Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зертханалық жұмыс №1 3 страница



• оптимисту значительно легче найти общий язык с дру­гим оптимистом, нежели с пессимистом;

• пунктуальному и скрупулезному человеку, привыкшему разбираться во всем до мельчайших подробностей, бу­дет трудно наладить общение с человеком широкой натуры, который привык не обращать внимание на дета­ли;

• профессионалы обычно быстрее находят общий язык друг с другом;

• человек с сильно развитой способностью к визуализа­ции может испытывать затруднения в общении с чело­веком, эмоционально пассивным;

• люди, говорящие быстро (или, наоборот, медленно), обычно легче общаются с теми, у кого такой же темп речи;

• деятельным людям, как правило, трудно найти общий язык с мечтателями.

Пусть это и менее очевидно, но способствовать установле­нию контакта может также некоторое физиологическое сход­ство между вами и вашим собеседником. В самом деле, нам обычно нравятся люди, которые чем–то напоминают нас самих по своей внешности, манере поведения, отношению к жизни, по своим убеждениям и темпераменту. Подобные причины сим­патии могут и не осознаваться, но они тем не менее имеют большое значение в процессе установления контакта. Многим навыкам общения можно научиться, чтобы затем использовать их в своих интересах. Успешное общение так же укладывается в модель успешной деятельности, рассмотренную нами в главе 2, как и любые другие сферы приложения сил.

Подстройка

Наглядный признак хорошего контакта между собеседни­ками — это сходство их манер общения и принимаемых ими поз. Силуэты собеседников отражают друг друга, разговари­вают ли они на уличном перекрестке, или же склоняются вме­сте над письменным столом. Такое сходство принимаемых поз часто называют зеркальным отражением. Хотя в повсе­дневном общении мы на это редко обращаем внимание, фено­мен зеркального отражения собеседников уже довольно хо­рошо изучен и запечатлен на видеопленке.

Взаимная подстройка собеседников включает в себя соот­ветствие скорости, громкости и тона их речи. Общение же с человеком, чей «язык тела» существенно отличается от вашего (например, он сидит, скрестив ноги и руки, в то время как ваша поза полностью открыта), может оказаться неожиданно трудным. Или представьте себе разговор между человеком, произносящим слова скороговоркой и несколько отрешен­ным медлительным любителем тщательно обдумывать каж­дое слово. Без сомнения, таким людям будет сложно найти общий язык. Взаимная подстройка собеседников включает в себя также взаимное (вольное или невольное) копирование всех нюансов мимики друг друга. Лицо каждого из собесед­ников — открытая книга, что и дает ему возможность коррек­тировать свое поведение в процессе общения (на основе все той же обратной связи). Использование техники мимическо­го подстраивания (удивленное поднятие бровей, улыбка и множество других повседневно используемых мимических движений) поможет вам наладить контакт с собеседником. Когда такой контакт будет установлен, все необходимые ми­мические движения станут совершаться сами собой, абсолют­но естественно.

Все это высокоэффективные техники совершенствования процесса общения. Но ими необходимо овладеть настолько хорошо, чтобы они действовали сами собой, на бессознатель­ном уровне

• «Калибровка» контакта

В процессе общения можно сознательно и активно повто­рять телодвижения и позы вашего собеседника с целью улуч­шения вашего контакта. При этом вы можете понаблюдать за своим собеседником, чтобы определить, реагирует ли он на ваши действия и отражаются ли они на эффективности ваше­го общения. В НЛП этот прием называется «калибровкой» контакта. Для его использования на практике необходимо об­ладать чуткостью восприятия, о которой мы уже говорили в предшествующих разделах. В лучшем случае мы можем по одной улыбке собеседника определить его настроение. Но существует также бесчисленное множество не столь очевид­ных невербальных проявлений настроения и образа мыслей человека, с которым вы общаетесь. Степень «зеркального от­ражения» может служить критерием успешности установ­ленного контакта и эффективности общения в целом. «Зер­кальное отражение» — не только признак тесного контакта, но и средство для улучшения общения

• Подстройка в группе

Подстройку можно с успехом использовать и при группо­вом общении. Достаточно одному члену какой–либо группы скрестить ноги, как через несколько минут все остальные сде­лают то же самое. Если кто–то наклонится вперед и обопрет­ся на руки, вскоре и другие сделают то же самое. Чаще всего именно начальник или кто–то из людей, имеющих авторитет в группе, делает какое–либо движение первым. Так можно выя­вить лидера. Также хорошо видно, какие из членов группы находятся в тесном контакте друг с другом, какие занимают контрпозицию по отношению к коллективу, а какие — слиш­ком погружены в свои мысли, а потому и ведут себя совер­шенно особым образом.

• Частичная подстройка

Идея, о которой пойдет речь, столь проста, что многие мо­гут недооценить ее значение. Для того чтобы почувствовать эффективность описанного ниже приема, понаблюдайте снача­ла за другими людьми, а потом попробуйте проделать то же самое. Если прямое сознательное подражание почему–либо смущает вас, используйте его несколько смягченную версию, известную под названием частичного подстраивания или час­тичного отражения.

Если ваш собеседник опирается подбородком на руки, кос­нитесь своего лица одной рукой. Если он крутит в руках ручку, сделайте и вы то же самое, но несколько иначе. Если же ваш собеседник наклонился вперед, примите и вы такую же позу, но только несколько более открытую и нейтральную. Примеров здесь можно привести множество. Удобнее ис­пользовать частичную подстройку. Ваш собеседник вряд ли поймет, что происходит (как это могло бы случиться в случае прямого подражания). Поэтому пусть вас не беспокоит, что другие могут что–то заметить, это происходит крайне редко.

Наоборот, сразу же бросается в глаза и вызывает у нас неудовольствие, если чье–то поведение отличается от нашего. На визуальном уровне это означает, что контакт утерян, а про­цесс общения идет вхолостую.

Подстройка при помощи голоса и речи

Не стоит сводить подстройку к собеседнику только к под­ражанию его мимике и позам. Не менее важно сходство ма­неры общения, включающей в себя темп речи, высоту тона и тембр голоса. Так же важно сходство словоупотребления. Некоторые люди часто употребляют и особо подчеркивают определенные слова и выражения. Это отчасти характеризу­ет свойственное им представление о мире. Поэтому при уста­новлении контакта с этими людьми можно добиться порази­тельных результатов, если использовать их любимые слова и выражения.

Подстройка к речевым особенностям собеседника чрезвы­чайно важна при разговоре по телефону, когда нет других спо­собов наладить контакт. В этом случае невозможно исполь­зовать язык тела, но аналогичных результатов можно добить­ся при помощи голоса. Людям, речь которых звучит по теле­фону совершенно естественно, обычно хорошо удается веде­ние различного рода телепередач, так как они обладают бес­сознательными навыками общения.

Подстройка и ведение за собой

У людей наблюдается тенденция непроизвольно подражать всем изменениям позы и общего состояния собеседника. Если в процессе разговора один из собеседников скрещивает ноги, скорее всего, и другой вскоре сделает то же самое. Если кто–то откидывается назад, сцепив пальцы на затылке, интересно понаблюдать, как через некоторое время окружающие совер­шенно бессознательно принимают ту же позу. Это говорит о том, что между людьми установился тесный контакт и процесс общения идет успешно.

Техника подстраивания к собеседнику может применяться еще более широко. До сих пор вы только подражали какому–либо человеку, теперь же попробуйте сами потихоньку повес­ти его за собой при помощи вашего голоса, мимики и жестов так, чтобы, непрерывно поддерживая с ним тесный контакт, изменить его состояние в целом. Очень часто поза со скре­щенными ногами и руками отражает общий негативный на­строй человека, хотя иногда эта поза может быть просто удоб­ной. Подводя такого человека к более открытой позе, вы тем самым способствуете возникновению у него более позитив­ного восприятия.

• Как незаметно влиять на собеседника

Изменения, касающиеся физической стороны общения, должны быть постепенными и ни в коем случае не явными. Прежде всего надо самому расцепить руки, а затем, когда собе­седник уже последовал вашему примеру, заставить его изме­нить положение ног.

То же самое относится к изменениям темпа речи и тембра голоса, а также любой другой характеристики процесса обще­ния, в том числе и вашей позы. Например, если перед вами разгневанный человек, который говорит быстро и на повышен­ных тонах, то прежде всего вам необходимо подстроиться к нему, по крайней мере, до некоторой степени. Если в такой ситуации вы начнете говорить медленно, обдумывая каждое слово, это явно не будет гармонировать с настроением вашего собеседника и, скорее всего, вызовет у него антипатию к вам. Поэтому вам следует начать с подстраивания.

Добившись необходимого контакта путем умелого под­страивания к вашему собеседнику (как с помощью слов, так и с помощью зеркального отражения его мимики, жестов, позы), вы можете постепенно начинать приводить его в нужное вам состояние. Вам следует постепенно замедлять темп речи и смягчать жестикуляцию до тех пор, пока ваш собеседник не начнет делать то же самое. И вскоре он успокоится. Причина этого заключается в том, что наше сознание и наше поведение тесно взаимосвязаны: (Трудно сказать: вам хорошо, потому что вы насвистываете, или же вы насвистываете, потому что вам хорошо.)

Вы оцените пользу от применения данной техники, только опробовав се на практике. Возможно, поначалу техника «под­ражания и ведения» покажется вам несколько искусственной и будет вас стеснять, но со временем вы станете использовать ее автоматически, причем эффективность ее от этого не уменьшится.

• Полезные советы

Рассмотренные в этой главе техники могут быть приме­нимы в самых разнообразных ситуациях. Вот несколько при­меров:

• Как утихомирить разгневанного начальника или коллегу. Разные люди выражают свой гнев по–разному, и поэтому при общении приходится применять различ­ные варианты техники «подражания и ведения». Напри­мер, если человек, находясь в состоянии горя или гнева, начинает говорить медленно, тихим голосом, значит, вам придется начинать с подражания именно этой его мане­ры. Вы должны установить контакт, следуя за собесед­ником, и вы же должны решить, когда и как повести его за собой, используя при этом в качестве сигналов для него изменения любых характеристик процесса обще­ния. Именно вы должны контролировать весь ход об­щения в целом и его конкретные цели.

• Как использовать юмор в процессе общения. Если разговор получается слишком официальным или натя­нутым, примените технику «подстройки и ведения», для того чтобы создать более непринужденную обстанов­ку. В этой ситуации поможет внесение в беседу оттен­ка легкого юмора в сочетании с использованием соот­ветствующего «языка» тела.

• Как изменить чье–либо настроение. Достаточно вскользь сделанного неожиданного замечания, для того чтобы «сбить» настроение собеседника, не нарушая при этом контакта с ним. Практически любой неожидан­ный жест может привлечь внимание собеседника и вер­нуть его к разговору. Именно в этот момент уместнее всего будет сказать человеку то важное, что вы хотели ему сообщить. Достаточно на несколько секунд пре­рвать ровное течение беседы или немного поменять интонации голоса, и вы измените состояние вашего со­беседника

• Как завершить беседу. Неожиданное действие с ва­шей стороны способно полностью нарушить контакт. Например, вы можете встать, отвернуться от собеседни­ка или хлопнуть ладонями по крышке стола. Если вы добиваетесь прекращения контакта с кем–либо, то дей­ствуйте подобным образом. Можно просто смотреть в сторону. Это производит примерно тот же эффект, только более мягкий, и занимает несколько больше времени.

Конгруэнтность

Вряд ли вы сможете передать свой энтузиазм другим людям, если сами находитесь в скверном настроении. Сформули­руем важнейшее правило: при любом общении необходимо соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникационного процесса, такими как мими­ка, поза или интонация голоса.

Иногда люди, совершенно не отдавая себе в этом отчета, говорят нечто утвердительное и в то же время качают голо­вой, что расценивается окружающими как отрицание. Анало­гично, закрытая поза тела (нога на ногу, скрещенные на груди руки) или отведенный в сторону взгляд (прерванный контакт глаз) часто говорят о несоответствии между словами и дей­ствительным мнением человека, с которым вы разговаривае­те. Конгруэнтность, или согласованность различных сторон поведения каждого собеседника, имеет такое же значение для успешного общения, как и конгруэнтность между собеседни­ками. А оно достигается в процессе подстраивания собесед­ников друг к другу. Трудно полностью контролировать по­добную согласованность у других. Даже имея в виду все те бессознательные мотивы, которые оказывают влияние на их поведение. Но вполне можно взять на себя ответственность за свой вклад в общение, например за установку и поддержи­вание на протяжении всей беседы тесного контакта. И впол­не возможно добиться согласованности всех составляющих вашего поведения. От этого зависит успешность вашего об­щения с кем–либо.

• Неконгруэнтность в действии

При рассмотрении конкретных примеров легко убедиться, как велика может быть роль несогласованности компонентов общения. Помните, что бы вы ни говорили и ни демонстриро­вали своим поведением на сознательном уровне, существует множество разного рода иных сигналов, подаваемых голосом, глазами и телом, которые все равно выдадут правду. Если эти сигналы не будут соответствовать содержанию слов, то обще­ние не будет успешным.

Вернемся к примеру, касающемуся общения с разгневан­ным коллегой. На самом деле у вас может и не быть особого желания его успокаивать. Поэтому, даже если вы тщательно продумаете все свои утешительные слова и жесты, все равно в душе вам захочется «поставить его на место» (имея в виду собственную точку зрения). Таким образом, вы потерпите неудачу с точки зрения достижения непосредственных целей в вашей сфере деятельности. И у вас возникнут проблемы, касающиеся долговременных отношений с коллегами.

Мы уже обсуждали ранее принцип уподобления. Как пра­вило, нам нравятся люди, чем–то похожие на нас, и общение с ними дается нам легче. «Она — человек моего плана» или «Мы с ним настроены на одну волну» — такого рода утверж­дения гарантируют высокую эффективность общения. До сих пор мы говорили о поведенческих аспектах процесса общения, в заключительных же главах этой части книги я остановлюсь на некоторых «нейро» аспектах НЛП, также влияющих на эф­фективность процесса общения.

Глава 7

СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ МИРА И ОБЩЕНИЕ

Вы можете быть похожими на других людей как по образу мышления, так и по внешнему облику и по поведению. Напри­мер, некоторые люди — оптимисты, а другие — пессимисты. У одних «с мозгами все в порядке», а у других, похоже, такой же беспорядок внутри, как и снаружи. Один человек предпочита­ет мыслить образами, другой постоянно ведет с собой внут­ренний диалог, третий же должен все сам «пощупать». В этой главе речь пойдет о разных способах мышления и представле­ния мира (в виде зрительных, звуковых, осязательных образов или через внутренний диалог).

Это и есть начала общения, те основополагающие особен­ности, благодаря которым одни люди похожи, а другие корен­ным образом отличаются друг от друга. Это очень важно для установления и поддержания контакта между людьми.

Согласно НЛП, сознание можно рассматривать как внут­реннее представление нашего опыта в виде звуковых, осяза­тельных, вкусовых и обонятельных образов. Так, например, мы можем думать о неком событии, имевшем место в прошлом, воспроизводя в памяти зрительные образы, звуки и прочие связанные с ним ощущения. Точно так же этот механизм можно использовать для того, чтобы представить себе буду­щее. Существуют пять сенсорных каналов, по которым к нам поступает информация извне: зрительный, слуховой, кинесте­тический, вкусовой и обонятельный. Каждый из этих каналов называется модальностью, а их более детальные характерис­тики или качества — субмодальностями. Примерами визу­альных (зрительных) субмодальностей могут быть яркость и четкость воображаемой картинки. Звуковые субмодальности включают в себя громкость и высоту тона (как при настройке телевизора). В дальнейшем мы встретимся и с другими суб­модальностями, что еще раз продемонстрирует, насколько бо­гат и уникален образный мир каждого из нас и насколько многообразны те способы, при помощи которых мы представ­ляем себе реальность. Загляните на стр. 34, рис. 3, там пред­ставлен список субмодальностей.

Роль субмодальностей в процессе общения заключается в том, что именно они участвуют в создании тех карт реально­сти, которыми мы пользуемся. Поэтому, разговаривая с кем–либо, мы можем добиться взаимопонимания с собеседником только в том случае, если задумаемся над тем, как другой человек представляет себе мир, как он мыслит и чувствует, и в том числе каковы субмодальности его чувств. Что этот человек видит, слышит и ощущает внутри себя?

Каждый из нас по–своему воспринимает окружающее. На­пример, один мыслит в зрительных образах, а другой — в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо выра­женным — мы немногим лучше умеем представлять себе осязательные образы, чем звуковые. Или же это может быть значительная степень доминирования, и в этом случае нам трудно понять, как кто–то другой может думать иначе. Так сложилось, что все мы в большей степени пользуемся зритель­ными образами. Затем идут звуковые образы, а после них — кинестетические. Обонятельные и вкусовые образы, хотя они и могут играть существенную роль в тех или иных конкрет­ных воспоминаниях, все же не так часто используются в по­вседневности, а поэтому и не столь значимы в процессе об­щения. Вспомнив принцип уподобления, предположим, что сходные сенсорные предпочтения также могут способствовать усилению контакта между людьми.

Сенсорные предпочтения

В процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта со своим собеседником, если поймете, каким именно образом он создает свою карту реальности, и если сможете подстроиться под него. Это на удивление несложно сделать. Например, подсказку можно найти уже в тех словах, которыми изъясняется этот человек. «Визуальный» человек (то есть человек, предпочитающий при контакте с окружаю­щим миром полагаться в основном на зрительные образы) будет говорить о том, насколько «четко он видит», или бросит реплику: «Теперь я вижу, что вы имеете в виду».

«Аудиальный» же человек скажет, что «был рад вас слы­шать» или что «это неплохо звучит». Как только вы научи­тесь осознавать, каким именно сенсорным каналам отдает предпочтение ваш собеседник, вы станете определять это со­вершенно автоматически при любом разговоре, при чтении газеты, отчета или письма. Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикаты.

• Визуальный тип. «Вижу, что вы имеете в виду», «тем­ное место», «это выглядит...», «давайте еще раз взглянем на это», «отрадно видеть», «при ближайшем рассмотре­нии», «туманное представление», «пролить некоторый свет».


• Аудиальный тип. «По правде говоря», «пропускать мимо ушей», «растрезвонить», «слово за слово», «скажите мне», «неслыханный».

• Кинестетический тип. «Погодите секунду», «холод­ный человек», «сердечный человек», «толстокожий чело­век», «уловил идею», «убийственный аргумент», «ловко сделано», «и пальцем не пошевелю ради этого», «это меня задевает», «я это печенкой чувствую», «я свяжусь с вами».

• Обонятельный и вкусовой типы. «Это дурно пах­нет», «горькая пилюля», «свежий как роза», «ядовитое замечание», «это надо хорошо переварить», «проглоти это», «дело вкуса», «о вкусах не спорят».

• Невербальные сенсорные ключи

Так же как и слова, язык тела и особенности речи также отражают наши сенсорные предпочтения или способ мышле­ния. Человек с ярко выраженным визуальным типом пред­ставления обычно говорит быстро, высоким голосом и часто дышит.

Человек аудиального типа, скорее всего, будет говорить значительно медленнее, бархатистым голосом с заметным грудным резонансом, а также, возможно, станет сопровождать свою речь ритмичными движениями рук (например, будет по­стукивать ручкой о стол или качать ногой). Может быть, он примет при этом естественную и удобную позу, немного на­клонив голову.

Человек кинестетического типа, вероятно, будет говорить медленно и несколько монотонно, дышать в замедленном темпе, смотреть в землю — прежде чем ответить, скорее как бы осязая нечто, нежели представляя себе это зрительно или прислушиваясь к тому, что происходит внутри него.

Если вы сможете понять, каковы сенсорные предпочтения ваших коллег или каких–либо других людей, это даст вам яв­ные преимущества при общении с ними. Вы гораздо быстрее и легче сможете подстроиться к своему собеседнику, что по­зволит повысить степень контакта

• Как понять собеседника по движению глаз

Существует еще один способ определения сенсорных предпочтений собеседника — по движениям его глаз. Глаз­ные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большин­стве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Движение глазных яблок вверх происходит при преобла­дании визуальных процессов, а в сторону — при преоблада­нии аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или с внутренним диалогом.

Характер движений глаз также зависит от того, происхо­дит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручива­нии возможных сценариев, касающихся чего–то такого, чего прежде с вами никогда не случалось. Вы можете прямо сейчас попробовать применить на прак­тике описанные выше приемы, что, несомненно, обогатит ваш опыт общения. Правда, это потребует от вас некоторой сноров­ки. Вы должны будете отмечать наиболее часто повторяющи­еся у вашего собеседника словосочетания и наиболее характерные для него жесты, движения глаз и т. п. Кроме того, вам надо будет на ходу разбираться в значении отмеченных осо­бенностей речи и поведения собеседника. Движения глаз мо­гут быть слишком быстрыми, иногда трудно бывает решить, ка­кие из этих движений доминируют. Удобнее выполнять раз­ные упражнения по очереди: например, в один день следя только за движениями глаз собеседника, а на другой день — прислушиваясь к характерным для его речи словосочетаниям. Когда вы в достаточной мере освоите эти приемы и смо­жете без особого труда определять, к какому сенсорному типу относятся ваши ежедневные собеседники, то их привычная манера речи станет для вас гораздо более информативной. Сделанное вашим собеседником замечание «теперь я вижу, что вы имели в виду» может не иметь для вас особого смыс­ла. Но — только пока вы не поймете, что человек, с которым вы разговариваете, представляет себе мир преимущественно в виде визуальных образов. Или вам может быть не очень понятно, почему же проект нового завода для вашего собесед­ника «звучит классно» или как он мог его «по–настоящему ощутить», до тех пор, пока вы не осознаете все своеобразие восприятия этим человеком окружающего мира и уникаль­ность его сенсорной карты реальности.

• Несколько полезных советов

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам опре­делить характер сенсорных предпочтений тех людей, с кото­рыми вам часто приходится общаться.

• Прислушайтесь, какими именно предикатами пользу­ются эти люди в своей повседневной речи. Эти предика­ты могут относиться к трем основным модальностям — зрению, слуху или осязанию. Обратите внимание, не до­минирует ли среди этих модальностей какая–то одна (или две). Соответственно отметьте, предикатами какого типа ваши собеседники предпочитают не пользоваться.

• Внимательно изучите отчет или какое–либо письмо, на­писанное интересующим вас человеком. Проанализи­руйте этот документ на предмет характерных предика­тов. В письменной речи, как и в устной, мы склонны употреблять некие характерные обороты, отражающие способ нашего контакта с реальностью.

• Начните сами использовать в разговоре некоторые ха­рактерные для ваших собеседников словосочетания, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения которых вам уже известны, и понаблюдайте за эффек­том своих действий. Вероятно, в самом скором време­ни вы поймете, почему в разговоре с человеком, обла­дающим кинестетическим типом восприятия, следует произносить фразы типа «я ухватил вашу идею» или «мне немного не по себе от этого». Вы сами увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с подоб­ным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком невозможно общаться.

• Оцените значение невербальных характеристик поведе­ния (в том числе движений глаз) вашего собеседника.

• Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или клиентов, общаясь с ними, го­товя для них отчеты или служебные записки. Исполь­зуйте соответствующие сенсорные предикаты.

Инициатива движения навстречу собеседнику должна при­надлежать инициатору общения. Можно попробовать скло­нить собеседника в сторону какой–либо другой, не свойствен­ной ему модальности, так, что он увидит (или услышит, или почувствует) все по–иному.

Довольно часто использование этого приема помогает в налаживании общения, разряжает ситуацию. Употребление человеком кинестетического типа таких фраз, как «что вам видится в данном случае?» или «что вы по этому поводу скажете?», хотя они интуитивно и кажутся ему «неправильны­ми», все же допустимо для него в рамках техники частичной «подстройки и ведения».

В действительности мы используем наши чувства в пол­ном объеме — дело лишь в некоторых предпочтениях.

• Каковы ваши собственные сенсорные предпочтения?

Давайте разберемся с вашими собственными сенсорными предпочтениями. Возможно, вы склонны к зрительному восприятию реальности и вам легко удается визуализировать сценарии воображаемых будущих событии. А может быть, вы предпочитаете вести внутренний диалог и прислушиваетесь к своему внутреннему голосу, его советам и возражениям?

Однако мы далеко не всегда воспринимаем реальность до конца осознанно, подобно тому, как мы практически не задумы­ваемся, проговаривая таблицу умножения. Как правило, мы не отдаем себе отчета в том, какие именно выражения мы чаще всего используем в своей повседневной речи (хоть это и за­метно окружающим), и уж подавно не осознаем, как те или иные позы и движения отражают наше внутреннее состояние.

Попробуйте выяснить свои сенсорные предпочтения пря­мо сейчас при помощи приведенного ниже несложного теста.

Это простое упражнение взято из моей же книги «НЛП: новое искусство и наука о том, как добиваться того, чего вы хотите». Все, что от вас потребуется, это определить, насколь­ко легко вы можете представить себе ситуацию того или иного рода. Например, если образ какого–либо предмета в ва­шем воображении ясный и хорошо сфокусированный, почти столь же реальный, как сама реальность, вы должны поста­вить себе наибольшее количество баллов. Здесь используется девятибалльная шкала, так что в данном случае вам следует поставить себе 9 баллов. Если же вы испытываете какие–либо затруднения с получением четкого образа или его не удается зафиксировать, поставьте себе 1 или 2 балла. То же самое относится к представлению звуковых и осязательных ощущений. Если вы будете искренни и последовательны, то в итоге вам удастся выявить характер своих сенсорных пред­почтений.

Визуальные представления

1. У кого из ваших друзей или родственников самые длинные волосы?

2. Вспомните лицо своего школьного учителя.

3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.

4. Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы жи­вете или работаете.

5. Представьте себе своего любимого телевизионного ве­дущего в какой–нибудь высокой шляпе.

6. Представьте себе самую большую книгу из своей домашней библиотеки.

Аудиальные представления

1. Вспомните свою любимую мелодию.

2. Попробуйте услышать в своем воображении отдаленный звон церковных колоколов.

3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?

4. Вспомните голос своего детского друга.

5. Представьте себе, как звучал бы ваш голос под водой.

6. Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.

Кинестетические представления

1. Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду.

2. Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бу­мажный стаканчик.

3. Представьте себе, что вы пихаете ногой кошку или собаку.

4. Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки.

5. Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены.

6. Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...