Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как практиковать метод перемещения истинного ци (чжэнь ци)



Метод перемещения истинного ци заключается в том, что в ходе занятий внутреннее ци оказывается в достатке, истинное ци также пополняется и может естественным образом проходить по каналам жэнь и ду. Это и называется методом перемещения истинного ци. Рассмотрим конкретные упражнения.

1. Поза. Заниматься можно на ходу, стоя, сидя и лежа. Основным является положение сидя, а остальные играют вспомогательную роль.

2. Дыхание. Движущей силой перемещения истинного ци является дыхание. Поэтому занятия по этому методу необходимо начинать с упорядочения дыхания. Для гармонизации дыхания и взращивания истинного ци необходимо прежде всего направить истинное ци в даньтянь. Физиологический процесс основывается на том, что во время выдоха истинное ци опускается по каналу жэнь и входит в даньтянь, поэтому при регулировании дыхания надо особое внимание обратить на выдох, чтобы легко достичь цели - опускания ци в даньтянь. Что касается вдоха, то он должен быть естественным, т.е. не требует особого внимания. Некоторые стараются делать глубокий вдох для того, чтобы "ци осело в даньтянь". Но это противоречит физиологии метода, и так поступать не следует.

3. Медитация. В книге под редакцией Ли Шаобо "Способ перемещения истинного ци" ("Чжэнь ци юньсин фа") предложено пять ступеней достижения успеха.

Первая ступень: при выдохе обращать внимание на область солнечного сплетения. После завершения приготовлений к занятиям несколько сузить поле зрения, не смотреть по сторонам, ненадолго сосредоточиться на кончике носа, а затем, прикрыв глаза, обратить мысленный взор на область солнечного сплетения, прислушаться к собственному выдоху, стараясь сделать его беззвучным; мысленно сопровождать выдыхаемый воздух до области солнечного сплетения. Вдох делать естественно, без какого-либо особого внимания к нему.

Вторая ступень: взаимно согласуя дыхание и течение мысли, двигаться к даньтяню. Когда первая ступень будет отработана до такой степени, что каждый выдох будет сопровождаться ощущением теплоты в области солнечного сплетения, можно начать взаимное согласование дыхания и течение мысли, продолжая опускать ци вниз, шаг за шагом приближаясь к даньтяню, но избегая какой-либо поспешности.

Третья ступень: регулировать дыхание и укреплять дух, концентрируя его на даньтяне. После того как вторая ступень отработана до такого состояния, что возникает отчетливое ощущение в области даньтяня, можно как бы непроизвольно остановить дыхание на даньтяне. Не следует чрезмерно усиливать выдох, направляя его вниз, чтобы избежать возникновения излишнего жара. Надо только сконцентрировать внимание на области даньтяня и с помощью "прирученного огня" (вэнь хо) поддерживать тепло.

Четвертая ступень: проходить канал ду, не забывая возобновлять движение. Концентрироваться на даньтяне примерно 40 дней; при этом истинное ци накапливается до определенного уровня, а затем перемещается вверх вдоль позвоночного столба. При перемещении истинного ци кверху мысленно сопровождать направленную вверх силу ("не забывая" - у ван). Если же, достигнув какого-либо места, ци останавливается, то не следует мысленно направлять его ("не помогая" - у-чжу) вверх. Если скорость подъема ци вверх недостаточна, то движение его сразу же прекращается. Следует дождаться, когда напряжение в даньтяне вновь достигнет нужного предела, тогда истинное ци естественным образом продолжает подниматься вверх.

Если поспешно проводить ци через "заставы", усердно направлять его движение, то может возникнуть дисгармония в даньтяне, что чревато большой опасностью. В прошлом такую ситуацию называли "помогать всходам расти". Поэтому следует поступать согласно природе истинного ци. В это время распространение истинного ци обусловливается не волей человека, однако если при движении вверх не удается пройти "заставу" юй-чжэнь, то внутренний взор следует направить на макушку, и "застава" будет пройдена.

Пятая ступень: накапливать изначальное шэнь, взращивать жизненные силы. Вышеуказанный принцип означает возвращение к концентрации на даньтяне. Даньтянь - это область длительной концентрации. После прохождения канала ду один за другим проходят другие каналы. Если в точке бай-хуй на макушке проявляется энергия движения, то можно концентрироваться также и на макушке головы. Одним словом, надо гибко овладевать методом, о котором можно сказать так: "Пока есть устремление, то постигают чувствами, когда же нет устремлений, то постигают чудесным образом". Это означает, что в процессе выполнения упражнений используются различные мысленные способы управления.

Все вышеперечисленное делается последовательно и постепенно. Каждая предыдущая ступень является основой для последующей, а последующая - неизбежным развитием предыдущей. Первая, вторая и третья ступени связаны с регулировкой дыхания, перемещением истинного ци для того, чтобы сконцентрировать имеющееся в теле истинное ци в даньтяне; этот этап называется "практиковать превращение цзин в ци". На четвертой ступени накопленное в даньтяне истинное ци происходит через канал ду, перемещаясь в обратном направлении, поднимается вверх и достигает "моря мозга" (нао хай). Этот этап называется "практика превращения ци в шэнь". По достижении пятой ступени мастерство становится еще более точным и тонким (дословно: "очищенным в высшей степени"), состояние покоя еще более ясным, общее настроение исключительно просветленным, душа неподвижной, как стоячая вода; это называется "практика возвращения шэнь в пустоту".

Вышеописанная последовательность пяти ступеней, разделенная на три этапа, является основой процесса тренировки метода перемещения истинного ци. При выполнении упражнений следует учитывать следующее: поскольку физическое состояние людей неодинаково, конкретные условия разные, эффект от занятий также зависит от конкретного человека. Поэтому необходимо следовать принципу естественности, применять метод гибко, без какого-либо насилия и принуждения; нужно совершенствовать мастерство терпеливо, проявлять настойчивость; нельзя пускать занятия на самотек. В этом ключ к успеху.

101. КАК ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД "РАЗДЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ"

Метод "раздельного лечения болезней" заключается в том, что в зависимости от состояния "пяти плотных органов" (сердце, печень, селезенка, почки), "шести полых органов" (желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь) и относящихся к ним каналов и коллатералей выбираются методы цигунотерапии. Например, "метод шестисловного заклинания" (называемый также "метод дополнения и очищения способом туна")* основан на теории инь-ян, пяти стихий и декламации шести слов. В зависимости от состояния сердца, печени, селезенки, легких, почек, "тройного обогревателя", а также относящихся к внутренним органам каналов и коллатералей, следует использовать соответствующие слова из "шестисловника": сюй (вдох), хэ (выкрик), ху (выдох), сы (ах), чуй (выдув), си (всхлип). Таким образом, различные способы дыхания применяют для "восполнения и очищения" в целях профилактики и лечения болезней. Конкретные упражнения таковы:

печень принадлежит стихии "дерево"; использовать вдох (сюй) для очищения, вдох - для восполнения;

сердце принадлежит стихии "огонь"; использовать выкрик (хэ) для очищения, вдох - для восполнения;

селезенка принадлежит стихии "земля"; использовать выдох (ху) для очищения, вдох - для восполнения;

легкие принадлежат стихии "металл"; использовать ах (сы) для очищения, вдох - для восполнения;

почки принадлежат стихии "вода"; использовать выдув (чуй) для очищения, вдох - для восполнения;

тройной обогреватель принадлежит стихии "воздух"; использовать всхлип (си) для очищения, вдох - для восполнения.

Во время занятий, после того как станет ясно, какие из внутренних органов поражены болезнью, следует выбрать соответствующее слово из "заклинания". Для болезней избытка и жара необходимо очищение, для болезней недостатка и холода необходимо восполнение. Например, в сердце излишек "огня". Используют метод очищения, выбирают слово "хэ" (выкрик); сначала делается выдох, затем вдох;

При выдохе губы разомкнуты, кончик языка слегка упирается в заднее нёбо; выбранный для использования иероглиф мысленно произносится про себя; при прохождении через даньтянь используется звучание иероглифа "хэ", однако не следует произносить его вслух; одновременно делается выброс воздуха, низ живота втягивается; когда дальше выдыхать невозможно, надо вдохнуть через нос; длительность вдоха должна составлять 1/3 от длительности выдоха. Один выдох и один вдох считаются за один раз. Каждый способ, обозначенный иероглифом в "шестисловном заклинании", нельзя повторять более б раз.

Если же требуется укрепить силу ян в сердце, то используют вдох через нос. Вначале делается вдох, затем выдох. При вдохе рот прикрыт, зубы сомкнуты, даньтянь выступает наружу. Выдыхать через рот; длительность выдоха должна составлять только 1/3 от длительности вдоха. Все дополняющие приемы основаны на вдыхании, причем их число не должно превышать 9.

Очищающие методы в соответствии с состоянием внутренних органов (печень, сердце, селезенка, легкие, почки, тройной обогреватель) предусматривают как бы выдыхание названий шести вышеуказанных иероглифов. Поэтому при выдохе следует "выбрасывать из себя" соответствующие звуки безмолвно. Во время занятий необходимо соблюдать последовательность "пяти стихий" ("дерево", "огонь", "земля", "металл", "вода"), т.е. очередность звуков должна быть такой: сюй, хэ, ху, сы, чуй, си; нельзя нарушать этот порядок. Заниматься можно в любых позах - сидя, лежа, стоя.

_____

Метод дополнения и очищения способом туна. - По этому поводу Сы Минчэнь говорит: "Пять органов чжан имеют свои голоса, а голоса обладают определенным звуком... Можно гармонизировать и исправлять, ибо если звук и голос соответствуют друг другу, тогда болезни не будет..." (цит. по: Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. - Л.: АСТА-пресс, 1991. - С. 186). Для практических целей необходимо использовать точное тонирование китайских звуков и только под руководством наставника, поскольку фонетическая система китайского языка полностью отлична от русской фонетики. Неправильное же произнесение звуков может вызвать осложнения.

В связи с этим совершенно необъяснимую небрежность совершил С.К. Брешин при переводе книги Чжан Минъу и Сунь Синюань "Китайская цигун-терапия" (М.: Энергоатомиздат, 1991). Верно повторив вслед за авторами, что "произнесение звуков должно быть правильным", он умудрился после этого исказить практически все транскрипции. Из приведенных слогов более или менее соответствует китайской основе лишь один: го (в переводе "гуо"; у-образный оттенок при произнесении действительно присутствует, но именно как оттенок, а не самостоятельный звук). Остальные слоги записаны неверно: неправильное "чэн" вместо правильного "чжэн", "гон" вместо "гун", "шэн" вместо "шан", "ю" вместо "юй", а также "хэ" вместо "ха" и "дон" вместо "дун" (см.: Китайская цигун-терапия. - С. 160-163). А ведь произнесение этих звуков рекомендуется больным в качестве одного из методов лечения серьезнейших заболеваний, в том числе раковых!

Вообще говоря, данному сочинению известных китайских врачей очень не повезло в России. Изданное в свое время на доступном английском языке (Zhang Mingwu, Sun Xingyuan. Chinese qigong therapy. - Jinan: Shandong Science and Technology Press, 1985), оно стало легкой добычей для безответственных издателей. Помимо плохого перевода С. Брешина, увидел свет и еще худший перевод Н.В. Невзоровой (см.: Цан Минву, Сунь Хингуань. Китайская терапия цигун. - М.: ЦТР МГП ВОС, 1991). В нем искажены не только вышеуказанные слоги, но и другие важнейшие термины (чего стоит "ней жин" вместо "нэй цзин"). Переводчик и редактор даже не сверили названия точек и каналов с популярными справочниками. И пусть кто-нибудь сумеет разглядеть в уродливом звукосочетании "йионкван" название базовой AT юн-цюань! Но книга, тем не менее, издана тиражом 100 000 экз. и предназначена, согласно аннотации, "врачам и инструкторам, практикующим для лечения тяжелых (!) заболеваний китайскую гимнастику цигун".

Описание "метода шести иероглифов" и "метода пяти звуков" приводит А.А. Маслов (Гимнастика цигун. - М., 1992. - С. 45-49), который объединяет их в особый раздел мнемонического цигуна. См. также: Мо Вэньдань. Оздоровительный метод - "шесть иероглифов" <лю цзы цзюэ) // ЦиС. - 1993. - № 2, 3.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 840 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...