Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какова связь между ци и кровью



Ци и кровь* являются основными материальными субстанциями жизнедеятельности человеческого тела. Их хотя и можно разделить, но нельзя противопоставить друг другу, между ними существуют тесные связи взаимополагания и взаимодействия.

Ци есть наставник крови. Кровь образуется следующим образом: накопленные ци взаимодействуют с мельчайшими материальными частицами "воды и зерна", поступающими через селезенку и желудок, после чего направляются в легочный канал, где вступают во взаимную реакцию с легочным ци (фэй ци). Образовавшаяся кровь протекает вдоль каналов и коллатералей вместе с ци. Управление кровью в сердцем, сохранение крови в печени, соединение крови в желчном пузыре - все это является результатом направляющего воздействия ци плотных и полых органов. Кровь с самого начала и до самого конца неотделима от ци. ци может "порождать кровь", "двигать кровь", "контролировать кровь", поэтому и говорят: "ци есть наставник крови".

Кровь есть мать ци. "Ци движет кровь". В этом высказывании поясняется, что циркуляция крови подталкивается ци, подчеркивается также функция ци в качестве наставника крови. В свою очередь, интегральная функция ци всего тела, которая способствует физиологической деятельности различных органов, также осуществляется посредством питания из крови. Поэтому и говорят: "кровь есть мать ци ".

Взаимополагание ци и крови (цисюэ) формирует главную материальную основу жизнедеятельности человеческого тела. Как сказано в "Каноне о трудностях" ("Нань цзин")* в главе "Трудность двадцать вторая", "ци обдувает, кровь обрызгивает"*. Используя друг друга, они протекают по всему телу, двигаясь без передышки, непрерывно осуществляя обмен веществ, помогая росту и развитию тела, способствуя физиологической и иной деятельности. Поэтому древние говорили: "Как только ци и кровь застаиваются, тут же возникают болезни; ци и кровь движутся - и болезни сами излечиваются". Если "между кровью и ци нет гармонии, то в результате изменений появляется сто болезней". Это еще раз указывает на тесную взаимосвязь между ци и кровью и их крайне важную роль в жизнедеятельности человеческого тела*.

_____

Ци и кровь. - По поводу сочетания двух иероглифов "ци сюэ* (ци и кровь) на семинаре по традиционной китайской культуре, проведенном Новосибирским отделением Всесоюзной ассоциации китаеведов 20 ноября 1991 г. в Новосибирске, была предложена следующая точка зрения: в данном контексте ци выступает как тонкая субстанция крови, которая двигается по каналам и коллатералям и управляет движением крови по кровеносным сосудам.

"Нань цзин". - "Нань цзин" ("Канон о трудностях"), классическое сочинение китайской медицины, написанное в форме объяснения и развития отдельных положений ("трудностей") "Канона о внутреннем" и, как и последний, состоящее из 81 главы. Точное время написания неизвестно, называется период от конца Восточного Чжоу до начала Хань (перевод и подробное толкование "Наньцзина" см.: Дубровин А.П. Трудные вопросы классической китайской медицины. - Л.: АСТА-пресс, 1991).

"Ци обдувает, кровь обрызгивает". - Значение данного устойчивого выражения - помогать друг другу, выручать друг друга. Восходит к высказыванию "Чжуан-цзы" о рыбах, которые, оказавшись на суше, помогали друг другу выжить, обдувая друг друга и обрызгивая молоками (см.: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. - М.: Наука, 1967. - С. 208). Д.А. Дубровин не увидел в этом фрагменте цитату из "Чжуан-цзы" и потому перевел его так: "Ци управляет дыханием, а кровь управляет увлажнением (тканей)" (см.: Дубровин А.П. Трудные вопросы классической китайской медицины. - Л.: АСТА-пресс, 1991. - С. 117). Как ни парадоксально, такой перевод тоже возможен и не противоречит смыслу.

Тесная связь между ци и кровью, их крайне важная роль в жизнедеятельности человека. - В "Хуайнань-цзы" по этому поводу сказано: "Кровь и эфир - это основа жизни человека, пять органов - это семя жизни. Поэтому если ци и кровь удерживаются внутри, не переливаясь вовне, то внутреннее оказывается наполненным, а желания и страсти сокращаются" (см.: Древнекитайская философия: эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. - М.: Наука, 1990. - С. 56).

15. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ПЛОТНЫМИ И ПОЛЫМИ ОРГАНАМИ (ЦЗАН-ФУ). КАКАЯ СВЯЗЬ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ ЦИ И ПЛОТНЫМИ И ПОЛЫМИ ОРГАНАМИ

В китайской медицине научная теория о плотных и полых органах называется также концепцией внешнего облика внутренних органов. Пять плотных органов (цзан) - это сердце, легкие, селезенка, печень, почки. Шесть полых органов (фу) - это желчный пузырь, желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, мочевой пузырь, тройной обогреватель. Функцией плотных органов является преобразование и накопление цзин и ци; функция полых органов - разложение "воды и зерна" и выведение шлаков. Так, в "Простых вопросах" в главе "О различении пяти хранителей" ("У цзан бе лунь") говорится: "Так называемые пять хранителей сохраняют цзин и ци, но не выделяют из себя; поэтому они наполнены так, что их нельзя больше заполнять. Шесть полых органов переносят и изменяют субстанцию, но не накапливают; поэтому их можно заполнять, но нельзя наполнить". Таковы различия в физиологических функциях пяти плотных и шести полых органов*.

Функциональное воспроизводство плотных и полых органов опирается главным образом на ци этих органов. Что же называется "цзан-фу ци "? Название "ци плотных и полых органов" ("цзан-фу ци ") относится к истинному ци в тот период времени, когда, пройдя через каналы и коллатерали, оно достигает этих органов либо исходит из них. К примеру, если у какого-нибудь человека истинное ци в недостатке, то и цзан-фу ци тоже ослаблено, что неизбежно уменьшает функцию этих органов. В частности, недостаток ци сердца может вызвать раздражение, учащенное сердцебиение, бессонницу, мелькание сновидений и другие невротические симптомы; в тяжелой форме это может быть выражено в летаргии, потере сознания, слабоумии, бреде, диких воплях и других болезненных проявлениях психического расстройства. Кроме того, недостаток ци сердца способствует застою прохождения крови, что проявляется в синюшном цвете лица, холоде в четырех конечностях, вплоть до появления таких симптомов, как головокружение, нервное истощение, короткое дыхание, потливость.

Если недостает ци легких, то может ослабнуть дыхательная функция, что, в свою очередь, может повлиять на образование истинного ци. Это ведет к нехватке различных категорий ци во всем теле, проявляется в общей усталости и бессилии, коротком дыхании, беспричинном потовыделении и других симптомах. Если ци легких утрачивает свою роль жидкостной регуляции, то может образоваться закупорка фибр и пор (кожи), которые перестанут пропускать пот, и т.п. При утрате ци свойства опускаться вниз может возникнуть водянка, энурез, малое количество мочи.

По поводу ци селезенки и желудка Е Тяньши, живший при династии Цин, говорил: "Всасывает пищу в основном желудок; переносит и перерабатывает в основном селезенка; селезенка должна поднимать вверх, что обеспечивает здоровье; желудок должен опускать вниз, что обеспечивает гармонию". Селезенка поднимает "чистые ци " (цин ци) - тонкие ци "воды и зерна"; желудок опускает "грязные ци " (чжо ци). Если чистые ци не поднимаются, то тогда грязные ци могут не опускаться; и наоборот, если грязные ци не опускаются, то это может повлиять на поднятие вверх чистых ци. В результате могут появиться такие болезненные симптомы, как отсутствие аппетита, переполнение желудка, тошнота, отрыжка, плохое пищеварение, диарея, обложенный язык и др.

В целом недостаток ци плотных и полых органов может привести к неизбежному разрегулированию функций соответствующих органов, вызвать различные заболевания. Для того чтобы усилить цзан-фу ци, необходимо увеличить концентрацию, транспортировку и накопление истинного ци. Только выполняя упражнения цигуна, можно усилить функции истинного ци.

_____

Различия в физиологических функциях пяти плотных и шести полых органов. - Следует всегда помнить, что за одинаковым названием того или иного органа, выделяемого соответственно в теории китайской традиционной медицины и в классической ("западной") анатомии и физиологии, скрывается разное содержание. В китайской медицине каждый орган рассматривается не узко топографо-анатомически, а в плане системы, исполняющей определенную функцию (чаще даже функции), которая включает в себя и ее регулирующие механизмы - соответствующие "каналы тела"" (см.: Вогралик В.Г., Вогралик М.В. Пунктурная рефлексотерапия. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1988. - С. 19).

Поскольку в китайской медицине преобладал функциональный, а не морфологический подход, то ее понятия лишь частично совпадают с западной таксономией. Например, под "сердцем" понимается вся сердечно-сосудистая система, к тому же тесно связанная с психической деятельностью; под "легкими" - система всего водного обмена в организме, гуморальная регуляция, а также репродуктивная функция; и т.д. (см.: Вогралик В.Г. Основы китайского лечебного метода чженьцзю. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1961. - С. 45; Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты в рефлексотерапии. - М.: Наука, 1986. - С. 21-23).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...