Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Происхождение религии в доарийскую эпоху



Происхождение религии - в условиях жизни людей, в таких условиях, которые порождают бессилие, чувство приниженности, страха перед силами, господствующими над человеком в его повседневной жизни: на заре истории - это силы природы, позже - это несправедливые отношения.

Религиозное сознание предполагает уже определенный уровень развитие человека. Действительно, если религия возникла как отражение в голове человека его бессилия, значит она возникла тогда, когда человек стал осознавать это бессилие, осмысливать свое положение. Фантастические представления не сразу возникли в голове человека. Их появление связано с процессом становления человеческого сознания. Поэтому вполне закономерно предположение о существовании до религиозного периода в истории человечества.

Богословы, стремясь оправдать религию и примирить ее с наукой, пропагандируют идеи о "вечности" религии, о том, что, якобы, так называемое "религиозное чувство" присуще природе человека. Для них сама постановка вопроса о происхождении религии является нелепой. Причем, когда говорят о врожденности "религиозного чувства", то имеют в виду веру в единого, бога -творца.

Многочисленные данные этнографии говорят о том, что у многих стоящих на низком уровне развития племен имеются фантастические взгляды на природу, обожествление отдельных вещей и явлений, но нет никакого представления о боге и никакого "религиозного чувства"

Гегель (1770-1831) в своем произведении "Философия религии" писал, что в основе развития мира лежит абсолютное духовное начало, которое постепенно на протяжении истории постигается людьми в различных формах. Одной из этих форм является религия.

"Для человека, - писал он, - в самой плохой религии... духовное выше, чем природа" (Гегель. "Философия религии").

Гегель гордился разумом, но с помощью разума объяснить и обосновать стоящего выше человека бога не смог. В роли бога у Гегеля выступает "абсолютное духовное начало".

Английские позитивисты Эдуард Тэйлор (1832-1917) и Герберт Спенсер (1820-1903), создатели теории анимизма (от латинского слова ашта - душа), сводили возникновение религиозных представлений к неправильному объяснению первобытным человеком загадок природы. Эта теория рассматривает первобытного человека чуть ли не как философа, больше всего раздумывающего над явлениями смерти, сна, обморока и т. п., что привело его к "открытию" души.

Понятие "анимизм", введенное Тэйлором, означало тот минимум религии, который можно обнаружить не только в верованиях самых первобытных народов, ко и во всех религиях мира; кроме того, это понятие, может быть применено, по его мнению, и для обозначения ядра всякой философии, которую он считает единственно правильной. "Я намерен проследить здесь под именем анимизма глубоко присущее человеку учение о духовных существах, которое служит воплощением •сущности спиритуалистической философии", - писал Тэйлор. (Э.Тэйлор. "Первобытная культура", Соцэкгиз, М., 1939, стр. 265-266).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...