Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкая классическая философия. Родился болезненным, прожил 80 лет. Считал, что человека держит дух




Иммануил Кант

(1724-1804г.г.)

Родился болезненным, прожил 80 лет. Считал, что человека держит дух. Если у тебя есть большое и достойное дело, ты не умрёшь, пока его не сделаешь. Начал писать философские произведения после 50 лет. «Человек без биографии». Почти полное отсутствие внешних событий жизни. Одинокая, размеренная жизнь (по его прогулкам можно было сверять часы) и работа в одном и том же Кенигсбергском университете. Во время боевых действий 1945 г. пострадал Кёнигсбергский собор, но могила его осталась целой (ныне – территория Калининградской области России).

2 периода в эволюции взглядов:

1) докритический, естественно-научный («Всеобщая естественная история и теория неба», гипотеза Канта-Лапласа: а) Солнечная система возникла из большого облака частиц материи, в результате их притяжения, отталкива­ния, столкновения; б) природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном развитии. Все живое, и человек — результат естественной биологической эволюции; 3) законы природы заложены в материю Богом)

2) критический, философский (с 70-х годов 18 века)

«Критика чистого разума» (о границах человеческого знания, «чистый разум» — часть сознания человека, осуществляющая мыслительную деятельность):

1. Главный вопрос философии «Что я могу знать?» Существует три способности познания: чувственность, рассудок и разум. Чувственное и рассудочное познание основаны на априорных (доопытных) формах познания. К таковым относятся пространство и время. Пространство и время, их чувства, человеком не приобретаются в практике жизни, а даны ему от природы. Благодаря их данности от рождения и возможно начало познания окружающего мира. Стоит отбросить эти априорные формы созерцания, как все содержание сведений человека об окружающем мире примет хаотический, бесформенный, неупорядоченный порядок.

2. Познавательные способности человеческого ра­зума ограничены. Как только ра­зум человека пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности познания), он наталкивается на неразрешимые противоречия — антиномии (антиномия – это противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми). Наличие антиномий, по Канту, — доказательство наличия границ познавательных способностей (разума). Кант выявил 4 антиномии:

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала во времени и безграничен.

2. Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. – В мире нет ничего простого.

3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. – Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

4. Есть Бог, причина всего сущего. – Бога нет.

3. Классифицикация знаний:

1) априорное знание — сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства: «все тела протяженные», «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу», только априорное знание является истинным;

2) апостериорное знание — обретается человеком в результате опыта, может быть только предположительным, но не всегда истинным, каждое его утверждение необходимо проверять на практике. Например, человек из опыта знает, что «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание не обладает полной достоверностью;

4. «Вещь в себе» (ноумен) — внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом («Бог», «смысл жизни»). «Вещь для нас» (феномен) — «является» человеку и доступна для восприятия.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума), за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии, и внешние границы — «вещи в себе».

«Критика практического разума» («практика» — учение о поведении, "прак­тический разум" — нравственность):

1. Все поступки делятся на моральные и законные. Спасти богатого, чтобы получить за это вознаграждение – законно, но не морально. Спасти того, кого сможешь спасти, не думая о вознаграждении – морально.

Моральный поступок совершается вопреки естественным склонностям человека, то есть, направлен им против самого себя (не хочется, трудно, неприятно, но надо). Пусть будет мне плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек, и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать о выгоде или о последствиях.

2. Моральный закон (кате­ горический императив):

«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства,относись к другому человеку только как к цели, высшей ценности, а не как к средству». Действуй так, чтобы твои поступки были образцом для всех. Поступай максимально по-человечески, не делай никаких уступок себе, и никак не оправдывай своих слабостей, и тогда твой поступок будет законом для всех, в том числе и для тебя. Нравственно выполнение долга, а не стремление к наслаждению. Выполняя внутренний моральный закон, человек становится выше законов Вселенной.

3. Гарантом борьбы за человеческое достоинство, торжество совести, является Бог. Если даже Бога нет, то надо жить так, как будто Он есть.

«Больше всего меня поражают две вещи: звёздное небо надо мной и моральный закон внутри меня».

«Если... наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды».

«Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?»

«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».

«Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре».

«Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все».

«Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».

«Из такого кривого полена, как человек, ничего прямого не выстругаешь».

«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья»

Иоганн Готлиб Фихте

(1762-1814)

субъективный идеализм

Обладал феноменальной памятью. Долго боролся с нуждой, давая частные уроки. Прославился, опубликовав анонимное сочинение, принятое за сочинение И. Канта. Возглавил кафедру философии Берлинского университета. Главные свойства: цельность, честность, независимость, самообладание. Умер, заразившись горячкой от жены, самоотверженно посвятившей себя уходу за ранеными в военных лазаретах.

«Наукоучение»:

«тезис»«Я есмь», то есть, «Я есмь Я»

«антитезис»«Я не есть не-Я»

«синтез» — «Я» и «не-Я» отграничивают и сочетают друг друга

«не-Я» есть порождение «Я», его проекция

есть только «Я» и процесс познания «Я» самого себя

существует множество «Я»

1. «Я есть» первый очевидный факт самоосозания, от которого нельзя отвлечься, и с которого начинается познание. «Я» безусловно полагает своё собственное бытие. Если бы меня (и моего самоосознания) не было, моё познание было бы невозможно. Существование «Я» есть существование познания. Моё познание есть проявление активности моего «Я».

«Я» непрестанная духовная деятельность, моральная и логическая, необходимость мыслить и действовать (мышление есть уже деятельность). Все содержание познания извлекаются активностью духа из его собственной сущности.

2. Что значит «Я есмь?». Это значит: «Я» есмь «Я» то есть, моё «Я» тождественно с самим собой.

Я могу сомневаться в реальности чего угодно, только в реальности «я» сомневаться нельзя, ибо оно и есть основа реальности.

3. Но полагание моего «Я» — возможно лишь тогда, когда ему противостоит «не-Я» (сказать, что есть Я возможно, лишь отличив себя от другого). «Я» не есть «не-Я»

4. «Я» и «не-Я» взаимно ограничивают друг друга и сочетают в своём взаимоотношении свои противоположные свойства. Всё, что мы осознаём, принадлежит нашему «Я». Творческий дух порождает «не-Я», проектирует его перед нами, является причиной его кажущейся независимости от нашего сознания (объективности).

Моё эмпирическое сознание есть как бы арена этой вечной борьбы титана «Я» с его собственным продуктом — чувственным миром. «Я» — как бы Сатурн, вечно пожирающий своё же детище «не-Я» и никогда не удовлетворяющий своего голода.

5. Существует Я «эмпирическое» (совокупность всех внутренних представлений, чувств и восприятий, образующих для меня внешний мир) и

Я «абсолютное» (сверхиндивидуальное, связанное с бессознательной основой мирового бытия), осуществляющего его рефлексию.

6. Неудовлетворенная моральная потребность вынуждает нас постулировать множественность однородных по организации сознаний, с которыми мы могли бы через посредство «не-я» взаимодействовать; в этом смысле «мир есть система многих индивидуальных воль».

Эмпирические «я» бесконечно разнообразны, нет двух личностей с одинаковой индивидуальностью. Абсолютное «я» распадается на множественность индивидуумов, как белый луч, преломленный призмой, распадается на цвета спектра.

«Философия учит нас все отыскивать в Я».

«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным».

«В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя».

«Женщина не видит дальше любви, и ее природа не идет дальше любви».

«Мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность».

«Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество».

«Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать».

«Вникни в самого себя, отврати взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя — таково первое требование, которое ставит философия своему ученику».

«Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа».

«Человек может то, что он должен».






Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 689 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...