к сомкнутым устам, то же, что снеди, поставленные на могиле. Какая польза идолу от жертвы? Он ни есть, ни обонять не может" (Сир. 30,18-19). И блж. Августином подтверждено: "Если же, когда мы умрем, наши родные приносят что-либо на гробы наши, то себе, живущим, приносят они, а не нам, мертвым. Это даже Писание осмеивает, когда говорит о снедях, поставленных на могиле. Ясно, что мертвые не нуждаются в том, и что это есть обычай языческий, и ведет он свое начало не от отцов наших, патриархов, у которых мы не находим указаний на приношения умершим" (Августин. Беседа 361. О воскресении мертвых первая, 6)

[188] Димитрий, митр. Ростовский и Ярославский. О кресте. - М„ 1855, с. 26

[189] Выражение, как, впрочем, почти все в жизни Церкви, не новое. Но вот ранее оно было, скорее, литературным приемом, как, например, у В. О. Ключевского, писавшего об одном своем критике: "Ему подобает быть за порогом Православия, в притворе кающихся и оглашенных, в интересе духовной гигиены православного общества, освободиться от той болезни ума, которую один русский писатель XVIII века, говоря о расколе, назвал бабской богословией " (Ключевский В. О. Аллилуйя и о. Пафнутий // Отзывы и ответы. Третий сборник статей. - М., 1914, с. 214)

[190] Варзанова Т. Во что верят прихожане? Религиозное сознание современных верующих // Русская Мысль. - Париж, 4.9.1997

[191] Ничего необычного в такого рода предложении нет. Например, в монашеской практике принято осаживать новичка, чинить препятствия тому, кто желает принять монашество. Чтобы выяснить мотивы человека и твердость его намерения, крепость его веры, у монастырского порога скорее отгораживаются от пришедшего, чем зазывают его. "Если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда: ибо ему это полезно" (Древний Патерик. - М., 1899, с. 202)

[192] Фаррар Ф. Первые дни христианства. - СПб., 1892, с. 710

[193] Мне известна лишь одна попытка отрезвить поклонение модным старцам с их зачастую весьма новой и шокирующей "духовностью". Это - статья священника Тимофея Сельского "Старческая немощь новоначальных" (Русский пастырь. - Джорданвилль, 1996, №25; перепечатка в книге: "Игумен Никон [Воробьев]. Нам оставлено покаяние. Письма" [М., 1997]), содержащая критический анализ книги "Иеросхимонах Сампсон (Сивере). Жизнеописание... Беседы и поучения... Письма..." (М., 1995, т. 1, 2, 3 [ч. 1 и 2])

[194] Жизнь Вечная. - М., 1996, №17, февраль

[195] Этот рекламный слоган мне довелось слышать в Вербное воскресенье 1998 г. на православной выставке в московском кинотеатре "Октябрь"

[196] На обложке этого цитируемого нами номера газеты "Жизнь Вечная" помещена фотография Григория Распутина с надписанием: "Григорий - человек Божий", а затем следует апологетическая статья о нем как об истинном старце. Распутин, конечно, не был тем чудовищем, каким рисовали его либеральные газеты предреволюционной поры. Но и в святоотеческий ряд ставить его все же нет резона. По моему ощущению это был банальный "экстрасенс". Но, чтобы не впадать из одной крайности (неумеренно осудительной) в другую (безудержно восхвалительную), стоит держать в памяти хотя бы одно высказывание этого религиозного деятеля: "Всякая вера от Господа, критиковать никакую веру нельзя" (Записка [март 1915 г.]. Опубл.: Платонов О. Жизнь за Царя. Правда о Григории Распутине. - СПб., 1996, с. 279). Если уж господа из "Жизни Вечной" взяли на себя подвиг борьбы с экуменизмом, - то как же их не коробит от такого суперэкуменического высказывания? В этой же книге приведено немало примеров ложных пророчеств "старца" Григория (см. cc. 297-299), что почему-то никак не повлияло на сверхапологетическую позицию самого автора. О негативной церковной оценке деятельности и личности Григория Распутина и о мотивах такой оценки см. исследование Синодальной комиссии по канонизации святых: "Царская семья и Г. Е. Распутин (Материалы, связанные с вопросом канонизации царской семьи)" (М., 1997, cc. 51-54)

[197] Жизнь Вечная. - М., 1996, №17, февраль

[198] Сестра Антонина. Чисточетверговая вода // Преображение. Газета Спасо-Преображенского храма г. Дятьково Брянской области, 1997, № 4, апрель

[199] "По словам ответственного секретаря Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий Владимира Наумова, за годы советской власти на территории бывшего СССР подверглись репрессиям примерно полмиллиона служителей церкви. При этом, по его данным, более 200 тысяч из них были физически уничтожены" (Готовится указ о реабилитации служителей церкви //Сегодня. - М., 30.1.1996). Впрочем, есть епархии, для которых и 10 процентов богословски образованных священников являлось бы признаком относительного благополучия. На Сахалине на 42 прихода приходится лишь два священника с семинарским образованием (Церковная жизнь на Сахалине. Интервью с епископом Южно-Сахалинским и Курильским Ионафаном // Русская мысль. Париж, 18.9.1997)

[200] Сейчас в помощь христианам стала Святая Православная Церковь. В полночь под Великий Четверг можно прийти в храм, где молитвами батюшки и прихожан вода приобретает еще больше силы. Нашему настоятелю отцу Александру все прихожане очень благодарны за его участие в богослужении"

[201] "Великий князь Николай Николаевич всегда был склонен к мистицизму. Чем для мистически настроенной царицы был Распутин, тем теперь стал для великого князя капитан 1 ранга А. А. Свечин. В данное время (ноябрь 1918 г.) он находился под обаянием какой-то расслабленной, лежавшей в Ялте матушки Евгении, все время пророчествовавшей. Свечин сумел зачаровать великого князя пророчествами матушки Евгении, вещавшей о близко ожидающей великого князя роли спасителя России и в экстазе чуть ли не видевшей его уже с венцом на голове... Великий князь с экзальтацией начал мне рассказывать, как Господь через дивную матушку Евгению открывает о нем Свою волю, коей он должен подчиниться, раз она узнается из такого высокого источника, как обладающая даром прозрения матушка. Я слушал этот бред, стиснув зубы, но по временам не выдерживал и охлаждал увлекшихся, советуя не искушать Господа, не требовать знамений и чудес, не верить слепо каждому пророчеству, ибо оно может быть от человека, а не от Бога. Мои замечания не понравились собеседникам. Свечин на другой день обмолвился, что я более похож на протестантского пастора, чем на православного священника" (Протопресвитер Георгий Шавельский. Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и Флота. - М., 1996, т. 2, cc. 317-318)

[202] Иеромонах Иоанн (Коган). Отец Тихон, последний великий русский старец на Афоне. - Троице-Сергиева лавра, 1997, cc. 36-37

[203] Дурасов Г. П. Богом данная. - СПб., 1995, с. 86

[204] Там же, сс. 59-60

[205] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 56

[206] Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. - Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 26

[207] К. В. П. Воспоминания о Пелагии Рязанской // Жизнь Вечная. - М., 1997, №33

[208] Речь здесь идет не о деяниях Вселенских Соборов, а о поместных соборах вроде Стоглава, которые были авторитетны в глазах раскольников действительно не менее, чем Евангелие, и при этом содержали в себе утверждения столь же категоричные, сколь и невежественные: "Иже кто не знаменается двемя персты, якоже и Христос, да есть проклят" (Стоглав. - М., 1863, с. 131)

[209] Цит. по: Тареев М. М. Христианская философия. - М., 1917, ч. 1. Новое богословие, cc. 75-76. Первая публикация резолюции митр. Платона: Гиляров-Платонов Н.П. Собрание сочинений. Издание К. П. Победоносцева. - М., 1900, т. 2, cc. 282-283

[210] Федотов Г. П. Святые Древней Руси. - Нью-Йорк, 1959, с. 217. Подробнее о фольклорных сюжетах и деталях в житийной литературе см.: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского Царства. - СПб., 1995

[211] Духовный Регламент, тщанием и повелением Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра Первого. Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1731, сочиненный. - М., 1883 с. 17

[212] Мотовилов Н. А. Письма и докладные записки // Серафимов послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова. Сост. А. Н. Стрижев. - М., 1996, с. 99

[213] Приложение к "Великой Дивеевской тайне". Из семейного архива Флоренских // Литературная учеба. - М., 1991, № 1, cc. 133-134

[214] Оккультный характер многих построений Флоренского был очевиден не только для православных; его признавали сами оккультисты. После выхода одной из первых книг П. Флоренского - "Общечеловеческие корни идеализма" одна из руководительниц Теософского общества, Елена Писарева, весьма положительно отозвалась о ней, объяснив причину своей симпатии к этой брошюре так: "У него столько глубоко эзотерического, такая светлая струя теософических идей... Флоренский дает совершенно оккультное расследование могущества слова" (Е. П. Общечеловеческие корни идеализма // Вестник теософии. - СПб., 1910, №11, cc. 73 и 83). Что же касается фальсификаторства, - то им отдает история с выведенным Флоренским на арену публицистики архимандритом Серапионом (Машкиным). Не самому ли Флоренскому принадлежат те идеи, которые он опубликовал под именем архимандрита? В этих текстах поразителен контраст между высоким духовным саном того, кто представляется в качестве автора, и устойчиво антицерковным их содержанием. Для примера: "Масоны стараются воплотить на земле царство справедливости. Поэтому для всякого честного человека деятельность масонов должна явиться добром" (Архим. Серапион [Машкин]. Мимолетные рассуждения о иезуитизме, шпионстве, шаблонной морали и масонстве // Путь к Востоку. Мистико-философский альманах. - Томск, 1996, вып. 1, с. 37). "Монахом быть - это связать себя по рукам и ногам нелепыми правилами, придуманными нарочно для того, чтобы связывать ими наиболее опасных дурному правительству людей - религиозных идеалистов" (Архим. Серапион (Машкин]. Письмо П. Флоренскому // Путь к Востоку... с. 29). Зная такое начало, - стоит ли удивляться концу? Последнее письмо, написанное о. Павлом на Соловках, менее всего похоже на завещание православного священника-исповедника: "Рядом со мною в камере квартирует один тифлисский армянин, уже пожилой, так что находится у меня с ним немало общих знакомых и мы вечерами иногда вспоминаем Тифлис. Соловецкие впечатления мои теперь ограничиваются людьми, то есть мне наименее интересным. Рисовать водорослей уже давно не приходится за отсутствием микроскопа, места и красок" (Письмо от 19.6.1937 // Свящ. Павел Флоренский. Сочинения. М., 1998, т. 4. Письма с Дальнего Востока и Соловков, с. 717). Священнику с людьми неинтересно - водоросли важнее...

[215] Подвижники благочестия XX столетия. Подвиги и чудеса. - М., 1994, т. 1, cc. 211-212

[216] "Иерусалимский батюшка" - иеросхимонах Феодосии. - М., 1994, с. 165

[217] Естественно, что в этом апокрифе не обошлось без оккультно-магических элементов: "Отец Феодосии исцелил мою сестру Веру от тяжкого недуга - бесноватости. Моей маме отец Феодосии сказал: "Возьми свою дочь, но смотри не исполняй ее желания, если она будет просить белое платье и белые туфли". В Новороссийске, выйдя из вагона, мама поспешила покормить меня - шестимесячного младенца, а Веру поручила сопровождать моей старшей сестре. Вера по дороге попросила купить ей белые туфли и белое платье. Сестра от радости, что Вера поправилась, не устояла, купила ей белое платье и белые туфли. Вере сразу стало плохо. Она упала и болезнь возобновилась. Она жаловалась и постоянно повторяла: "Мама пожалела маленькую Сонечку, а меня оставила на вечное мучение"" (там же, cc. 156-157. О том же: Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, cc. 54-55)

[218] Если этого не знать, то можно впасть в противоположное заблуждение: можно не только принять под именем святоотеческого наследия то, что таковым вовсе не является. Еще можно пройти мимо истинного светильника Церкви, потому что он окажется слишком заслонен его неумно-неумеренными чтителями. Так, в учебнике по сектоведению (Diakon Petru David. Indrumar missionar), по которому преподавали в Православном богословском институте в Бухаресте в 80-е годы, была целая глава о "страшной" русской секте "иоаннитов", лидером и основателем которой был некий священник Иоанн Кронштадтский. Преподаватель сектоведения долго не мог поверить, когда я ему пояснил, что тот, кого он считает ересиархом, уже прославлен как святой в Русской Церкви

[219] В Троицком Соборе Троице-Сергиевой лавры на фреске с изображением Страшного Суда есть мытарство с надписанием: "Невежество". Этого мытарства, боюсь, не миновать тем, кто всерьез будет воспринимать то, что пишется "Жизнью Вечной"

[220] Типикон си есть Устав. - СПб., 1992, с. 853

[221] Толкование этого правила см.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. - Троице-Сергиева лавра, 1996, т.2, с. 106

[222] Древнехристианский писатель Минуций Феликс был иного мнения: "Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле" (Минуций Феликс. Октавий// Богословские труды. - М., 1981, сборник 22, с. 161). Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщено библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель...

[223] Дерзну сказать слово в защиту собак. Слово Божие говорит, что собаки и Божия благодать не так уж несовместимы, как кажется Пелагии. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла "и собака юноши с ними" (Тов. 5,17). И Ангела это не отгоняло и не смущало

[224] Угодница Божия Пелагия Рязанская. Воспоминания раба Божия Петра записал и составил К. В. П.// Жизнь Вечная. - М., 1996, № 18, март. Специально замечу, что уверения распространителей газеты "Жизнь Вечная" в том, что их газета выходит по благословению старца Кирилла, ложь. Батюшку лишь однажды спросили, - стоит ли издавать православную газету, и он, конечно, благословил это благое дело и даже предложил название для нее. Но по его собственным словам, он не читал ни одного номера и не благословлял к публикации ни одну статью для этой газеты. Так что не стоит думать, что позиция редакции и ее авторов - это позиция о. Кирилла. Газета "Жизнь Вечная" издается группой людей, настроенных резко антицерковно, - группой "Земщина", которую попросил выйти из своих рядов даже Союз православных братств. Нелишним считаю заметить, что единственная секта, от которой я слышал угрозы физической расправы, - это распространители "Жизни Вечной"

[225] "Еретические учения, не согласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении" (свт. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии, 4). "В своей молитве старайся не призывать проклятий на голову какого-либо человека, дабы не разрушить того, что строишь, и не сделать мерзкой молитву свою" (Евагрий. Слово о молитве, 103). "В отличие от язычества и религии ветхозаветного Израиля отцы Церкви строго запрещали такого рода призывание проклятий (букв. - "молиться против кого-нибудь"), даже на головы врагов, - в молитве за других можно просить только того, что просишь для себя, т.е. преимущественно благ небесных и духовных", - поясняет патролог А. И. Сидоров (Творения аввы Евагрия. - М., 1994, с. 192)

[226] Житие оптинского старца иеросхимонаха Иосифа. Оптина пустынь, 1993, cc. 47-48

[227] К. В. П. Воспоминания о Пелагии Рязанской // Жизнь Вечная. - М., 1997, № 33

[228] См., например, книги "Протестантам о Православии" и "Наследие Христа"

[229] Самарин Ю. Предисловие // Хомяков А. С. Богословские и церковно-публицистические статьи. - Пг., б. г., с. 30

[230] Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. - Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 116

[231] Там же, с. 97

[232] Там же, сс. 119-120

[233] "Об этом блаженная Матрона рассказывала З. В. Ждановой" (Блаженная Матрона. Краткое жизнеописание // О жизни и чудесах блаженной Матроны. - М., 1997, с. 12)

[234] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Макария. - М., 1862, с. 368

[235] Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. - Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 104

[236] Там же, с. 100

[237] Там же, с. 107

[238] Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII вв. // Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. - М„ 1996, cc. 157-160

[239] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - М., 1995, т. 3, с. 305

[240] Там же, с. 306

[241] Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород. 1900, с. 163

[242] Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., 1880, с. 5

[243] Цит. по: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями Других родственных народов. - М., 1995, т. 3, с. 304-305

[244] См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мистическими сказаниями Других родственных народов. - М., 1995, т. 3, с. 304

[245] Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом // Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. - М., 1992, сс. 656-657. Примеры подобных епитимий см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - М.. 1995, т. 3, сс. 295-296

[246] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - М., 1995, т. 3. с. 296

[247] Духовный Регламент, тщанием и повелением Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. - М., 1883, с. 40

[248] Полное собрание законов Российской Империи, т.10, 7450. Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород, 1900, с.46

[249] Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород, 1900, с. 48

[250] Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород, 1900, с. 110

[251] Цит. по: Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород, 1900, с. 48

[252] Требник. - СПб., 1876, ч. 1, с. 232

[253] См.: Алмазов А. И. Святые покровители сельскохозяйственных занятий. - Одесса, 1904; Руководство для сельских пастырей. Приложение. Библ. листок. - Киев, 1904, вып.8-9. Похоже, что это апокрифическое заклинание, приписанное св. Трифону, восходит к другому апокрифу житийному повествованию о пророке Иеремии: "На горе, на которой умер Моисей, Иеремия нашел пещеру, внес в нее кивот завета; вход в эту пещеру загородил большим камнем. И камень этот как бы запечатал Иеремия, начертав на нем своим перстом имя Божие, - причем написание то было подобно написанию железным острием, ибо твердый камень под пишущим пальцем пророка был мягок как воск, а после отвердел по свойству своей природы... В день же всеобщего воскресения ковчег завета вынесен будет из-под запечатанного именем Божиим камня и поставлен на Сионской горе и все святые соберутся к нему в ожидании пришествия Господа, Который избавит их от страшного врага - антихриста, ищущего их смерти" (Четий Минеи. 1 мая. Житие пророка Иеремии // Жития святых, изложенные по руководству свт. Димитрия Ростовского. - М., 1908, кн. 9, с. 33)

[254] См.: Кутузов Б. Церковная реформа XVII века, ее истинные причины и цели. - Рига, 1992, ч. 1, с. 36. Б. Кутузов полагает, что упоминание "имени, которого не может носит камень" заимствовано из жития свт. Сильвестра, папы Римского (Четий Минеи. 2 января), повествующего о прении этого святого с волхвом Замврием. "Волхв Замврий убил вола, прошептав ему на ухо "великое имя", которое "ни кожа, ни хартия, ни древо, ни камень, ниже какая-либо иная вещь может имя то, написанное на себе, содержати". Когда же свт. Сильвестр, желая показать силу Иисуса Христа, обратился к Нему с молитвою о том, чтобы Он воскресил этого вола, "его же Замврий призыванием бесовским сотвори мертва", то вол немедленно ожил. Итак, имя, которое не может носит камень, есть имя бесовское? Значит, никоновы правщики, поместив это заклинание в "Требнике", приписали имени бесовскому большую силу, чем имени Божию" (с. 36). Интерпретация старообрядческого апологета все же слишком тенденциозна

[255] Скорее всего, заимствованных киевским митрополитом из католических источников: вспомним, что именно в Европе ХVI-ХVII веков сильнее всего были распространены и колдовство, и ужас перед ним, и охота на ведьм

[256] Свящ. Н. Сильченков. Практическое руководство при совершении приходских треб. - Воронеж, 1888; Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. - Киев, 1903, вып. 1-2; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. - М., 1913; Свящ. Т. С. Тихомиров. На приходе. Священническая энциклопедия по всем сторонам пастырской деятельности с вводными статьями теоретического характера. - М., 1916, т. 2





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...